Современное состояние полицейского образования
Образовательный и культурный уровень полицейских рассматривается сейчас за рубежом как основной фактор, обеспечивающий прогрессивное развитие полиции, а полицейское образование — как мощный резерв повышения эффективности полицейской деятельности, ее «секретное оружие»23.
К началу XXI в. в передовых зарубежных странах сложилась система профессионального образования полицейских. К этому времени почти все поступающие на службу в полицию Греции, Турции, Бельгии, Словакии, Словении, Польши имели среднее образование; в Германии и Австрии только 30%, а в Швейцарии 20% поступающих на службу в полицию имели высшее образование, что накладывало на ведомственную образовательную систему дополнительную ответственность. В США к 1970 г. лишь 15% полицейских имели диплом о завершении двухлетнего образования в колледже, но к 1994 г. эта цифра достигла уже 55%. Для сравнения: ФБР принимает на работу лиц только с дипломом о высшем образовании.
Одной из особенностей европейской традиции профессионального полицейского образования в отличие от американской является то, что полиции стран Европы с самого начала стремились к созданию именно образовательных ведомственных систем (т.е. дающих полноценное дипломированное образование, применимое и в других сферах деятельности). Это полицейское образование по основным показателям аналогично образованию, получаемому в общегражданских учебных заведениях. Ставилась задача обеспечивать полицейским такой образовательный уровень, который ни в чем не уступал бы общегражданскому, и их дипломы конвертировались бы вне деятельности полиции. Таким образом, европейские полицейские учебные заведения имеют статус, приравненный к общегосударственной образовательной степени, конвертируемой и вне деятельности полиции.
Суть американской традиции — принятие на учебу в полицейские академии, колледжи, учебные центры людей, уже имеющих ту или иную образовательную степень, где обучающиеся дополняли бы ее профессионально-правовой составляющей, не расцениваемой как дипломированное образование.
Полицейская подготовка в Америке имеет трехуровневое строение:
1) первоначальное обучение поступающих на службу в полицию в учебных центрах, академиях и других специальных учебных заведениях, как правило, принадлежащих территориальным полицейским органам. Этот уровень соответствует полной общеобразовательной ступени и или среднему профессиональному образованию, но может быть и несколько выше;
2) многопрофильная подготовка полицейских разных специальностей, среднего руководящего состава полиции в ведомственных образовательных учреждениях или учебных центрах под эгидой центральных (федеральных) органов полицейского управления. Этот уровень обычно соответствует степени бакалавра или несколько ниже;
3) подготовка управленческих кадров полиции, старших и высших офицеров в полицейских академиях, учебных центрах либо других ведомственных образовательных учреждениях, а также в общих университетах по специальным программам, относящимся к полицейской, юридической, управленческой и тому подобной специализации. Минимальным здесь обычно является диплом бакалавра, а максимальным — диплом магистра либо какая-нибудь ученая степень (послевузовское образование).
Трехуровневая система профессионального ведомственного образования западных стран предполагает постепенное наращивание и усложнение знаний, умений, навыков, требований к личности по мере продвижения по службе и необходимости реагирования на меняющиеся условия служебной деятельности.
Параллельно с основными уровнями профессионального образования действует широкая многопрофильная сеть дополнительного образования или, как ее называют во всем мире, последипломного Образования — повышения квалификации, усовершенствования и переподготовки полицейских кадров, которая функционирует как на базе учебных заведений, так и в форме служебной подготовки непосредственно на местах. Кроме возможности получить ведомственное образование, все больше полицейских откомандировывается или самостоятельно поступает в общегражданские университеты, институты, колледжи. Участились случаи приема на работу в полицию людей, уже имеющих одно или даже два высших образования.
В ряде стран практикуется функционирование под патронатом правоохранительных органов профессионально ориентированных лицеев, колледжей, курсов, школ для молодежи, планирующей в дальнейшем служить в полиции. Под эгидой различных полицейских организаций и образовательных учреждений проводятся международные и национальные конференции, семинары, краткосрочные (1—3 дня) курсы по разнообразным научно-практическим проблемам полицейской деятельности, после окончания которых участникам выдаются сертификаты, удостоверяющие прохождение обучения.
Таким образом, фактически все сотрудники полицейских департаментов и практических органов полиции оказываются охваченными той или иной формой обучения, т.е. можно говорить о сложившейся к началу XXI в. в развитых странах системе непрерывного профессионального полицейского образования.
В настоящее время за рубежом наметились общие тенденции развития профессионального образования кадров полиции, обеспечивающие приведение образования и подготовки кадров полиции в соответствие с требованиями времени и изменениями в полицейской деятельности. К таким тенденциям относятся:
• демократизация процесса отбора в полицию;
• отход от военных традиций и создание собственных;
• социализация и гуманизация процесса обучения;
• интеллектуализация образования;
• стремление ведомственного высшего образования соответствовать стандартам общегражданского и общеуниверситетского образования;
• формирование творческого мышления и развитие личностных качеств и способностей специалистов различных направлений полицейской деятельности;
• использование в процессе образования сотрудников полиции технологий дистанционного, открытого и непрерывного обучения;
• стремление систем полицейского образования разных стран к интеграции и кооперации.
Под влиянием совокупности различных политических, исторических, социально-педагогических и иных факторов в разных странах складывались различные педагогические модели24 полицейского образования (в Европе это российская, французская, немецкая и британская). В разных европейских странах встречается и симбиоз разных моделей, включая американскую (Словения, Хорватия, Венгрия, Турция и др.). Если до конца 80-х годов XX в. социалистические страны и страны народной демократии копировали советскую образовательную модель профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, то сейчас они, за исключением Беларуси, ориентированы на Запад и берут преимущественно американскую или немецкую модель (страны Восточной Европы, Балтии).
Педагогические системы полицейского образования отличаются своеобразием образующих их элементов: целей, задач, содержания, форм, методов и др. Пока не сложилось единого представления о профессионализме полицейского, тем не менее все сходятся во мнении, что в настоящее время в полицейской деятельности котируется не пресловутая рабочая сила, а сотрудник с высоким уровнем образованности, воспитанности, профессиональной обученности. Совокупность этих качеств и образует профессионализм. Чаще всего в требования к полицейским включают:
• полное понимание и принятие предназначения полиции в обществе;
• понимание разнообразных социальных проблем и умение их разрешать;
• чувство общности с коллегами;
• уважение к Кодексу этики и следование его положениям в жизни и на службе;
• интеллект выше среднего и критичность мышления;
• наличие необходимых знаний, навыков и умений (профессиональных, исследовательских, коммуникативных), их постоянное пополнение и совершенствование;
• владение совокупностью методов профессиональной деятельности (умение перевести знания в сферу практической работы);
• психологическая и этическая подготовленность;
• непрерывное обучение новым методам полицейской деятельности;
• осведомленность о сильных и слабых сторонах своей личности;
• стремление к повышению квалификации и др.
Более конкретно профессиональные требования связаны со специализацией сотрудника полиции, его должностью и местом в полицейской иерархии. Существует мнение, что надо готовить и специалистов широкого профиля, и специалистов узкой специализации25. Содержание каждого конкретного образовательного уровня и ступени соответствует определенным стандартам и напрямую зависит от сроков и формы получения образования, качественного состава обучаемых и т.д. Имеется в виду изучение гуманитарных, общеобразовательных, правовых, специальных учебных дисциплин и иностранных языков, обязательное развитие коммуникативных навыков, воспитание, физическая и психологическая подготовка, развитие личностных качеств. Изменения в содержании полицейского образования происходят адекватно изменениям в полицейской деятельности. В профессиональном содержании образования приоритет отдается актуальным темам: борьбе с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом, распространением наркотиков и их злоупотреблением; соблюдению и защите прав чело века26. В специальном курсе обучающиеся готовятся к взаимоотношениям с населениям. Многие считают, что этот курс надо включать и при изучении других дисциплин. При этом следует отметин, что в системе подготовки теоретическая часть содержания зачастую замещается усилением отработки навыков действий в разных ситуациях.
Для образовательного процесса характерны:
• четкая регламентированность всех действий субъектов педагогического процесса (администрации, преподавателей, инструкторов, курсантов и т.д.);
• мощное методическое обеспечение в виде многочисленных инструкций, памяток, учебных пособий, методических мате риалов;
• прагматичность, рациональность, конкретность в обучении, предполагающие четкое понимание как преподавателями, так и учащимися круга необходимых знаний и умений (ассот plishments and skills), которыми следует овладеть в максимально сжатые сроки;
• активность и профессиональная направленность обучения, достигающиеся широким распространением в западном профессиональном полицейском образовании практического обучения (experiential learning) (ролевые игры, практические занятия, дискуссии, совместное решение проблем, взаимообучение);
• психологическая комфортность («чувство безопасности в группе»), предполагающая оптимистичность обучения, укрепление у взрослого учащегося, нередко страдающего различными комплексами, веры в себя, свои возможности;
• высокая интенсивность занятий при создании учащимся необходимых условий для учебы и отдыха;
• доверие к учащимся в сочетании с жесткой системой контроля знаний, умений, навыков;
• воспитание учащихся, пронизывающее весь педагогический процесс с акцентом на патриотическое воспитание;
• применение эффективных педагогических технологий в учебно-практической деятельности (технологии дистанционного, компьютерного, открытого обучения и т.д.);
• модификация современной поведенческой роли преподавателя, который должен предоставлять учащимся возможность активного участия в процессе обучения (стиль соучастия participatory style), конкретизации задач и содержания программ;
• повышенные требования к профессорско-преподаилтельскому составу, который обычно формируется на конкурсной основе и проходит дополнительную педагогическую подготовку;
• постоянная «обратная связь» (feedback) между учащимися, преподавателями, администрацией на всех уровнях обучения, а также выпускниками, практическими работниками (посредством анкетирования, опросов, рецензирования и т.д.);
• гласность образования — открытость, «прозрачность» для населения деятельности ведомственных полицейских учебных заведений.
Каждый выпускник заранее знает место своей будущей службы и должность. Это связано и с тем, что местные органы власти и органы полиции принимают непосредственное участие в рекрутировании и отборе кандидатов на учебу, в управлении учебным заведением, его финансировании.
Подготовка управленческого звена полиции включает развитие умений руководить, принимать решения, координировать действия сотрудников, планировать материальные, финансовые и людские ресурсы, организовывать действия населения для поддержания общественного порядка. Лиц, занимающих руководящие посты в высшем «эшелоне» полицейской иерархии, готовят по принципу: столько высокообразованный, профессионально-компетентный человек может руководить полицейскими органами, включающими не только громадные материально-технические ресурсы, но и самый сложный и значимый «человеческий ресурс». Их обучают создавать благоприятный морально-психологический климат среди персонала, строить оптимальные деловые взаимоотношения с сотрудниками, предупреждать и разрешать конфликты. Считается, что человековедческие психологические и педагогические знания и умения обязательны для управленца, так как составляют менталитетную основу его деловых успехов, устойчивого профессионального рейтинга и людского признания.