Развитие первоначальных навыков речевого общения
У умственно отсталых детей отмечается длительное отсутствие активной речи, недостаточное понимание обращенного к ним высказывания, что затрудняет формирование коммуникативной функции языковой деятельности. Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка. Поэтому развитие речи на основе практического усвоения средств языка выступает как одна из главных задач уже в добукварный период.
Прежде всего необходимо учить детей понимать и выполнять несложные инструкции: «Встань», «Сядь», «Подойди к доске», «Возьми тетрадь, карандаш, ручку», «Покажи, где лежит тетрадь», «Положи тетрадь на стол, в портфель» и др. В данном случае слово взрослого становится регулятором поведения ребенка, организует его деятельность.
В дальнейшем, создавая условия, побуждающие умственно отсталого школьника к высказыванию, учитель должен формировать его речевую деятельность, обеспечить правильное построение фразы. С этой целью организуются беседы на основе проведенных экскурсий, в процессе наблюдений, практических работ по уходу за растениями, при уборке помещения, рассматривании картин, просмотре диафильмов и т. д. Таким образом формируется диалогическая, или вопросо-ответная речь, умение отвечать, спрашивать, выслушивать разъяснения, указания, советы учителя и выполнять их.
При организации беседы учителю необходимо помнить, что его речь, являясь образцом для подражания, должна быть правильной, неторопливой, не слишком громкой, не слишком тихой. При очень тихой речи учащиеся напрягают слух, к громкой — быстро привыкают, перестают слушать. И в том и в другом случае дети устают, внимание их рассеивается, слово учителя перестает нести свою регуляторную, организующую функцию.
В самом начале обучения умственно отсталых детей особенно необходимо соблюдать общедидактические требования к постановке вопросов:
1. Вопросы задаются всему классу, чтобы привлечь внимание школьников, учить их слушать и понимать обращенную к ним речь.
2. Учащимся дается время на обдумывание ответа.
3. Вопросы не должны предполагать односложного ответа «да» или «нет».
4. Нельзя задавать вопросы, которые требуют двойного ответа («Каких диких и домашних животных вы знаете?»).
Для формирования у учащихся вспомогательной школы правильного речевого высказывания обязательно и такое требование, как необходимость на первых порах включать в вопрос почти все слова, которые войдут в ответ ученика, чтобы облегчить ребенку задачу правильного построения фразы:
— Как зовут этого мальчика?
— Этого мальчика зовут Коля?
—Куда мы вчера ходили?
— Вчера мы ходили в парк?
Нельзя, чтобы ученики отвечали всегда только одним словом («Коля», «В парк»). Требование полного, правильно построенного ответа — одно из условий обучения речи.
В дальнейшем рекомендуется так формулировать вопросы, чтобы получать в ответ более развернутые высказывания. И если на поставленный вопрос о проведенной экскурсии ученик ответит двумя фразами, это уже шаг на пути формирования связной речи.
В ходе беседы учитель, задавая конкретные вопросы, выявит и уточнит все, что дети видели и наблюдали. И в заключение обязательно нужно, чтобы с помощью вопросов ученики обобщили полученные знания.
К другим методическим приемам обучения умственно отсталых школьников правильной речи относятся такие ее виды, как сопряженная, отраженная и хоровая речь с движением.
При сопряженной речи ученик вместе с учителем произносит ранее сказанную фразу, при отраженной — ученики самостоятельно повторяют услышанное предложение. Эти приемы способствуют формированию у детей неторопливого темпа, правильной артикуляции и дикции, соблюдению пауз, логического ударения.
Положительные результаты в укреплении неторопливого темпа и определенного ритма высказывания дает хоровая речь. Причем ее лучше использовать для работы не со всем классом, а по группам (рядам), чтобы учитель мог услышать каждого ребенка и не допустить невыразительного скандированного произношения, которое может появиться, если ученики часто говорят хором. Хоровая речь должна быть легкой, плавной, четкой и сохранять свою выразительность.
Широко применяется речь с движениями, благоприятно воздействующая на моторику ребенка. Это, как правило, короткие стихи, четверостишия, сопровождаемые движением рук, туловища, ног.
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали,
А теперь мы отдохнем
И опять писать начнем.
Девочки и прыгают, как мячики,
Ножками топочут,
Весело хохочут.
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся.
Руки в стороны, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Эти упражнения обычно проводятся во время физкультминутки.
В добукварный период в качестве речевого материала для прослушивания и беседы, для разучивания с голоса учителя широко используют стихи для детей дошкольного возраста, четверостишия, загадки, скороговорки, сказки (такие, как «Колобок», «Репка», «Курочка-ряба», а также «Три медведя», «Маша и медведь», «Лиса и заяц»).
Следует предупредить, что сказки учитель должен не читать, а рассказывать. Сказки можно иллюстрировать, инсценировать, макетировать. Изготовить куклы-макеты (репка, дед, бабка, Жучка, кошка, мышка) не сложно. Они помогут учащимся понять сложившуюся ситуацию, причем развернутую во времени. Кроме того, учителю легче будет подвести детей к пониманию основного смысла сказки («Сильны, когда все вместе»).
Обучение первоклассников речевому общению, в частности правильному высказыванию, несомненно способствует повышению 10 уровня их общего развития. Кроме того, такая работа поможет выявить детей с более сложным речевым недоразвитием, нарушением произношения, учеников с более низким уровнем интеллектуального развития. По сравнению с другими детьми их будут отличать не только затруднения в речевом оформлении, как в первом случае, а главным образом нарушения мыслительных процессов. Так, выполнение действия по инструкции для них сложно из-за той «мыслительной деятельности, которую они должны произвести: анализ ситуации, соотношение ее с требованиями инструкции, выбор нужного действия и т. п.»1.
Эти ученики в большей степени будут ошибаться в упражнениях на классификацию, в выборе четвертого лишнего, подборе слов обобщающего значения и других заданиях, предлагаемых для выявления особенностей познавательной деятельности.
При формировании первоначальных речевых навыков необходимо будет обратить внимание и на детей, у которых обнаружатся общемоторное недоразвитие, трудности при выполнении движений.