Развитие первоначальных навыков речевого общения

У умственно отсталых детей отмечается длительное отсутствие активной речи, недостаточное понимание обращенного к ним вы­сказывания, что затрудняет формирование коммуникативной функции языковой деятельности. Без речевого общения невозмож­но полноценное развитие ребенка. Поэтому развитие речи на основе практического усвоения средств языка выступает как одна из главных задач уже в добукварный период.

Прежде всего необходимо учить детей понимать и выполнять несложные инструкции: «Встань», «Сядь», «Подойди к доске», «Возьми тетрадь, карандаш, ручку», «Покажи, где лежит тет­радь», «Положи тетрадь на стол, в портфель» и др. В данном слу­чае слово взрослого становится регулятором поведения ребенка, организует его деятельность.

В дальнейшем, создавая условия, побуждающие умственно от­сталого школьника к высказыванию, учитель должен формиро­вать его речевую деятельность, обеспечить правильное построение фразы. С этой целью организуются беседы на основе проведенных экскурсий, в процессе наблюдений, практических работ по уходу за растениями, при уборке помещения, рассматривании картин, просмотре диафильмов и т. д. Таким образом формируется диало­гическая, или вопросо-ответная речь, умение отвечать, спраши­вать, выслушивать разъяснения, указания, советы учителя и вы­полнять их.

При организации беседы учителю необходимо помнить, что его речь, являясь образцом для подражания, должна быть правиль­ной, неторопливой, не слишком громкой, не слишком тихой. При очень тихой речи учащиеся напрягают слух, к громкой — быстро привыкают, перестают слушать. И в том и в другом случае дети устают, внимание их рассеивается, слово учителя перестает нести свою регуляторную, организующую функцию.

В самом начале обучения умственно отсталых детей особенно необходимо соблюдать общедидактические требования к поста­новке вопросов:

1. Вопросы задаются всему классу, чтобы привлечь внимание школьников, учить их слушать и понимать обращенную к ним речь.

2. Учащимся дается время на обдумывание ответа.

3. Вопросы не должны предполагать односложного ответа «да» или «нет».

4. Нельзя задавать вопросы, которые требуют двойного ответа («Каких диких и домашних животных вы знаете?»).

Для формирования у учащихся вспомогательной школы пра­вильного речевого высказывания обязательно и такое требование, как необходимость на первых порах включать в вопрос почти все слова, которые войдут в ответ ученика, чтобы облегчить ребенку задачу правильного построения фразы:

— Как зовут этого мальчика?

— Этого мальчика зовут Коля?
—Куда мы вчера ходили?

— Вчера мы ходили в парк?

Нельзя, чтобы ученики отвечали всегда только одним словом («Коля», «В парк»). Требование полного, правильно построенного ответа — одно из условий обучения речи.

В дальнейшем рекомендуется так формулировать вопросы, чтобы получать в ответ более развернутые высказывания. И ес­ли на поставленный вопрос о проведенной экскурсии ученик от­ветит двумя фразами, это уже шаг на пути формирования связ­ной речи.

В ходе беседы учитель, задавая конкретные вопросы, выявит и уточнит все, что дети видели и наблюдали. И в заключение обя­зательно нужно, чтобы с помощью вопросов ученики обобщили полученные знания.

К другим методическим приемам обучения умственно отста­лых школьников правильной речи относятся такие ее виды, как сопряженная, отраженная и хоровая речь с движением.

При сопряженной речи ученик вместе с учителем произносит ранее сказанную фразу, при отраженной — ученики самостоятель­но повторяют услышанное предложение. Эти приемы способству­ют формированию у детей неторопливого темпа, правильной арти­куляции и дикции, соблюдению пауз, логического ударения.

Положительные результаты в укреплении неторопливого тем­па и определенного ритма высказывания дает хоровая речь. При­чем ее лучше использовать для работы не со всем классом, а по группам (рядам), чтобы учитель мог услышать каждого ребенка и не допустить невыразительного скандированного произношения, которое может появиться, если ученики часто говорят хором. Хо­ровая речь должна быть легкой, плавной, четкой и сохранять свою выразительность.

Широко применяется речь с движениями, благоприятно воз­действующая на моторику ребенка. Это, как правило, короткие стихи, четверостишия, сопровождаемые движением рук, тулови­ща, ног.

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали,

А теперь мы отдохнем

И опять писать начнем.

Девочки и прыгают, как мячики,

Ножками топочут,

Весело хохочут.

На носочки поднимайся,

Приседай и выпрямляйся.

Руки в стороны, в кулачок,

Разожми и на бочок.

Эти упражнения обычно проводятся во время физкультми­нутки.

В добукварный период в качестве речевого материала для про­слушивания и беседы, для разучивания с голоса учителя широко используют стихи для детей дошкольного возраста, четверости­шия, загадки, скороговорки, сказки (такие, как «Колобок», «Реп­ка», «Курочка-ряба», а также «Три медведя», «Маша и медведь», «Лиса и заяц»).

Следует предупредить, что сказки учитель должен не читать, а рассказывать. Сказки можно иллюстрировать, инсценировать, макетировать. Изготовить куклы-макеты (репка, дед, бабка, Жуч­ка, кошка, мышка) не сложно. Они помогут учащимся понять сло­жившуюся ситуацию, причем развернутую во времени. Кроме того, учителю легче будет подвести детей к пониманию основного смыс­ла сказки («Сильны, когда все вместе»).

Обучение первоклассников речевому общению, в частности пра­вильному высказыванию, несомненно способствует повышению 10 уровня их общего развития. Кроме того, такая работа поможет выявить детей с более сложным речевым недоразвитием, наруше­нием произношения, учеников с более низким уровнем интеллек­туального развития. По сравнению с другими детьми их будут отличать не только затруднения в речевом оформлении, как в пер­вом случае, а главным образом нарушения мыслительных про­цессов. Так, выполнение действия по инструкции для них сложно из-за той «мыслительной деятельности, которую они должны про­извести: анализ ситуации, соотношение ее с требованиями инст­рукции, выбор нужного действия и т. п.»1.

Эти ученики в большей степени будут ошибаться в упражне­ниях на классификацию, в выборе четвертого лишнего, подборе слов обобщающего значения и других заданиях, предлагаемых для выявления особенностей познавательной деятельности.

При формировании первоначальных речевых навыков необхо­димо будет обратить внимание и на детей, у которых обнаружат­ся общемоторное недоразвитие, трудности при выполнении дви­жений.

Наши рекомендации