Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти
Подберите 10 простых, не связанных непосредственно слов. Например, игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, пол, бутылка.
Инструкция: «Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь все, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я кончу читать. Готов? Читаю». Затем следует четко произнести 10 слов, после чего предложить повторить их в любом порядке. Такую процедуру совершать пять раз, каждый раз под названными словами ставить крестики, занося результаты в протокол.
Выявите, на каком повторении ребенок воспроизводит наибольшее число слов.
Обратите внимание и на следующие характеристики ребенка:
1. Если воспроизведение начинает сначала увеличиваться, а потом уменьшаться, то это говорит об истощаемости внимания, забывчивости.
2. Зигзагообразная форма «кривой» указывает на рассеянность, неустойчивость внимания.
3. «Кривая» в форме «плато» наблюдается при эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности.
Методика Джекобсона по определению способности к запоминанию
Названные вами слова или цифры ребенок должен повторить в том же порядке.
Инструкция: «Я назову тебе слова (цифры), ты их постарайся запомнить, а потом мне их в том же порядке повторишь». Вы называете три слова (цифры). После повторения учеником называете четыре слова (цифры)... и т.д. до семи слов (цифр):
2,7,4 4,7,1
9,6,1,8 3,0,6,2
4,7,2,5,9 1,4,9,6,0
6,0,7,5,9,2 3,8, 1,5,7,2
1,7,4,2,8,3,9 9,0,3,8,5,2,7
Второй столбец – контрольный: если ребенок ошибся при воспроизведении какой-то строки из 1-го столбца, задание по ней повторяются из этого (2-го) столбца.
При воспроизведении слов (цифр) выполнение задания оценивается следующим образом:
· строка из 7 знаков - в 10 баллов («отлично»); строка из 6 знаков - в 9 баллов («очень хорошо»);
· строка из 5 знаков - в 7 баллов («хорошо»);
· строка из 4 знаков - в 4 балла («удовлетворительно»);
· строка из 3 знаков - в I балл («неудовлетворительно»).
Методика по определению концентрации и распределения внимания
Начертите квадрат 10x10 клеток. В эти 100 клеток поместите в произвольном порядке по 16-17 разных изображений: круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, звездочка, флажок.
При определении концентрации внимания ребенок должен ставить на заданной вами фигуре крестик, А при определении переключаемости внимания в одну фигуру ставить крестик, а в другую - черточку.
Инструкция:«Здесь нарисованы разные фигуры. Сейчас ты будешь ставить на звездочках крестик, а на остальных ничего ставить не будешь». При определении переключаемости внимания в инструкцию включается задание ставить на одной выбранной вами фигуре крестик, а на другой - черточку. В остальные ничего не ставить. Правильность, полноту выполнения задания оценивают по 10-балльной системе, снижая по 0,5 балла за каждую ошибку. Обратите внимание на то, насколько быстро и уверенно выполняется задание.
Методика по определению состояния долговременной памяти
Попросите ребенка назвать ранее заученные слова через 1 час. Инструкция: «Вспомни те слова, которые я тебе читал». Оценка 10 баллов - если ребенок вспомнил все слова, которые он воспроизводил в лучшем для себя варианте. Каждое невоспроизведенное слово уменьшает оценку на 1 балл..
Особенности речи
Речь - ведущая форма общения и мышления, опосредованная языком. Готовность к школьному обучению включает определенный уровень речевого развития: правильное звукопроизношение, способность различать и дифференцировать акустические признаки звуков (звонкость и глухость, твердость и мягкость, шипящие - свистящие и др.), достаточный для полноценного общения с окружающими, уровень сформированности словаря и грамматического строя, умение логично, связно строить высказывание, речевую активность.
Речь детей с ЗПР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей, куда входят: низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи; недостаточность произношения свистящих, шипящих звуков и звука «р», обусловленная вялостью артикулирования, приводящей к их неотчетливому звучанию, искажению (слабое осознание звукового строения слова); недостаточно сформированы фонематический слух и фонематическое восприятие - умственное действие по определению количества, последовательности, мест звуков.
Для детей с ЗПР характерна недостаточность межанализаторного взаимодействия, т.е. они с трудом образуют слуходвигательные, зрительно-двигательные и слухозрительные связи. Поэтому им сложно установить соответствие между фонемой и графемой: они с трудом определяют связь между звуком и буквой, что значительно усложняет процесс обучения чтению и письму. Для них характерна бедность, неточность, недифференцированность словаря. Он представлен преимущественно бытовой, обиходной лексикой.
Имеют место случаи неверного понимания и неточного употребления многих общеупотребительных слов: «стакан» вместо «кружка», «цветы» вместо «клумба»; смешение слов с разным лексическим значением, но близких по звуковому составу (пояс - поезд); дети не улавливают разницы в значении слов («вышивает» — «шьет», «поливает» - «льет», «выливает» - «льет»); употребляют слова в приблизительном, неточном значении («сад» - «деревья», «шляпа» -«шапка», «клевать» - «есть»); называют целый предмет вместо части и наоборот (посуда - тарелки, туфли - обувь, платье - одежда, одежда-рубашка); наименование заменяют описанием ситуации или действия, связанных с обозначением предметов (конура«тут собака живет», дворник - «улицу метет», почтальон - «газеты, письма разносит»).
В словаре детей данной категории преобладают слова с конкретным, хорошо им известным значением. В основном они пользуются такими категориями, как существительное, глагол. Из прилагательных употребляют в основном качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки (цвет, форму, величину), недостаточно владеют антонимическими, синонимическими средствами языка.
В речи детей с ЗПР недостаточно представлены местоимения, наречия. Такие дети замедленно включают в свою речь новые слова, понятия, полученные в процессе обучения.
У детей с ЗПР отмечается неточное понимание и неадекватность употребления сложных предлогов; в связной речи встречаются аграмматизмы в виде ошибок в падежных окончаниях (мальчик наливает чай в чашке), неправильного выбора формы и времени глаголов (летом отдыхают и купались в реке, картофель росла в огороде), нарушения порядка слов в предложении (новую мама купила дочке куклу), ошибки согласования (черный тень).
Логическое построение связного высказывания также оказывается нарушенным: наблюдается «застревание» на второстепенных деталях и пропуск важного логического звена, неумение передать последовательность событий, ребенок легко «соскальзывает» с одной темы на другую.
В письменных работах дети с ЗПР делают специфические ошибки, которые можно подразделить, учитывая вызвавшие их причины, на следующие группы:
- отражающие несформированность фонематического слуха;
- связанные с недоразвитием навыков звукового анализа;
- вызванные недостатками развития лексико-грамматического строя речи.
При недоразвитии фонематического слуха наблюдаются стойкие, повторяющиеся ошибки, отражающие слабость дифференцирования звонкости - глухости, твердости - мягкости звуков. Реже встречаются смещение свистящих и шипящих, сонорных «р» - «л».
Низкая способность к проведению звукового анализа подлежащих написанию слов отражается в ошибках следующего типа: пропуск букв, перестановка букв и слогов (окно - онко), «лишние» буквы, чаще всего при стечении согласных (дружно - дуружно), слитное написание элементов нескольких слов, слитное написание предлога со словом, раздельное написание приставки и корня слова (на стене - настене, устала - у стала).
Дети с трудом усваивают правила выделения границ предложения.
Ошибки, обусловленные недоразвитием фонематического слуха и звукового анализа, препятствуют полному усвоению орфографических правил, так как в силу указанных нарушений применить их на практике ученик не может.
Лексико-грамматическое недоразвитие речи (бедность и недостаточная дифференцированность словаря, аграмматизмы) особенно ярко отражается при самостоятельном письме, а также, хотя и значительно реже, при письме под диктовку. Лексико-грамматические ошибки отражают бедность представлений об отражающей действительности, недостатки словаря и аграмматизмы, свойственные устной речи младших школьников с ЗПР.
Особенности речевого развития данной категории учащихся могут проявляться неравномерно: у одних преобладают фонетико-фонематические расстройства (нарушение звукопроизношения в сочетании с дефектами звукоразличения), у других - лексико-грамматические.
Степень проявления дефекта может быть разной. В зависимости от этого по-разному будут вырисовываться проблемы обучения, а следовательно, потребуются разные меры дифференцированной помощи, предупреждения появления специфических трудностей.