Обязанности руководителя курсовой работы (проекта) и порядок ее выполнения студентом

Общее руководство и контроль за ходом выполнения курсовой работы (проекта) осуществляет преподаватель соответствующей дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля.

Основными функциями руководителя курсовой работы (проекта) являются:

- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения исследовательской работы. В ходе консультаций преподавателем разъясняются назначение и задачи, структура и объем, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей работы, даются ответы на вопросы студентов;

- оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;

- контроль хода выполнения студентом курсовой работы (проекта);

- проверка курсовой работы (проекта);

- подготовка письменного отзыва на курсовую работу (проект);

- консультирование студента к выступлению и мультимедийному сопровождению защиты курсовой работы (проекта).

Основными обязанностями студента при написании курсовой работы (проекта) являются:

- выполнение требований Положения по курсовой работе;

- своевременный выбор темы;

- посещение консультаций и выполнение в соответствии с графиком

требований и заданий руководителя;

- написание работы в соответствии с утвержденным графиком;

- завершение окончательного варианта курсовой работы (проекта) и представление ее для проверки не позднее, чем за 2 недели до дня защиты, определенного графиком защиты курсовой работы;

- подготовка доклада и мультимедийной презентации курсовой работы (проекта) на бумажном и электронном носителях.

По завершении студентом курсовой работы (проекта) руководитель проверяет, подписывает ее и вместе с письменным отзывом передает студенту для ознакомления.

Письменный отзыв содержит:

- обоснование актуальности исследуемой проблемы;

- оценку качества выполнения курсовой работы (проекта);

- оценку полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости курсовой работы (проекта);

- оценку сформированности общих и профессиональных компетенций согласно избранному виду профессиональной деятельности;

- заключение о соответствии курсовой работы (проекта) заявленной теме;

- рекомендуемую оценку.

1.3 Требования к структуре, объёму и содержанию курсовой работы (проекта)

Объем курсовой работы (проекта) должен составлять не менее 25, ноне более 30 страниц печатного текста (приложение в общий объем работы не входит).

Рекомендуется следующая структура курсовой работы (проекта):

- титульный лист;

- содержание (оглавление);

- введение (2-3 стр.);

- основное содержание курсовой работы (проекта) (20-25 стр.);

- заключение (2-3 стр.);

- список использованных источников информации (не менее 20 источников);

- приложения (по тексту изложения работы обязательно должны быть ссылки на номера приложений).

Титульный лист – установленный образец, который содержит названия образовательного организации, предметной (цикловой) комиссии, а также тему курсовой работы (проекта); фамилию, имя и отчество студента, специальность, курс, номер группы студента, форму обучения; инициалы и фамилию научного руководителя работы.

Содержание (оглавление) включает введение, наименования и номера глав и параграфов, заключение, список использованных источников информации, приложения.

Во введении необходимо обосновать актуальность и практическую значимость выбранной темы, сформулировать цель и задачи, объект и предмет исследования, круг рассматриваемых проблем, указать базу исследования, материалы которой используются в работе.

Содержащиеся во введении формулировки актуальности темы, цели и задач работы, практической значимости должны быть четкими и не иметь двояких толкований. Введение должно быть кратким в пределах 2-3 страниц печатного текста.

Актуальность. В этом пункте обосновывается выбор темы курсовой работы. Иными словами, студент должен аргументировано показать, что данная проблема действительно представляет интерес для изучения и рассмотрения (например, в силу малоизученности данной проблемы, и/или ее специфичности в российских условиях, и/или в связи с проявлением в настоящий период некоторых новых черт данного явления и т.п.). Освещение актуальности не должно быть многословным, «начинающимся издалека». Главное – это отразить суть проблемной ситуации. Освещение актуальности может просто излагаться по пунктам. Четкое обоснование актуальности темы помогает студенту яснее сформулировать цель работы.

От доказательства актуальности темы целесообразно перейти к формулировке цели работы, которая должна заключаться в решении проблемной ситуации путем ее анализа и нахождения закономерностей. Правильная постановка цели – процесс не менее важный, чем формулирование выводов.

Например, цель исследования: изучение возможности экспериментирования в повышении познавательного потенциала экскурсий.

Объект исследования – это часть объективной реальности, которая на данном этапе становится предметом практической и теоретической деятельности человека. Это может быть процесс обучения, внеклассная работа, деятельность воспитанника, психические процессы и т.д. Объект исследования является более широким понятием, чем предмет исследования.

Например, если избирается объектная область – методика изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, то объектом исследования могут быть методы, формы, межпредметные связи, особенности обучения детей разным видам изобразительной деятельности.

Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта. Предметом исследования могут быть содержание, условия, среда, формы, методы обучения и воспитания, деятельность и т.д.

Например, объектом исследования может быть воспитание бережного отношения к природе у детей, а предметом – экскурсия как средство бережного отношения к природе.

В развитие цели курсовой работы (проекта) определяются задачи. Обычно это делается в форме перечисления (проанализировать, осуществить проверку, разработать, обобщить, выявить, доказать, показать, найти, изучить, раскрыть, рассмотреть, определить, описать, исследовать, выяснить, дать рекомендации, установить взаимосвязь, сделать прогноз и т.п.).

Формулировать задачи необходимо как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав выпускной квалификационной работы. Это важно и потому, что заголовки глав и вопросов довольно часто рождаются из формулировок задач курсовой работы (проекта). В последующем, при написании заключения, целесообразно сделать выводы и внести предложения, отражающие достижение цели и задач работы.

Например, тема исследования «Развитие нравственных качеств у младших школьников на уроках чтения» может предполагать решение следующих задач:

- проанализировать основные теоретические подходы к развитию нравственных качеств у младших школьников;

-изучить опыт работы современных школ по развитию нравственных качеств у младших школьников на уроках чтения;

- выявить экспериментальным путем возможности уроков чтения для развития нравственных качеств у младших школьников;

- создать методические рекомендации по развитию нравственных качеств у младших школьников на уроках чтения.

В конце «Введения» желательно раскрыть структуру исследования, т.е. дать перечень её структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

Основная часть, раскрывающая историю вопроса, уровень разработанности темы в теории и практике, посредством сравнительного анализа литературы. Здесь 3-4 вопроса, в которых раскрывается сущность темы. Этот раздел следует изложить на 20-25 страницах печатного текста. Каждый из перечисленных параграфов должен быть озаглавлен. В конце каждого параграфа рекомендуется формулировать основные выводы. Это позволит студенту логически связать последовательные разделы между собой и существенно облегчит написание заключения курсовой работы.

Заключение. Здесь содержатся выводы, к которым пришёл автор, характеризуется степень раскрытия темы, определяется, достигнуты ли цель и задачи работы. Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. Его следует писать кратко, на 2-3 страницы печатного текста. Заключение лежит в основе доклада студента на защите.

Список использованных источников отражает перечень источни­ков, которые использовались при написании выпускной квалификационной работы, составленный в следующем порядке:

- законы Российской Федерации;

- указы Президента Российской Федерации;

- постановления Правительства Российской Федерации;

- нормативные акты, инструкции;

- иные официальные материалы (резолюции-рекомендации международных организаций и конференций, официальные доклады,

- официальные отчеты и др.);

- монографии, учебники, учебные пособия (в алфавитном порядке);

- иностранная литература;

- интернет-ресурсы.

Оформление осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5 - 2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления и ГОСТ 7.1 – 2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

Приложения могут состоять из дополнительных справочных ма­териалов, имеющих вспомогательное значение, например, копий докумен­тов, выдержек из отчетных материалов, статистических данных, схем, таблиц, диаграмм, программ, положений и т.п.

По содержанию курсовая работа может носить теоретический, практический, опытно-исследовательский или проектный характер.

По структуре курсовая работа теоретического характера состоит из:

- введения, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируются цель работы, задачи, предмет, объект и др.;

- теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы;

- заключения, в котором содержатся итоговые результаты исследования, выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;

- списка используемых источников (не менее 20 источников);

- приложения.

По структуре курсовая работа практического характера состоит из:

- введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируются цели, задачи, предмет, объект, гипотеза работы определяются методы исследования;

- основной части, которая обычно состоит из двух разделов: в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы;

вторым разделом является практическая часть, которая направлена на решение выбранной проблемы и состоит из проектирования педагогической деятельности, описания и реализации;

- заключения, в котором содержатся выводы и итоговые результаты исследования, даются рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;

- списка используемых источников (не менее 20 источников);

-приложения.

По структуре курсовая работа опытно - исследовательского характера состоит из:

- введения, в котором раскрываются актуальность и значение темы, определяется цели, задачи, предмет, объект, гипотеза работы, определяются методы исследования и др.;

- основной части, которая обычно состоит из двух разделов:

в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы, даны история вопроса, анализ уровня разработанности проблемы в теории и практике;

второй раздел представлен практической частью, в которой содержатся план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, обоснование выбранного метода, основные этапы эксперимента, обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы;

- заключения, в котором содержатся итоговые результаты исследования, выводы и рекомендации о возможности применения полученных результатов;

- списка используемых источников (не менее 20 источников);

- приложений.

Содержанием курсовой работы проектного характера является раз­работка изделия или продукта творческой деятельности.

По структуре данная КР состоит из пояснительной записки, практической части, списка используемых источников. Структура и содержание пояснительной записки определяется в зависимости от профиля специальности, темы проекта.

Для специальностей технического профиля пояснительная записка КР содержит:

-введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, сформулированную цель курсового проекта, название объекта курсового проектирования, перечень основных проблем и задач, решаемых и представленных в пояснительной записке;

- теоретическую часть, в которой приводится обзор современных программных средств создания проекта (например, электронного пособия), описание программы (не менее 3) для создания проекта (например, электронного пособия);

- проектную часть, которая состоит из алгоритма создания проекта (пошаговые действия со скриншотами) и руководства пользователя;

- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования работы;

- список используемых источников (не менее 20 источников);

- приложения, связанные с проектом.

Для специальностей гуманитарного профиля в пояснительной записке дается теоретическое, а в необхо­димых случаях и расчетное обоснование создаваемых продуктов творческой деятельности.

В проектной части созданные изделия или продукты твор­ческой деятельности представляются в виде программ, моделей, сценариев, готовых изделий, ху­дожественных произведений, картин, чертежей, схем, графиков, диаграмм, серий наглядных пособий, электронных учебно-методических пособий, компьютерных обучающих программ и презентаций и т. п. в соответствии с видами профессиональной деятельности и темой проекта.

Объем пояснительной записки должен составлять не менее 20 страниц печатного текста.

Изложение ведётся с использованием местоимения «мы». Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа («наблюдаем», «устанавливаем», «имеем»). Используются выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», «по мнению автора» (курсовой работы). Мысль может быть выражена в безличной форме: «изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что...», «на основе выполненного анализа можно утверждать», «проведенные исследования подтвердили» и т.п.

Наши рекомендации