Правовое регулирование исполнения обязательных работ
Наказание в виде обязательных работ введено в УК РФ в качестве нововведения в систему наказаний и стало применяться с 10 января 2005 г.
Обязательные работы появились в УК РФ как результат предлагаемого международным сообществом поиска путей расширения перечня наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества. Идея о введении обязательных работ родилась в процессе изучения зарубежной практики применения наказаний рассматриваемой группы.
Так, в Великобритании аналогичным видом наказания без изоляции осужденного от общества является приказ суда о предоставлении услуг обществу, то есть выполнении бесплатных общественно полезных работ.
Во Франции в качестве одного из видов исправительных наказаний за совершение уголовного проступка предусматриваются неоплачиваемые работы в общественных интересах.
Бесплатные общественные работы назначаются в зарубежных странах, как правило, за уголовно наказуемые деяния, не представляющие значительной социальной опасности, и исполняются без отрыва осужденного от основной работы или учебы.
Уголовный кодекс РФ 1996 г. предусмотрел обязательные работы в числе наказаний, альтернативных реальному лишению свободы. Это основной вид наказания. Содержание уголовного наказания в виде обязательных работ сводится к ограничению таких конституционных прав, как право на вознаграждение за труд и право на отдых (ч. 3 и 5 ст. 37 Конституции РФ).
Наказание в виде обязательных работ выражается в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Оно назначается судом на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов. Отбывается наказание не свыше 4-х часов в выходные дни и дни, когда осужденный не занят на основной работе. В рабочие дни осужденный отрабатывает 2 часа, а с его согласия - 4 часа. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов.
В отношении несовершеннолетних обязательные работы назначаются на срок 40 - 160 часов. Их продолжительность не может быть более: для лиц, не достигших 15-летнего возраста, - 2-х часов в день, от 15 до 16 лет - 3-х часов в день.
В п. "a" ч. 3 ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. содержится запрет на привлечение граждан к принудительному или обязательному труду. Однако в п. I и IV указанной статьи отмечается, что термином "принудительный или обязательный труд" не охватывается "какая бы то ни была работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения", а также "какая бы то ни было работа или служба, которая входит в обыкновенные гражданские обязанности".
Таким образом, обязательные работы как вид наказания, предусмотренный УК РФ и исполняемый в порядке, установленном гл. 4 УИК РФ, не противоречат международным стандартам.
Обязательные работы, в соответствии с действующим законодательством, не назначаются:
- лицам, признанным инвалидами первой группы;
- беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет;
- военнослужащим, проходящим военную службу по призыву;
- военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если на момент вынесения судом приговора они не отслужили установленного законом срока службы по призыву (ч. 4 ст. 49 УК РФ).
Согласно ст. 25 УИК РФ наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Подразумевается, что такие работы не должны требовать какой-либо специальной подготовки. Они должны быть предельно простыми (благоустройство территорий, подсобные и погрузочные работы и т.п.). Когда это возможно, осужденный может выполнять общественные работы и с использованием имеющихся у него профессиональных навыков, если он в соответствии с приговором суда не лишен права заниматься такой деятельностью. Возможно выполнение обязательных работ по месту работы осужденного.
Осужденный привлекается к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).
Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют им порядок и условия отбывания наказания; согласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы; контролируют поведение осужденных; ведут суммарный учет отработанного осужденными времени.
Уголовно-исполнительная инспекция в течение 15 дней со дня получения соответствующего распоряжения суда должна поставить осужденного на учет, вызвать его в инспекцию для разъяснения порядка и условий отбывания наказания, определить объект работы и выдать соответствующее направление.
В настоящее время состояние уголовно-исполнительных инспекций говорит об их маломощности. В среднем каждый сотрудник обслуживает значительную территорию. Вполне ясно, что ежедневный контроль со стороны сотрудников уголовно-исполнительной инспекции, например, в районных центрах, значительно затруднен.
Вместе с тем это не освобождает уголовно-исполнительную инспекцию от осуществления надзора за такими осужденными, однако нехватка сотрудников, их ограниченность в технических средствах и разбросанность объектов, на которых трудятся осужденные, подчас сводят их деятельность к формальному выполнению этой важной функции.
Помимо уголовно-исполнительных инспекций ряд функций по выполнению предписаний приговора и контролю за осужденными выполняют другие учреждения и органы (например, администрация организации, в которой осужденные отбывают обязательные работы).
Осужденные обязаны:
1) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, в которой они отбывают наказание;
2) добросовестно относиться к труду;
3) работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ;
4) ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову. В случае переезда приговор, другие материалы на осужденного подлежат направлению в уголовно-исполнительную инспекцию по новому месту жительства.
Обязательные работы отбываются непрерывно в течение всего их срока, поэтому предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение данного наказания. Приостановка исполнения наказания может осуществляться при невыходе осужденного на работы в связи с болезнью или непредставлением объекта работы, а также при невыходе осужденного по неуважительным причинам. Но во всех случаях данное время не засчитывается, даже при отсутствии по уважительным причинам.
В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания.
В случае наступления беременности женщина, осужденная к обязательным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.
Обязательные работы выполняются осужденными на безвозмездной основе.
На администрацию организаций, в которых осужденные отбывают наказание, возлагаются обязанности по контролю за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания. Представление такой информации может быть как оперативным (ежедневным), так и за определенный промежуток времени. Оперативная информация может представляться по телефону с обязательным последующим официальным подтверждением.
Трудовой договор с осужденными не заключается, но в случае причинения увечья, связанного с выполнением обязательных работ, возмещение вреда производится осужденному в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Осужденным к обязательным работам возмещение вреда здоровью, причиненного в процессе выполнения обязательных работ на основании вынесенного судом приговора, следует осуществлять, руководствуясь универсальными правилами, закрепленными в ст. 1064 ГК РФ "Общие основания ответственности за причинение вреда", а также в § 2 "Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина" (ст. 1084 - 1094) гл. 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" ГК РФ, которые применимы во всех случаях причинения вреда жизни или здоровью гражданина. Руководствоваться данными нормативными предписаниями необходимо и в случае выполнения трудовых обязанностей осужденным в ходе отбывания им наказания в виде обязательных работ
В соответствии с требованиями ст. 29 УИК РФ за нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности. К таким нарушениям могут быть отнесены:
неявка осужденного без уважительных причин в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет и получения разъяснения о порядке и условиях отбывания наказания в течение 15 дней после вступления приговора в законную силу; отказ осужденного приступить к выполнению обязательных работ по направлению инспекции в указанный срок; неявка без уважительных причин на работу в организацию, куда он направлен инспекцией; нарушение осужденным правил внутреннего распорядка организации, в которой он отбывает обязательные работы; нарушение трудовой дисциплины; несообщение в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении своего места жительства <130>. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания: ограничением свободы, арестом или лишением свободы (ч. 3 ст. 49 УК РФ). Злостно уклоняющимся признается осужденный:
1) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин. Это означает неприбытие к месту обязательных работ три и более раза в течение месяца, исчисляемого со дня начала отбывания наказания или со дня первого невыхода на работы. Уважительными причинами являются: болезнь, иные обстоятельства, которые оправдывают неявку;
2) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину. Нарушением считается: появление и нахождение на рабочем месте в нетрезвом состоянии, состоянии наркотического или токсического опьянения, невыполнение порученных работ, несвоевременное прибытие на работы и уход с них и т.д. Прогул рассматривается как невыход на обязательные работы без уважительных причин;
3) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания. Осужденный может считаться скрывшимся, если будет установлено, что он с этой целью изменил место жительства, либо иным образом уклоняется от контроля за ним, от привлечения его к отбыванию наказания уголовно-исполнительной инспекцией.
Осужденный, выехавший в другой населенный пункт или изменивший место жительства по каким-либо семейным и другим обстоятельствам, не может рассматриваться как злостно уклоняющийся. Если он своевременно не сообщил об этом в уголовно-исполнительную инспекцию, его действия могут быть отнесены к нарушениям порядка и условий отбывания наказания. Однако если осужденный в течение длительного периода, в который у него была реальная возможность представить в инспекцию соответствующую информацию, не сообщил об изменении места жительства, это обстоятельство может рассматриваться как уклонение от отбывания наказания.
Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, место нахождения которого неизвестно, объявляется в местный и федеральный розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.