Возникновение и развитие системы форм обучения
Понятие о формах организации обучения
Формы организации обучения (организационные формы) – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определённом порядке и режиме.
Классификация форм организации обучения
по цели обучения
формы теоретического обучения | формы практического обучения | формы смешанного обучения |
лекция конференция факультатив | урок семинар домашняя учебная работа | труд в мастерских, на пришкольном участке, производственная практика |
по количеству учащихся
массовые коллективные групповые индивидуальные
по месту учёбы
школьные внешкольные
школьные занятия (уроки), работа в мастерских, на пришкольном участке | домашняя самостоятельная работа, экскурсии |
по продолжительности учебного занятия
- классический урок (45 минут)
- спаренное занятие (90 минут)
- спаренное укороченное занятие (70 минут)
- уроки «без звонков» произвольной длительности
Возникновение и развитие системы форм обучения
Формы обучения динамичны, они возникают, развиваются, заменяются одна другой в зависимости от уровня развития общества, производства, науки.
Ещё в первобытном обществе сложилась система индивидуального обучения как передача опыта от старшего поколения к младшему.
Эта система в некоторых странах применялась и в более поздний период. Суть её состоит в том, что учащиеся индивидуально занимались в доме учителя или ученика. В настоящее время такое обучение сохранилось в виде репетиторства, тьюторства, гувернёрства.
Однако таким путём можно обучить незначительное число учащихся. А развитие общества требовало большое количество грамотных людей.
Система индивидуального обучения сменилась индивидуально-групповой. Учитель занимался с группой детей, однако учебная работа по-прежнему носила индивидуальный характер. Учитель поочерёдно спрашивал у каждого ученика пройденный материал и в отдельности каждому объяснял новый учебный материал.
Индивидуально-групповое обучение, претерпев определённые изменения, сохранилось до наших дней. Существуют сельские школы, в которых обучается малое количество учащихся. В одном классе может быть, например, 2-3 ученика первого класса и несколько человек второго класса.
В средние века образование становится всё более массовым. Появилась возможность подбирать в группы детей примерно одного возраста. Это привело к появлению классно-урочной системы обучения. Зародилась она в 16 веке, теоретически обоснована в 17 веке Я.А. Коменским и описана им в книге «Великая дидактика».
Классной эта система называется потому, что учитель проводит занятия с группой учащихся определённого возраста, имеющей постоянный состав и называемой классом. Урочной – потому, что учебный процесс проводится в строго определённые отрезки времени – уроки.
После Я.А. Коменского значительный вклад в разработку теории урока внёс К.Д. Ушинский. Он дал глубоко научное обоснование многих вопросов организации урока.
Постепенно классно-урочная форма обучения оформилась в стройную систему, для которой характерно следующее:
- учащиеся одного возраста объединены в группу постоянного состава – класс;
- класс обучается по единому учебному плану и единым учебным программам;
- урок является основной формой организации учебного процесса, имеет определенную структуру;
- продолжительность урока регламентируется Уставом образовательного учреждения с учётом гигиенических норм;
- установлено одновременное начало занятий в году и каждый день, одинаковый темп изучения материала;
- работой учащихся на уроке руководит учитель, ему принадлежит ведущая роль.
Преимуществаклассно-урочной системы обучения:
ü позволяет систематично и последовательно излагать преподаваемую дисциплину;
ü позволяет применять разнообразные методы и средства обучения;
ü позволяет сочетать индивидуальную, групповую, индивидуальную и коллективную формы организации учебной деятельности;
ü позволяет вести систематическое наблюдение за развитием обучающихся, управлять этим процессом;
ü позволяет решать в комплексе образовательные, воспитательные и развивающие задачи;
ü имеет чёткую организационную структуру;
ü обеспечивает стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика;
ü позволяет учителю одновременно работать с группой детей (экономичная форма).
Недостаткикласно-урочной системы обучения:
ü Одинаковый темп и ритм работы, ориентация на «среднего ученика».
ü Ограниченное общение между учениками.
ü Трудность учёта индивидуальных особенностей учащихся.
Классно-урочная система получила распространение во всех странах и в своих основных чертах остаётся неизменной около четырёхсот лет.
В конце 18 века классно-урочная система обучения стала подвергаться критике.
Первую попытку введения новой системы организации обучения предприняли в конце 18 – начале 19 века английский священник А. Белл и учитель Дж. Ланкастер. Новая система получила название белл-ланкастерской системы обучения. Сущность её заключалась в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующие инструкции, обучали своих младших товарищей, что в итоге позволяло при малом количестве учителей осуществлять массовое обучение детей. Но качество обучения оказывалось невысоким, и поэтому белл-ланкастерская система не получила широкого распространения.
Учёными и практиками были предприняты попытки поиска таких организационных форм обучения, которые сняли бы недостатки урока, в частности его ориентированность на среднего ученика, недостаточное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.
В конце 19 века появились формы избирательного обучения – батовская система (по названию города Батавия) в США и мангеймская (по названию города Мангейм) в Западной Европе. Сущность батовской системы в том, что время учителя делилось на две части: первая отводилась на коллективную работу с классом, а вторая – на индивидуальные занятия с теми учащимися, которые в таких занятиях нуждались. С учениками, которые желали углубить знания, работал сам учитель, с учащимися менее способными – его помощник.
Мангеймская система характеризуется тем, что при сохранении классно-урочной системы обучения учащиеся распределялись по разным классам: классы для наиболее способных, классы для детей со средними способностями, классы для малоспособных, вспомогательные классы для умственно отсталых. Предполагалось, что учащиеся смогут переходить из одного класса в другой, но на практике это оказалось невозможным из-за значительных различий в программах обучения.
В 1905 году возникла система индивидуализированного обучения, получившая название Дальтон-план (по названию города Дальтон (США).
Учащиеся по каждому предмету получали задания на год и отчитывались по ним в установленные сроки. Традиционные занятия в форме уроков отменялись, единого для всех расписания занятий не было. Для успешной работы учащиеся снабжались всеми необходимыми учебными пособиями, инструкциями. Коллективная работа велась один час в день, остальное время учащиеся проводили в учебных мастерских и лабораториях, где занимались индивидуально. Однако опыт работы показал, что большинству учащихся было не по силам учиться самостоятельно, без помощи учителя.
Дальтон-план послужил прототипом для разработки в СССР бригадно-лабораторной системы обучения, которая полностью вытеснила урок. Теперь роль учителя сводилась к роли консультанта, что в скором времени привело к значительному снижению успеваемости, отсутствию системы в знаниях и несформированности важнейших общеучебных умений. В 1932 году обучение по этой системе прекратилось.
В 20-е годы 20 века в отечественных школах начал также применяться метод проектов (проектная система обучения), заимствованный из американской школы. Суть этого метода в том, что основу школьных программ должна составлять опытная деятельность ребёнка, связанная с окружающей его реальностью и основанная на его интересах. Ни государство, ни учитель не могут заранее вырабатывать учебную программу. Она создаётся детьми совместно с учителями в процессе обучения и черпается из окружающей действительности. Основная задача проектов состояла в вооружении ребёнка инструментарием для решения проблем, поиска и исследований в жизненных ситуациях.
Однако отказ от систематического изучения учебных предметов привёл к снижению уровня общеобразовательной подготовки детей. Эта система тоже не нашла широкого распространения.
В 60-е годы большую известность получил план Трампа, названный так по имени его разработчика американского профессора педагогики Л. Трампа. Эта форма организации обучения предполагала сочетание занятий в больших аудиториях (100 – 150 человек) с занятиями в группах по 10 – 15 человек и индивидуальную работу учащихся. На общие лекции отводилось 40% времени, на углублённое изучение отдельных разделов и отработку умений и навыков (семинары) – 20%, а остальное время учащиеся работали самостоятельно под руководством педагога или его помощников из сильных учащихся. Классы при этой системе отменялись, состав малых групп был непостоянный.
Эта система также не нашла широкого применения.
В настоящее время продолжаются поиски новых форм организации обучения, их развития и совершенствования. При этом наиболее устойчивой и широко распространённой в школьной практике остается классно-урочная система обучения.