Ознакомления учащихся с окружающим миром
Предмет «Ознакомление с окружающим миром» обладает определенными особенностями не только в содержании, но и в методике преподавания. Главная характерная особенность предмета «Ознакомление с окружающим миром» заключается в том, что каждая тема изучается на протяжении всего учебного года. Это необходимо для того, чтобы систематически вырабатывать у детей умения и навыки поведения, формировать у них правильное отношение к окружающей действительности. Возврат к одной и той же теме в течение года целесообразен и в связи с сезонными изменениями в природе, а также знаменательными событиями в жизни нашей страны. Так, в I классе - занятия по ознакомлению с окружающим миром начинаются со знакомства со школой, с ее зданием, расположением школьных помещений, с правилами поведения на занятиях (тема «Наша школа»). Далее учитель переходит к теме «Наш город (село)». В ней он знакомит школьников с некоторыми правилами поведения на улице, учит детей ориентироваться в ближайшем к школе окружении, знать дорогу от дома до школы.
Пока стоит теплая погода, учитель Организует прогулки-экскурсии в природу, чтобы познакомить детей с окрестностями города (села), наблюдать за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных. К празднику 7 Ноября изучается часть темы «Родная страна». Таким образом, все темы взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга. Аналогично изучается и материал предмета во II классе.
Специфика содержания предмета «Ознакомление с окружающим миром» требует организации занятий не только в классной комнате, но и на пришкольном участке, на улице, в природе, парке, библиотеке, школьной столовой и т. п.
Ведущим методом знакомства детей с окружающим миром является наблюдение. Приобщение учащихся к природе, окружающему миру следует осуществлять путем целенаправлен-
'178
ных наблюдений, а также организации посильной практической деятельности детей в природе: сбора листьев, сухих веток, семян для подкормки птиц и т. д.
Кроме наблюдений, используются и.другие методы, приемы ознакомления с окружающим миром: беседа, рассказ, объяснение и описание с демонстрацией наглядных пособий, дидактические игры.
Главная организационная форма обучения, по этому предмету— урок, который может быть проведен в разных условиях. Учитывая возрастные особенности школьников, на уроках необходимо использовать такие виды учебной деятельности, кото-рые имеют практическую направленность и способствуют развитию у детей объективных представлений об окружающем мире.
На уроках курса имеются большие возможности для использования проблемного подхода к обучению, когда перед учащимися ставится проблемная задача, создается ситуация необходимости поиска правильного ответа, организуется соответствующий учебный поиск и проверка правильности решения поставленной задачи. Организация такой деятельности на уроках в значительной степени стимулирует мыслительную деятельность детей.
На уроках по ознакомлению с окружающим миром необходимо выявлять и систематизировать ранее накопленные детьми знания об изучаемом материале; поэтому неотъемлемой частью таких уроков является актуализация опорных знаний, которая позволяет с меньшими затратами усилий формировать новые представления и понятия и осуществляется с широким привлечением разнообразных натуральных и изобразительных наглядных средств обучения, экранных пособий.
При ознакомлении с окружающей природой среди организационных форм работы, помимо урока, значительное место отводится экскурсиям в лес, поле, на луг, к пруду.
Экскурсии должны носить сезонный характер, и желательно, чтобы они проводились на один и тот же природный участок, чтобы дети могли отметить происходящие изменения в жизни растений в зависимости от времен года.
В ходе экскурсий дети не только учатся наблюдать природу, они приобретают знания, видят ее красоту и величие, но и познают правила поведения в природе, поэтому велико их воспитательное значение.
Экскурсии с участием I—II классов имеют ту же структуру, что и в III—IV классах, но отличаются тем, что наблюдения носят фронтальный характер. Чаще всего дети получают одинаковые задания, которые учитель разделяет на отдельные операции и руководит выполнением каждой из них, после чего наблюдения детей обобщаются. Например, в ходе экскурсий в природу на тему «Растения в природе зимой» учитель вначале
12*
обращает внимание детей на состояние погоды: холодно или тепло, есть ветер или нет, идет или не идет снег, мнаго или мало снега (замерить палкой). После этого необходимо выяснить, узнали ли дети место экскурсии: лес это или парк, сквер или сад и т. п. Далее детям предлагается найти знакомые растения, вспомнить их названия, определить, как они изменились по сравнению с осенью. Подведя итог Данному наблюдению, учитель переключает внимание учащихся на травянистые растения: видны ли они в это время года? Что с ними произошло с приходом зимы? Сохранились ли они под снегом? (Учитель разгребает участок земли от снега и дает возможность детям увидеть состояние травянистых растений.) Делается вывод о состоянии травянистых растений, после чего — общий вывод о состоянии растений в зимний период.
Кроме того, учитель предлагает учащимся обратить внимание на кормушки для птиц, белок и засыпать туда корм (если есть возможность). Прощаясь с уголком зимней природы, необходимо сказать детям, что, когда они снова придут сюда, не узнают его: он будет совсем другим. Можно даже спросить: каким будет этот уголек весной?
При ознакомлении с окружающим миром могут проводиться целевые прогулки на фабрику, в магазин, на почту, в библиотеку и т. д., в ходе которых дети знакомятся с трудом людей, с их профессиями, учатся правильно вести себя в общественных местах. Содержание таких прогулок учитель предварительно обсуждает с администрацией предприятий. Перед проведением таких прогулок необходимо провести беседу и выяснить имеющиеся у детей представления 6 данном предприятии и профессиях людей, познакомить с конкретными задачами предстоящего занятия, напомнить о правилах поведения на улице и в общественных местах.
Сюжетные игры должны занимать существенное место в обучении школьников. Они дают возможность не только закреплять полученные знания, но и отрабатывать отдельные умения и навыки. Тематика игр, их содержание должны соответствовать возрастным особенностям школьников и учебно-воспитательным задачам изучаемой темы. Например, после прогулки на почту организуется игра «Я работаю на почте», в ходе которой дети знакомятся с конвертами, почтовыми марками, открытками, учатся правильно наклеивать марки, заклеивать конверты.
Или, отрабатывая правила дорожного движения пешеходов, можно провести игру «Перекресток» (автор Н. А. Извекова). Правила игры просты: ведущий — светофор, как в салочках; только водит он не с закрытыми глазами, а, наоборот, глядит во все глаза, как положено светофору. Игра может быть организована в любом месте: во дворе школы, парке, школьном зале. Для игры нужен перекресток, который играющие
быстро «строят» с помощью кусочка мела. Перекресток можно нарисовать любой, как подскажет фантазия. На перекрестке должны быть «пешеходы», «островки безопасности», линии «стоп» и т. д., т. е. линии, которые показывают опасные и безопасные места на улице и знать которые необходимо.
Правила игры такие: ведущий — светофор стоит в центре
перекрестка. Остальные делятся на две группы: пешеходы и
транспорт. Свисток светофора. Перекресток оживает: идут пе
шеходы, движется транспорт. И тут светофор начинает «са
лить» и: тех и других за нарушение правил дорожного движе
ния. «Салить» можно свистком, называя имя нарушителя. На
рушители выбывают из игры. Побеждают те, кто умеет ходить
по улицам. ,
Таким образом, при ознакомлении с окружающим миром учащихся I—II классов используются разнообразные методы, формы организации занятий, но все они взаимосвязаны между собой.
Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
1. Каковы образовательно-развивающие и воспитательные за
дачи курса «Ознакомление с окружающим миром»? : ,
2. Дайте анализ содержания курса «Ознакомление с окружаю
щим миром».
3. Какив методы используются при знакомстве детей с окру
жающим миром?
4. Разработайте план урока на тему «Режим дня» в I классе.
5. Разработайте план наблюдений за природой для учащихся
II класса. За какими объектами живой природы наблю
дают второклассники?
Приложение
По природоведению в начальных классах целесообразно проводить внеклассные массовые мероприятия под общим девизом «Природа и мы».
В течение учебного года можно провести три природоведческих праздника: «Осень», «Зима», «Весна». В содержание каждого из них включаются разнообразные игровые и музыкально-художественные элементы, что позволяет осуществлять межпредметные связи и развивать познавательную активность учащихся.
Важнейшими задачами таких праздников являются: углубление природоведческих знаний и осуществление эстетического, природоохранного и трудового воспитания. Чаще всего массовые внеклассные мероприятия проводятся в III—IV классах с привлечением и участием детей I—II классов.
На каждом природоведческом празднике следует использовать материалы кружка юннатов III—IV классов. На кружке школьники готовят материалы по темам: «Лекарственные растения нашей области», «Охраняемые растения», «Охраняемые животные», «Жизнь под снегом», «Куда и почему улетают птицы», «Дети — друзья птиц», «Как животные приспособились к зиме?», «Комнатные растения», «Овощи и фрукты», «Передовики производства нашего района», «Герои труда», «Берегите нас», «Природа вокруг нас», «Вода — источник жизни» и т. д. При оформлении материалов по этим темам школьники выполняют рисунки, подбирают иллюстрации, стихи, пословицы, загадки. Все это затем используется на природоведческих праздниках. Проводятся они в актовом зале или классной комнате. К празднику необходимо разучить песни, танцы, стихи, поэтому готовить школьников лучше совместно с учителем музыки.
Ниже приводится краткое описание праздников по временам года под девизом «Природа и мы».
Праздник «Золотая осень»
На этом празднике важно показать основные приметы осени, итоги сельскохозяйственного труда. Заранее готовится выставка урожая, выращенных детьми овощных и декоративных растений на учебно-опытном участке и композиции цветов.
В процессе подготовки к празднику с учащимися проводят экскурсии в природу, в парк, на учебно-опытный участок. Необходимо собрать листья разной окраски, сделать рисунки осенних пейзажей, подобрать пословицы и загадки об осени.
1-й ведущий. Ребята, у нас сегодня праздник. К нам в гости пришла Золотая осень. Почему же мы называем осень золотой? Взгляните вокруг, как представлена золотая осень?
2-й ведущий. Красоту золотой осени воспели в стихах поэты, в музыке — композиторы.
'182
' Предлагается конкурс на лучшее чтение стихотворений наизусть о золотой осени.
Жюри (учащиеся, учитель и школьники старших классов) оценивает чтение стихотворений.
1-й ведущий. Много сказано о лесе хорошего. Он не только красив, он много пользы приносит и нам, людям. Не даром говорят, что лес — богатство Родины.
;Рассказ о лесе — «Лес — наш зеленый друг. Он друг и урожаю». Однажды в степи Краснодарского края много суток бушевала буря. Она смела на своем пути все, даже верхний сухой слой почвы унесла вместе с растениями и семенами...
Но вот буря утихла. На сотнях тысяч гектаров осталось жуткое черное поле. И что же особенно удивило хлебороба? В одном месте, там, где была лесопосадка, буря ураганной силы оказалась бессильна! Здесь лес закрыл поле и этим спас и почву, и урожай!
2-й ведущий. Осень золотая — время урожая. Ребята, давайте пригласим урожай.
Под музыку на сцену выходят школьники в костюмах пшеницы, кукурузы, гороха, свеклы, моркови...
Пшеница. Вот и я, золотая пшеница, пришла Вас поздравить с праздником урожая, с праздником золотой осени! Я — золотой урожай. Мною славится наш родной край.
Целое лето расту на полях. С каждым днем набираю силы. Слава дружным умелым рукам, которые меня вырастили! (Передает ведущим каравай.)
Кукуруза. Платье шелковое надела, заплела косу. Ну вот, друзья, посмотрите на. мою красу. Меня все знают и ценят. Если за мной хорошо ухаживают, то получают вот такой урожай! (Стебель с початками или только початки кукурузы передает юннатам.)
Горох. А я, горох, уже давно созрел. Стручками я богатый, зернистый, серебристый, иногда бываю сладкий, для детей всегда я знатный.
Свекла. А я свекла сахарная. Кланяюсь до земли, тем кто вырастил меня! (Передает большой корнеплод юннатам.)
Урожай. (Все вместе.) От чистого сердца спасибо вам! Низкий поклон юным рабочим рукам! Спасибо всем в этот праздничный час за вашу заботу о нас! (Все кланяются. Музыка. Песенка юннатов. Школьники читают стихи.)
Ведущие приглашают всех принять участие в конкурсе (подготовлены задания, пословицы, загадки, поговорки).
S-й ведущий. Ребята, почему мы лес называем зеленым другом? Какова роль школьников в деле охраны лесных растений и животных?
Куда и какие перелетные птицы улетают от нас на зиму? Какие цветы у нас цветут осенью?
Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки! Ведь это./. (снегири).. (Е. Серова) |
Почему осенью летает паутина? Какое стихотворение А. С. Пушкина посвящено осени?
2-й ведущий.Ребята, внимательно послушайте и скакните
кто написал эти слова?- :
Ученик(читает). Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей
природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровища
ми жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять —их надо
открывать и показывать. % •
Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные —бу/им охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе — вода, птице —воздух, зверю —лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу —значит охранять родину. (М. М. Пришвин).
(Стук в дверь.) •
1-й ведущий.Нам принесли телеграмму от пернатых друзей (читает): «Мы уже прилетели на свои зимние квартиры. Пока у нас есть корм. Но впереди холодная зима. Ребята, не забывайте о нас!»
2-й ведущий. Ребята, какой корм нужен птицам зимой? А чем птицы питаются осенью? Какую пользу приносят птицы летом?
Как следует понимать выражение «зеленая аптека»?
Какие лекарственные растения растут у нас?
Знаете ли вы охраняемые растения нашей местности? Какие животные подлежат охране в нашей местности? (Жюри подводит итоги конкурса.)
1-й ведущий. Ребята, золотая осень красива своими осенними букетами, композициями, рисунками. Давайте совершим маленькое путешествие в мир прекрасного!
Школьница у большой картины Левитана «Золотая осень» рассказывает, что изобразил художник на своей картине. (Можно также демонстрировать слайды.)
Ведущий приглашает учащихся посмотреть композиции из цветов, различные поделки. Предлагается детям рассказать, что здесь представлено, какие основные мысли заложены в композицию автором. (Жюри оценивает лучшие работы школьников.)
В заключение праздника под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь» школьники читают стихи об осени, например А. С. Пушкина.
Й ученик.
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, . В багрец и в золото одетые леса... 2-й ученик.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,. ,. И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И. отдаленные седой зимы угрозы.
Праздник «Зимушка-зима»
Комната или зал, где проходит праздник «Зимушка-зима» оформлен по-новогоднему: снежинки, гирлянды, детские рисунки зимних пейзажей, стенды о зимней природе.
Заранее готовятся два ведущих. Под музыку выходят на сцену или входят в классную комнату школьники в костюмах птиц, зверей, снежинок, елочек и т. д.
• 1-й ведущий.Сегодня на праздник к нам пришли самые известные обитатели зимнего леса.
2-й ведущий. Ребята, чтобы узнать, кто же у нас в гостях, нужно правильно отгадать загадки. Тогда рядом с собой вы увидите лесных жителей:
Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что —пора? Такая с ней морока, Когда трещит... (сорока). (Е. Серова)
;, , Зверька узнаем мы с тобой
'По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке — летом. (Белка) (А. Рождественская)
Ведущие.Ребята, назовите каждый месяц зимы.
Выходит Декабрь.
Декабрь.Под моим теплым, снежным покрывалом заснули лесные обитатели. В прудах и реках спят рыбы и лягушки. Спят, зарывшись в снегу, глухари. Спит в берлоге медведь. Да как же им всем не спать, ведь декабрь — это самые короткие дни и самь!е длинные ночи.
Выходит Январь.
Январь.А я — середина зимы. Морозы стоят лютые. Снега у меня в январе много, поэтому под снегом спать хорошо! В теплых шубах тоже хорошо, а вот птичкам в лесу и холодно и голодно. И птички из лесу летят ближе к жилью человека. Дети! Вывешивайте кормушки, не ленитесь подкладывать в кормушки корм.
Выходит Февраль.
Февраль.Я злой, холодный, ветреный и голодньш, не хочется уступать свои права. Я ведь последний месяц зимы! Метель бушует часто целые сутки. Иногда выглянет солнце, сразу же все оживает, блестит снег! Больно на него смотреть. Уже начали подавать голоса птички! Весна наступает мне на пятки.
Появляется хозяйка праздника — Зима.
Зима.Красив праздник, много смеха, много музыки ипесен— не хочется уходить!
Ребята! Вы заслуживаете подарков от хозяйки Зимы. Но прежде всего ответьте на мои вопросы:
все ли грачи улетают на зиму от нас? Все ли зайцы белые зимой? Кто в природе зимой и летом одним цветом? Почему зимой звери и птицы из леса перебираются ближе к жилью человека? Где зимуют летучие мыши? А что вы делаете, чтобы помочь животным зимой? Есть ли в наших лесах охраняемые животные?
Зима награждает победителей. Желает всем бодрости, здоровья, успехов в учебе, труде и спорте!
Все дети кричат спасибо!
В заключение все исполняют песенку «Снежинки» (музыка Ю. Слонова, слова Л. Некрасовой).
Мы белые снежинки, Летим, летим, летим, Дорожки и тропинки Снежком запорошим.
Покружимся над садом В холодный день зимы • И тихо сядем рядом С такими же как мы!
Танцуем над полями, Ведем свой хоровод, Куда не знаем сами, Нас ветер понесет.
Мы белые снежинки, Летим, летим, летим, Дорожки и тропинки Снежком запорошим.
Природоведческое внеклассное мероприятие о весне можно заменить однодневным походом в природу по специально разработанному маршруту.
Если погодные условия в некоторых районах страны в апреле и даже в мае могут быть неблагоприятными, тогда внеклассные массовые мероприятия следует проводить в школе.
Очень-часто весенний праздник по природоведению проводят в школе совместно с учащимися старших классов. Это позволяет осуществлять преемственность в обучении и включать школьников младших классов в общую работу со старшими.
Праздник «Весна идет—весне дорогу!»
Учащиеся заранее готовят костюмы грачей, скворцов, ласточек, бабочек, жуков, муравьев, подснежников, пролесок, сон-травы, медуницы, ландышей и др. Хозяйка праздника Весна-красна.
Под «Весеннюю песню» (музыка Ц. Кюи, слова П. Бе-лоусова) выходит в ярком костюме Весна-красна.
Весна. А вот и я, Весна-красна! Бужу я землю ото сна, наполняю соком почки, на полях ращу цветочки, прогоняю с речек лед, светлым делаю восход, всюду в поле и в лесу людям радость я несу. Кто друг Весне — спеши ко мне...
Весну окружают птицы, насекомые, цветы. Все танцуют под музыку «Весенней песенки».
Весна. Кто может повеселить — прочитать весенние стихи?
1-й ученик.
Жаворонок
На солнце темный лес зардел,, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины Поет, на солнышке сверкая: Весна пришла к нам молодая, Я здесь пою приход весны... (В. А. Жуковский)
2-й ученик.
Вот уж снег последний в поле тает. Теплый пар восходит от земли. И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый, Теплых гроз нетерпеливо ждет. Все весны дыханием согрето,, Все кругом и любит и поет.
(А, К- Толстой)
3-й ученик.
Ласточка примчалась
Из-за бела моря,
Села и запела:
Как февраль ни злися,
Как ты, март, ни хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик —
Все весною пахнет!
(А. Н. Майков)
Весна, Молодцы, ребята! Вы очень хорошо рассказали стихи. Звучит песня «Птичий дом» (музыка И. Дунаевского, слова О. Высоцкой).
Ведущие читают.
Весна идет с капелями. Ручьи журчат. «Встречайте, прилетели мы!» — Скворцы кричат.
Один присел на тополе, такой смешной. В ладони мы захлопали «А ну-ка, спой!»...
• В заключение проводится коллективная «Игра-загадка». 1-й ведущий.
Сначала я задам вопрос,
А ты затем над ним всерьез ,
Подумай, и одно из двух
«Да»" или «Нет» — ответь нам вслух,
Коль ты находчив, то сполна
Поможет рифма, но она . • :.,..( , .,,... .
Настолько хитрая у нас, г.;;- ,.... i Что может с толку сбить подчас.
2-й ведущий. ./.'•'•
Терять не стоит время нам —играй, и все увидишь сам. , •'
Скажи, приветствуя рассвет, поет ли сом усатый?
Ответ хором. (Нет.)
А рассекая гладь пруда, умеют гуси плавать? (Да.)
А если солнцем снег согрет, он станет льдом холодным? (Да.)-
Ответь, а может резеда цвести в саду зимою? (Нет.)
А крокодил собрать букет из белых лилий может? (Нет.)
Мерцает ночью, как звезда, на небосклоне спутник? (Да.)
Неужто пятятся всегда, передвигаясь раки? (Нет.)
Верблюд способен — дай ответ —
Идти три дня без пищи? (Да.)
Тех, кто трудится всегда, в народе уважают? (Да.)
Весною раннею ранет сгибает ветки яблонь? (Нет.)
Скажи мне, злые холода для обезьян опасны? (Да.)
В конце спросить пришла пора:
Тебе понравилась игра?
Весна награждает школьников, за лучшее чтение стихов, отгадывание загадок.
Рекомендуемая литература
Бианки В.Лесная газета. На каждый год. — Л., 1961.
Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами/Сост. А. М. Гукасова. — М„ 1981.
Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению/Сост; Л. Ф. Мельчаков.— М, 1981.
Горощенко В. П., Степанов И. Л. Методика преподавания природоведения.—М., 1984.
Немежанская Е. Игры-путешествия в октябрятской группе.—М., 1981.
Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. — М., 1981,
Сладков Н. Лесные тайнички.—Л., 1970,
Яковлев В. Г.Игры для детей.—М., 1975.
Литература
I. Основная литература
Вахтеров В. П. Предметный метод обучения//Учителю начальной школы/Сост. Н. Г. Казанский, Т. С. Назарова. — М., 1964.
Воспитание и развитие детей в процессе обучения природове-дению/Сост. Л. Ф. Мельчаков. — М., 1981.
Г е р д А. Я. Избранные педагогические труды/Под ред. Б. Е. Райкова. —М., 1953.
Герд А. Я. Предметные уроки. — 5-е изд. — СПб.: Изд-во Л. Ф. Пантелеева, 1914.
Горощенко В. П., Никитина В. С. Методика изучения природы в начальной школе. — М., 1965.
Горощенко В. П., Степанов И. А. Методика преподавания природоведения. — М., 1984.
Клепинина 3. А., Чистова Л. П. Дневник наблюдений за природой и трудовой деятельностью человека. — М., 1988. Мельчаков Л. Ф., Скатки н М. Н. Природоведение: Учебник для IIIкласса. — М., 1988.
Мельчаков Л.Ф. Содержание и организация наблюдений за природой и трудом населения в начальной школе. — Свердловск, 1968.
Обучение в I классе: Книга 2/Под ред. Б. И. Фоминых. — М., 1988.
Обучение во II классе: Книга 2/Под ред. Б. И. Фоминых. -—Mi,-1988.
Обучение в IIIклассе: Книга 2/Под ред. Б. И. Фоминых.— М., 1988.
Обучение в IV классе: Книга 2/Под ред. Б. И. Фоминых. — М., 1989.
Павлович С. А., Матвеева А. Н., Горощенко В. П. Книга по природоведению. Основы и методика природоведения.—М., 1969.
Программы средней общеобразовательной школы (начальные классы, 1—4 классы одиннадцатилетней школы). — М., 1988. ^ ""•"""" лл Н. Внеклассная работа по естествознанию.—
М.
М., 1953.
Стрезикозин В. А. Актуальные проблемы начального обу
чения.—М., 1976. : , ;'
!
Типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ. — М, 1984. Ягодовский К- П. Практические занятия по естествознанию в начальной школе. — М., 1948.
II. Дополнительная литература
Материалы XXVII съезда КПСС —М., 1986. Баба некий Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод, основы. — М., 1982. Бабанский Ю. К. Педагогика. — М., 1983, Горбунов Н. А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. — М., 1947.
Дидактика средней школы/Под ред. М. Н. Скаткина. — М., 1982. Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в-.обу: чении. — М., 1960.
Занков Л. В. Дидактика и жизнь.— М., 1968. Захлебный А. Н., 3 в е р е в И. Д., Суравегина И. Т. Охрана природы в школьном курсе биологии. — М., 1977. Крупская Н. К. Пед. соч.: В 6 т. — М., 1978—1980. К и р п а товскигй Л. П. Охрана природы: Справочник. — М., 1980.
Махмутов М. И. Современный урок: Вопросы теории. — М., 1981.
Онищук В. А. Урок в современной школе. — М., 1981. Природоведение: Из опыта преподавания/Под ред. А. М. Низовой.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
Скаткин М. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. — М., 1952.
Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. — М., 1980. Современный урок биологии/Под ред. В. Н. Максимовой и др.— М., 1985.
Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. — М., 1971.Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1972. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива.— М., 1981.
Сухомлинский В. А. О воспитании. — М., 1979. Уши некий К. Д. Теоретические проблемы педагогики, — М., 1974. —Т. I.
Формирование экологической культуры в системе коммунистического воспитания младших школьников.--*-М., 1988. Ягодовский К. П. Вопросы общей методики естествознания,—М., 1951.