Требования ГОС к содержанию курса
Основные требования к знаниям и умениям учащихся по коррекционной программе с 1 по 5 класс.
Процесс чтения в норме.
Коррекционно-образовательное значение литературы в обучении детей с ТНР.
Специальная методика преподавания литературы в школе для детей с ТНР и ее основная проблематика.
Методы и приемы работы по совершенствованию произношения в процессе чтения текста и повышению культуры речи.
Краткий обзор становления коррекционной методики преподавания как науки.
Виды уроков внеклассного чтения.
Приемы и методы работы с текстом басен.
Связь методики преподавания литературы со смежными дисциплинами: литературоведением, языкознанием, дидактикой, специальной психологией, логопедией и др.
Методы и приемы работы с текстом сказок.
Трудности восприятия, понимания, осмысления художественного произведения учащимися с ТНР.
Урок литературы, его значение в системе коррекционно-воспитательной работы в школе для детей с ТНР.
Наглядность и технические средства обучения на уроках литературы.
Затруднения в технике чтения у учащихся с ТНР.
Особенности овладения навыком чтения школьниками с ТНР.
Речевой и дидактический материал для работы по совершенствованию полноценного навыка чтения.
Основные этапы работы над текстом художественного произведения.(Основные этапы)
Слушание как вид речевой деятельности. Объем слушания. Коррекционное слушание. Приемы обучения слушанию.
Основные направления профилактики и коррекции дислексии.
Дидактические принципы построения уроков литературы.
Работа с книгой на разных этапах обучения чтению.
Обучение учащихся с ТНР словесному иллюстрированию, творческому пересказу.
Нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи учащихся коррекционной школы 5 вида.
Формы подготовительной работы, повышающие эффективность восприятия художественного произведения.
Задачи подготовительной работы
Виды работы над текстом на уроке чтения в специальной (коррекционной) школе
Методика анализа литературного произведения
Методика чтения стихотворений
Обучение произношению
Ознакомление школьников со сказкой как жанром.
План разбора художественного произведения в специальной (коррекционной) школе
Рассказ
Требования к выразительности чтения учителя-логопеда.
Самостоятельность чтения.
Схемы и таблицы.
Типология уроков внеклассного чтения
Этапы анализа художественного текста.
Этапы становления навыка чтения (по Т. Г. Егорову).
Методики преподавания: Методика преподавания литературы (специальная)
Логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология»
Требования ГОС к содержанию курса
Рабочая учебная программа
Цели и задачи курса
Тематический план курса
Содержание программы курса по темам
Темы семинаров
Темы лабораторных работ, практических занятий, методические указания к их проведению
Литература
Контрольные вопросы к экзамену (зачету)
Дополнительная информация
Ссылка на тест
Требования ГОС к содержанию курса
В лекционном курсе предлагается рассматривать основные положения методики преподавания литературы в речевой школе (систематизация материала по классам – годам обучения). При этом обращается особое внимание на дискуссионные проблемы теории и практики преподавания литературы в подобных школах (где речь детей характеризуется чрезвычайной бедностью словаря; опыт их речевого общения намного меньше, чем у детей с нормальной речью).
Помимо этого, на практических занятиях рекомендуется проводить целостный анализ отдельных программных тем по литературе (с точки зрения их содержательного и методического обеспечения в речевой школе).
В результате изучения курса методики преподавания литературы в речевой школе студенты должны приобрести следующие умения: знать содержание и требования программы по литературе для начальных классов, содержание и методические особенности учебного материала, освоить основные методы и приемы обучения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Должны уметь самостоятельно подбирать учебные материалы по предмету.
При этом студенты должны научиться соотносить и связывать материал по методике преподавания литературы в речевой школе со знаниями по педагогике, психологии, языкознанию, детской литературе.
Рабочая учебная программа
«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ (СПЕЦИАЛЬНАЯ)»
Рабочая программа и методические рекомендации для студентов ОДО и ОЗО специальности 050715 - «Логопедия».
Цели и задачи курса
Задача программы: знакомство с теоретическими (методологическими, психологическими, литературоведческими, лингвистическими, коррекционно-педагогическими) основами методики преподавания литературы (специальная).
Цель изучения курса - помочь работающему и будущему логопеду освоить или углубить понимание тех теоретических (лингвистических и психолого-педагогических) положений, на которых основывается современная методика преподавания литературы в речевой школе.
В задачи курса входят систематизация имеющихся знаний и критическая оценка накопленного педагогического опыта. При этом следует учитывать специфику речевых школ, особенности работы с детьми, у которых налицо общее недоразвитие речи.
Глубокое знание методики преподавания литературы в речевой школе – необходимое условие подготовки будущего логопеда, который должен владеть нормами литературного языка, хорошо знать содержание и систему работы, усвоить теоретические основы и принципы обучения русского языка (в целом).
Содержание курса учитывает требования к обязательному минимуму, обязательному в образовательной программе подготовки специалистов по специальности 050715 «Логопедия» (Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования – Министерство образования Российской Федерации, 2005).
Программа предусматривает лекционное изложение материала и организацию практических занятий по различным аспектам курса.
Тематический план курса
Содержание программы курса по темам
1. Коррекционно-образовательное значение литературы в обучении детей с тяжёлыми нарушениями речи. Понятие о методике преподавания литературы. Определение объекта и предмета познания современной методической науки.
Опорные слова: литература, система, дидактика, методика.
2. Разделы и этапы литературного образования. Разделы и этапы литературного образования. Междисциплинарные связи с методикой преподавания литературы.
Опорные слова: литературоведение, наука, язык, история.
3. Перераспределение программного материала по годам обучения. Содержание литературного образования. Начальное литературное образование. Особенности второго этапа литературного образования (5-9 классы). Особенности третьего этапа литературного образования (10-11 классы). Специфика изучения мифа, сказки, былины, малых жанров фольклора (5-6, 7 классы). Содержание и этапы литературного образования в современной школе (1–4; 5–6; 7-8; 9-11 классов).
Опорные слова: приёмы, русская литература, программа, обзорные темы.
4. Своеобразие литературного развития детей с речевыми нарушениями. Искусство как освоение и восприятие действительности. Эстетическое восприятие. Психологический аспект методики литературы.
Опорные слова: школьное литературное образование, статья, литературный род.
5.Трудности восприятия художественного текста. Чтение как художественное восприятие, его характерные особенности. Выразительное чтение учащихся.
Опорные слова: принципы, произведение, тема, язык.
6. Особенности творческого воссоздающего воображения, воссоздание образов литературных героев. Трудности восприятия художественного текста детей с нарушениями речи. Выразительное чтение учителя.
Опорные слова: усиление, выражение чувств, специфика.
7.Учёт степени и характера речевой патологии, особенностей познавательной деятельности при выборе путей, методов и приёмов анализа текста. Анализ произведения. Сущность изучения литературного произведения в школе по Н.И. Кудряшёву. Пути анализа литературного произведения. Интерпретация литературного произведения.
Опорные слова: задача, внутренняя работа школьника.
9. Методические особенности работы над литературными произведениями разных жанров. Методы изучения литературы в школе по классификациям различных исследователей. Метод беседы, классификация. Школьная лекция по литературе. Методические аспекты лекции. Комментированное чтение. Понятие о литературных родах видах (жанрах). Специфика изучения мифа, сказки, былины, малых жанров фольклора. Особенности изучения рассказа, повести, романа, басни.
Опорные слова: группа литературных родов, разделение.
10. Своеобразие формирования литературоведческих понятий. Предварительная работа по усвоению основного значения слова. Значение словарно-фразеологической работы при изучении художественных произведений на разных этапах обучения. Лексическая нагрузка на уроке литературы и психолого-педагогические особенности процесса восприятия и усвоения лексики анализируемых произведений. Наглядность и технические средства обучения на уроках литературы.
Опорные слова: урок, восприятие, суждение, образ, установка.
11. Наглядность и технические средства обучения на уроках литературы.
Сравнительный анализ художественных произведений и произведений из классической музыки.
Опорные слова: особенности, музыка восприятия, чувство, смысл.
Темы семинаров
1. Тема: Понятие о методике преподавания литературы и смежные с ней науки.
1. Что такое методика преподавания литературы?
2. Определите объект, предмет.
3. Основные задачи методики преподавания литературы, её содержание.
4. Методы исследования, их характеристика.
Темы лабораторных работ, практических занятий, методические указания к их проведению
Литература
1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения.- М.,1992.
2. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи./ Под ред. Ляпидевского С.С. и Селиверстова В.И./ -М.,1968.
3. Выготский Л. C. Мышление и речь. - М. 1966.
4. Гаркунова Л. И. Вопросы и задания для уроков чтения: Пособие для учителя. - М., 1989.
5. Евсеева Е.Ю. Исправление недостатков детской речи. - М., 1991.
6. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. - М., 1962.
7. Куфаев М.Н. Книга в процессе общения. - М., 1927.
8. Нечаева Н.В. Организация литературного творчества./Методические рекомендации/.- М., 1992.
9. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. - М., 1982.
10. Программы школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М., 1982.
11. Рождественская В.И., Кузьмина Н.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией.-М.,1977.
12. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников.- М., 1992.
13. Романовская З.И. Чтение ( 2 класс)/ Методические рекомендации. – М., 1992.
14. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя. / Под ред. Ладыженской Т.А. /- М., 1990.
15. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению. – М., 1996.
16. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М. 1991.
17. Светловская Н.Н. Детское чтение и некоторые особенности становления учащихся – читателей.- // Нач. шк., 1983, 8.
18. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х томах.- М., 1974.
19. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Основы логопедии. - М., 1989.
20. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - Л., 1971.
21. Якубова Н. Б. Развитие речи учащихся коррекционного класса.- //Нач. шк., 1994, 2.
22. Учебные пособия по классному и внеклассному чтению.
Контрольные вопросы к экзамену (зачету)
Вопросы к экзамену
1. Понятие о методике преподавания литературы (специальная).
2. Основные задачи методики преподавания литературы, её содержание. Методы исследования, их характеристика.
3. Сформулировать основные задачи уроков классного чтения.
4. Каковы психологические особенности восприятия литературного произведения младшими школьниками (в условиях речевой школы)?
5. Разделы и этапы литературного образования.
6. Охарактеризовать структуру учебников по чтению, действующих в настоящее время в речевых школах.
7. Назвать этапы формирования навыка чтения и дать им характеристику.
8. Качества полноценного чтения и приемы работы по их формированию.
9. Приемы подготовки к восприятию произведения.
10. Методика организации первичного анализа произведения.
11. Какова методика обучения словесному пересказу (в условиях специальной школы для детей с нарушениями речи)?
12. Какова специфика работы с басней, с лирическим стихотворением, сказкой, рассказом?
13. Как отсутствие сформированности навыка полноценного чтения влияет на успеваемость, развитие и воспитание школьника?
14. Специфика уроков внеклассного чтения.
15. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся на каждом этапе работы с книгой.
16. Типы речевых ошибок и условия их предупреждения (в практике работы специальных школ для детей с нарушениями речи)
17. Психологический аспект методики преподавания литературы.
18. Коррекционно-образовательное значение литературы в обучении детей с тяжёлыми нарушениями речи.
19. Своеобразие литературного развития детей с речевыми нарушениями.
20. Трудности восприятия художественного текста у детей с речевыми нарушениями.
21. Особенности творческого воссоздающего воображения, воссоздание образов литературных героев.
22. Классификация уроков, сформулируйте понятие «урок». Что такое нестандартные уроки. Типология уроков литературы.
23. Классификация уроков литературы. Задача уроков художественного восприятия (по Н.И. Кудряшеву).
24. Работа над текстом. Задача уроков художественного восприятия, типология уроков внеклассного чтения (по И.К.Силкину).
25. Основные проблемы литературы. Программа по В.Я.Коровиной для 6 класса. Тематическое планирование (Н.В.Беляева). Развитие речи. Речевая деятельность.
26. Выразительное чтение учителя. Анализ произведения.
27. Сущность изучения литературного произведения в школе по Н.И.Кудряшёву.
28. Пути анализа литературного произведения. Интерпретация литературного произведения.
29. Основные группы упражнений по развитию письменной речи учащихся. Начальное литературное образование.
30. Особенности второго этапа литературного образования (5-9 классы).
31. Особенности третьего этапа литературного образования (10-11 классы).
32. Специфика изучения мифа, сказки, былины, малых жанров фольклора (5-6, 7 классы).
33. Содержание и этапы литературного образования в современной школе (1–4; 5–6; 7-8; 9-11 классов).
34. Искусство как освоение и восприятие действительности.
35. Перераспределение программного материала по годам обучения.
36. Чтение как эстетическое (художественное) восприятие у детей с нарушениями речи.
37. Краткая характеристика прочих методов и приёмов изучения литературы.
38. Основные проблемы речевого развития.
39. Периоды развития читателя-школьника.
40. Восприятие и изучение художественных произведений в их родовой специфики.
41. Наглядность и технические средства обучения на уроках литературы.
42. Урок внеклассного чтения и его место в системе изучения художественного произведения.
43. Изучение эпических произведений читателями – школьниками с нарушениями речи.
44. Методы изучения речевых реакций ребёнка, критерии оценки ученика.
45. Понятие и характеристика речевой деятельности.
46. Приём пересказа как развитие устной речи у школьников.
47. Культура письменной речи по В.В.Голубкову.
48. Основные группы упражнений по развитию письменной речи учащихся. Начальное литературное образование. Особенности второго этапа литературного образования (5-9 классы).
Дополнительная информация
Тематика контрольных работ.
1. Труды Л.С.Выготского и их изложение в идеях.
2. Основные методы изложения материала.
3. В чём состоит специфика выразительного чтения учителя?
4. Составные элементы анализа.
5. Что входит в задачу исследователя?
6. Основные задачи заключительных занятий.
7. Концепция В.А.Никольского.
8. Основа классификация Г.Н.Ионина.
9. Рассмотрение исследовательской деятельности М.Г.Качуриным.
10. Методисты 19-20 веков о проблеме восприятия и анализа произведения.
11. Виды анализа художественного произведения (по О.Ю.Богдановой).
12. Литературные роды (эпос, лирика, драма).
13. Прозаический жанр-рассказ, его особенности.
14. Средний эпический жанр-повесть, её особенность в изучении литературе.
15. Эпический жанр-роман, его особенность в литературе.
16. Какова специфика работы с басней?
17. Какова специфика работы с лирическим стихотворением?
18. Какова специфика работы со сказкой?
19. Изучение лирических жанров.
20. Литература в старших классах и задачи её изучения.
21. Урок литературы и их классификация.
22. Классификация уроков литературы (по Н.И.Кудряшёву).
23. Речевая деятельность (по Л.С.Выготскому и А.Н.Леонтьеву).
24. Характеристика литературных приёмов: пересказ, доклад, сообщение.
25. Диалогическое общение при изучении литературы для совершенствования устной речи.
26. Основной жанр при изучении монографических тем – художественно-биографический рассказ.
27. Основные группы упражнений по развитию письменной речи учащихся.
28. Классификации сочинений на литературную тему (по Ю.А.Озевову).
29. Классификации сочинений на литературную тему (по Т.А.Ладыженской).
30. Методы изучения чтения школьников.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДПП.Ф.13.2 – Методика преподавания литературы (специальная)
1. Цели и задачи дисциплины
Цели: ознакомить студентов с основными направлениями современной специальной методики преподавания литературы; раскрыть коррекционно-образовательное значение литературы в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи:
- изучить теоретические, методологические, психологические, литературоведческие, лингвистические, коррекционно-педагогические основы специальной методики преподавания литературы;
- выработать навыки аналитического похода к художественному тексту, имеющему своим адресатом ребенка или подростка;
- научить приемам анализа произведений разных жанров, выбору видов учебной деятельности, способствующим коррекционно-педагогической работе с детьми с общими нарушениями речи.
2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Изучение дисциплины должно помочь будущим учителям овладеть навыками организации детского и юношеского чтения, способствующего исправлению недостатков речи.
Студенты должны приобрести следующие знания, умения, навыки:
- уметь анализировать и синтезировать отобранный для урока литературы литературоведческий и языковой материал с учетом особенностей работы по коррекционно-речевому развитию школьников с общим нарушением речи;
- сформировать специальные профессионально-методические умения планирования проведения уроков, внеклассных мероприятий по литературе в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР);
- уметь конструировать и анализировать разные типы уроков литературы;
- знать содержание, формы и виды работы по организации учебного процесса на уроке литературы;
- знать особенности работы над произведениями разных литературных жанров;
- знать психологические особенности восприятия художественной литературы с детьми с ОНР;
- овладеть методикой анализа произведений детской литературы.
4.Содержание дисциплины
4.1.Разделы дисциплины и виды занятий
4.2.Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Спецметодика литературы как наука.
Лекции
Становление методики преподавания как науки в XІX веке. Развитие методической мысли в трудах Ф.И. Буслаева, В.И. Водовозова, В.Я. Стоюнина, В.П. Острогорского и др. Значение их трудов для развития специальной методики преподавания литературы. Формирование и развитие специальной методики преподавания литературы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи как частной методики самостоятельного учебного предмета в 50-е годы XX века. Значение основных положений научно-методических трудов М.А. Рыбниковой, В.В. Голубкова для разработки важных направлений специальной методики преподавания литературы. Определение теоретико-методических основ преподавания литературы в школе ведущими методистами конца XX – начала XXІ веков. Теоретические основы специальной методики преподавания литературы: методологические, психологические, литературоведческие, лингвистические, коррекционно-педагогические.
Практические занятия
Основные методы исследования учебно-воспитательного процесса на уроках литературы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи (изучение научной литературы, просмотр статей учителей – практиков по журналам периодики, обобщение передового педагогического опыта, наблюдение за учебным процессом, метод опроса, эксперимент как способ проверки эффективности методико-педагогических исследований).
Раздел 2. Литература как учебный предмет. Коррекционно-образовательное значение литературы в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи.
Лекции
Литература как один из важных компонентов общего образования учащихся с ОНР. Взаимосвязь этико-эстетических и коррекционно-развивающих задач в учебном предмете. Познавательная и воспитательная функции литературы как искусства слова и учебного предмета. Специфика содержания и структуры литературного образования детей с ОНР – речевая направленность курса, связанная с освоением идейно-эстетических ценностей литературы и совершенствованием речевых умений и навыков учащихся. Методика обучения правильному, беглому, выразительному и осознанному чтению. Развитие навыков выразительного чтения. Выразительное чтение как средство анализа произведения.
Практические занятия
Тренировочные упражнения на фольклорном и литературном материале. Дидактические игры по коррекции речевой недоразвитости.
Раздел 3. Принципы и методы обучения литературе в школе для детей с ТНР.
Лекции
Основные принципы преподавания литературы в школе (научность, историзм, единство содержания и формы в школьном анализе, доступность, последовательность, систематичность и т.д.). Специфика использования дидактических принципов преподавания литературе в школе для детей с ТНР. Создание установки на организацию комплексной речевой деятельности учащихся (говорение, аудирование, чтение, письмо). Метод как система обучения и метод как способ обучения. Своеобразие преломления основных методов обучения в практике преподавания литературы в школе для детей с ТНР (репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, Эвристический, исследовательский и т.д.).
Практические занятия
Репродуктивный метод. Значение упражнений репродуктивного типа для развития речи учащихся с речевым недоразвитием. Объяснительно-иллюстративный метод. Значение средств наглядности для развития ассоциативного и образного мышления детей с ОНР в процессе использования приемов данного метода. Эвристический метод и его особое место в процессе обогащения словарного запаса учащихся. Исследовательский метод. Аудио-лингвальный и аудио-визуальный методы обучения в процессе изучения художественного произведения. Работа по составлению партитуры для прочтения художественного текста.
Раздел 4. Разделы и этапы литературного образования. Этапы работы над художественным произведением.
Лекции
Процесс работы над художественным произведением. Условность разграничения в учебно-методических целях изучения художественного произведения на несколько этапов и их взаимосвязь (вступительные занятия, чтение и усвоение содержания произведения, заключительные занятия). Зависимость выделения основных этапов изучения литературного произведения от объема и жанра произведения.
Практические занятия — не предусмотрены.
Раздел 5. Урок литературы в школе для детей с ТНР. Методические особенности работы над произведениями фольклора.
Лекции
Классификация детского фольклора. Малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, чистоговорки, загадки). Дидактические приемы и обучающие игры в работе с малыми жанрами фольклора. Народная проза: сказка и несказочная проза. Сказкотерапия.
Практические занятия
Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, чистоговорки (скороговорки), загадки. Упражнения по отработке артикуляции. Притчеобразность малых жанров фольклора, разные приемы по уяснению переносного смысла, иносказания. Дидактические игры. Установка на вымысел в жанровых разновидностях сказки (сказка о животных, волшебная сказка, бытовая сказка). Связь вымысла и реальности. Сказкотерапия. Установка на достоверность в несказочной прозе (предания, былички, легенды). Топонимические предания. Дидактический материал по изучению произведений фольклора. Литературные (авторские) сказки.
Раздел 6. Урок литературы в школе для детей с ТНР. Методические особенности работы над литературными произведениями разных жанров.
Лекции
Содержание курса литературы в начальной школе: включение художественных произведений небольшого объема, изучаемых на основе хронолого-тематического принципа. Своеобразие изучения лирических произведений. Трудности восприятия лирического произведения учащимися с ОНР. Особенности изучения сюжетных поэтических произведений на разных этапах обучения. Методические приемы осуществления перехода от чтения лирического произведения к его анализу. Понимание учащимися образа лирического героя. Осмысление образных деталей, анализ композиции и стиля поэта, изобразительно-выразительных средств языка и их функций в создании образа-переживания. Многозначность слова в лирическом произведении. Особенности изучения эпических произведений разных жанров. Трудности восприятия эпических произведений детьми с речевой патологией (особенности понимания сюжета и литературных героев, их поступков, переживаний: субъективность оценки происходящих событий и т.д.). Отсутствие целостности как основной недочет в восприятии эпических произведений – результат фрагментарного изучения художественного произведения. Работа над эпизодом и методические приемы изучения характера персонажа. Особенности изучения басни. Специфика и трудности восприятия и изучения драматического произведения учащимися с ОНР. Развитие воссоздающего воображения в процессе чтения и анализа сцен. Понимание учащимися с речевым недоразвитием связи поступков и характеров героев с основным конфликтом пьесы. Методические приемы наблюдения за развитием конфликта. Рассмотрение монологов и диалогов героев для понимания учащимися самобытности речевых характеристик.
Практические занятия
Основные приемы работы с лирическими произведениями. Виды деятельности учащихся. Составление партитуры лирического текста. Методическая разработка учителя по изучению стихотворения (по выбору студентов). Словесное рисование и личные наблюдения при анализе стихотворения. Творческая работа учителя при анализе басни. Декламирование и драматизация при анализе басни. Методическая разработка учителя по изучению басни (по выбору студентов). Анализ вопросов и заданий в учебниках по литературному чтению. Анализ эпических произведений из автобиографической прозы. Методическая разработка учителя по изучению эпического произведения (по выбору студентов). Прием инсценирования драматических произведений как средство их анализа. Методическая разработка учителя по изучению драматического отрывка (по выбору студентов).
Раздел 7. Урок литературы в школе для детей с ТНР. Своеобразие формирования литературоведческих понятий.
Лекции
Значение теоретико-литературных понятий в развитии навыков анализа художественного произведения. Принципы постепенного углубления и расширения первоначального представления о теоретико-литературном понятии (эпитет – сравнение – олицетворение – метафора и пр.).
Практические занятия
Значение теоретико-литературных понятий в развитии навыков анализа художественных произведений. Методическая разработка учителя по изучению литературоведческих понятий (по выбору студентов). Использование наглядности при формировании теоретико-литературоведческих понятий.
Раздел 8. Межпредметные связи на уроке литературы. Вертикальный тематизм.
Лекции
Определение содержания понятия «межпредметные связи» = вертикальный тематизм. Цель использования МПС – развитие и активизация познавательной активизации познавательной деятельности учащихся с ОНР. Основные приемы реализации МПС на уроке литературы (связь с уроками русского языка, окружающего мира, истории, смежных искусств: рисованием, музыкой и т.д.).
Практические занятия
Методическая разработка урока по литературному чтению с использованием межпредметных связей, построенному по принципу вертикального тематизма: Сказка или былина; праздник народного календаря по материалам календарной обрядовой поэзии; праздник евангельского календаря по материалам богороднической, рождестенской или пасхальной поэзии; лирика; басня; эпическое произведение; драматическое произведение (группой студентов по 4-5 человек по заданию преподавателя).
Раздел 9. Особенности словарно-фразеологической работы на уроках литературы.
Лекции
Словарно-фразеологическая работа как способ освоения содержания произведения и как средство развития речи учащихся с ОНР. Задачи и содержание словарной работы на уроке литературы. Отбор и презентация языкового материала (анализ соотнесения лексического значения слова с его синтаксическим употреблением, анализ лексической сочетаемости, активизация в речевых моделях опорных слов, словосочетаний, конструкций, закрепление в речевых образцах, осмысление эстетической функции слова в процессе чтения и анализа художественного произведения). Словарная работа по активизации терминов, специальной лексики, необходимой в процессе анализа художественного произведения в различных видах речевой деятельности учащихся с речевым недоразвитием.
Практические занятия
Предварительная работа по усвоению основного значения слова. Приемы презентации новой лексики. Приемы семантизации (сопутствующий комментарий между завершенными по смыслу фрагментами текста, лексико-фразеологический комментарий, идейно-стилевой комментарий, предварительный лингвистический анализ художественного текста.
Раздел 10. Развитие устной и письменной речи на уроках литературы.
Лекции
Педагогические условия развития речи. Основные формы и источники развития речи. Взаимодействие процессов формирования устной и письменной речи учащихся. Определение понятия «культура устной и письменной речи» школьников. Содержание и организация работы по развитию речи в процессе чтения и анализа художественного произведения. Развитие устной речи. Виды устной речи: неподготовленная, подготовленная (спонтанная, свободная). Принципы опережающего развития устной речи. Этапы устной речевой деятельности на уроке литературы: а) репродуктивная мыслительная деятельность (чтение стихотворного или прозаического текста, рассказ по образцу); б) репродуктивная мыслительная деятельность с элементами рассуждения (работа над планом, описание по образцу, обучение навыкам пересказа); в) продуктивная мыслительная деятельность (работа над сложным планом, беседа по тексту, обучение навыкам составления характеристики героя, анализ текста). Развитие письменной речи. Письменная речь как вторичная форма речевой деятельности. Виды письменных работ. Методика проведения изложений на литературном материале. Виды сочинений. Методика работы над сочинением. Значение письменных работ в закреплении знаний, развитии и коррекции речи учащихся с речевым недоразвитием.
Практические занятия
Усвоение специфических умений в процессе речевой деятельности (определение темы высказывания и построение высказывания в соответствии с целью, поставленной перед учеником, отбор необходимых лексико-фразеологических средств, грамматических и стилистических средств языка художественной литературы, последовательное, логическое изложение материала). Обучение диалогической и монологической речи учащихся с ОНР: беседа как прием овладения диалогической речью, речевые ситуации в подготовке сжатых и развернутых ответов на вопросы, разные виды планов.
Раздел 11. Наглядность и технические средства обучения на уроках литературы.
Лекции
Взаимосвязь наглядности и слова в процессе обучения литературе. Виды наглядности. Словесно-графическая наглядность в процессе анализа художественного произведения (работа с иллюстрациями, использование репродукций и т.д.). Художественное чтение мастеров слова в аудиозаписи. Особенности методики использования зрительной, слуховой, статической, динамической наглядности для активизации словаря учащихся.
Практические занятия
Использование ТСО при изучении эпических произведений (воссоздание облика эпохи, историко-бытовой комментарий, заочная литературная экскурсия). Использование ТСО при изучении лирических произведений (эмоционально-образное воздействие мастера художественного слова). Использование ТСО при изучении драматических произведений (знакомство со сценической историей пьесы, с различными трактовками исполнения роли определенного героя). Изготовление наглядности и описание использованных наглядных средств обучения к двум урокам (по выбору студентов).
6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1.Рекомендуемая литература
а) основная литература:
Методика преподавания литературы : хрестоматия-практикум / автор-сост. Б. А. Ланин. - М., 2003. - 380 с.
б) дополнительная литература:
Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / под ред. М. С. Васильевой, М. И. Омороковой, Н. Н. Светловской. - М., 1977.
Беседа, Ю. К. Выразительное чтение : практикум / Ю. К. Беседа. - М., 1991.
Бромберг, И. Г. Игровые программы : из опыта // Начальная школа. - 1992. - №1. - С.52-53.
Буровский, А. М. Концепция ноосферы В. И. Вернадского и создание новой школы / А. М. Буровский // Педагогика. - 1993. - № 6.
Буяльский, Б. А. Искусство выразительного чтения : книга для учителя / Б. А. Буяльский. - М, 1986.
Вербицкая, М. В. Чтение : справочник для учителей и родителей / М. В. Вербицкая, О. И. Волошина // Начальная школа. - М., 1997.
Выбор методов обучения в средней школе / под ред. Ю. К. Бабанского. - М., 1981.
Выразительное чтение / Б. С. Найденов [и др.]. - М., 1972.
Данилюк, Л. Г. Воспитание эмоциональной отзывчивости на уроках чтения / Л. Г. Данилюк // Начальная школа. - М., 1992. - №1. - С.10-14.
Детский поэтический фольклор : антология / сост. А. Н. Мартынова. - СПб, 1997.
Душкина, Н. В. Урок – путешествие по русским былинам-старинам с вопросами- загадками и отгадками. 3 класс / Н. В. Душкина // Начальная школа. - М.,1997. - № 3. - С.62-65.
Кошмина, И. Вертикальный тематизм / И. Кошмина // Начальная школа. 1997. №3. С.40-52.
Крыловский вечер в школе / Авт. сост. Н. С. Шер. - М., 1969.
Лазаренко, Г. П. Тютчев в школе : книга для учителя / Г. П. Лазаренко. - М., 2003.
Лунина, Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры : учебно-метод. пособие. М., 2005.
Майман, Р. Р. Выразительное чтение : практикум / Р. Р. Майман, Г. Д. Дмитриева, Б. С. Найденов. - М., 1980.
Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / под общей редакцией Т. Г. Рамзаевой. - М., 2003.
Назаретян, В. П. Гуманитарный интегрированный курс для младших школьников / В. П. Назаретян // Педагогика. - 1994. - №2.
Оморокова, М. И. Совершенствование чтения младших школьников : пособие для учителя / М. И. Оморокова. - М., 1997.
Полевская, М. Ф. Формирование навыков чтения в 1-2 кл. Школа 1-4 / М. Ф. Полевская // Начальная школа. - 1988. - № 6. - С.23-27.
Пономаренко, В. А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания / В. А. Пономаренко // Педагогика. - 1994. - № 3.
Попова, А. И. Элементы интегрирования на уроках чтения / А. И. Попова // Начальная школа. - 1990. - № 9. - С. 17.
Савенков, А. И. Детская одаренность : развитие средствами искусства / А. И. Савенков. - М., 1999.
Светловская, Н. Н. Методика внеклассного чтения : книга для учителя / Н. Н. Светловская. - М., 1991.
Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению : практическая методика / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-Оол. - М., 2001.
Усова, И. К. Интеграция метода Д. Б. Эльконина в современную методику обучения чтению или Профилактика нарушений чтения на начальном этапе обучения / И. К. Усова // Начальная школа. - 1992. - № 7-8.
Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах : избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. - М., Воронеж, 1995.
Язык фольклора : хрестоматия / сост. А. Т. Хроленко. - М., 2005.
6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины
Книжный фонд кафедры, библиотека
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
DVD – проигрыватель, диски c записями детских фильмов, магнитофон и аудикассеты.
8.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
8.1.Методические рекомендации преподавателю
Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций); практических / семинарских занятий (в виде литературоведческого и методического анализ текстов, читательских семинаров и конференций, работы по микрогруппам – решение литературоведческих задач), различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, экзамен.
Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: читательская и аналитическая деятельность, конспектирование научной литературы, знакомство с литературными журналами, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.
8.2.Методические указания для студентов
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий
для самостоятельной работы
1. Спецметодика литературы как наука.
Поиск учителями – практиками новых форм и методов обучения в преподавании литературы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Современный этап развития методики преподавания литературы для детей с ОНР.
2. Литература как учебный предмет. Коррекционно-образовательное значение литературы в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи.
Методические задачи урока литературы для детей с ОНР: совершенствование навыков техники чтения, тренировочные упражнения; обеспечение полноценного восприятия художественного текста и учебных статей, осознанного и осмысленного прочтения текста, тренировочные упражнения на совершенствование логической и эмоционально-образной выразительности; расширение активного словаря, обогащение его оценочной лексикой и языковыми изобразительно-выразительными средствами.
3. Принципы и методы обучения литературе в школе для детей с ТНР.
Использование единой дидактико-методической типологии учебных методов в практике обучения школьников с ОНР. Зависимость методов и приемов обучения от цели изучения, учебного материала и уровня подготовленности школьников с речевой патологией к восприятию, пониманию и осмыслению текстов художественных произведений на уроке литературы. Выразительное чтение как средство анализа художественного произведения. Составление партитуры текстов (по 2 текста басни, лирического стихотворения, прозаического отрывка)
4. Разделы и этапы литературного образования. Этапы работы над художественным произведением.
Вступительные занятия, их место в системе изучения художественного произведения и обусловленность психолого-педагогическими задачами. Содержание и виды вступительных занятий в зависимости от жанровой специфики изучаемого произведения и разных этапов обучения (учет индивидуально-возрастных интересов, уровень литературной и речевой подготовленности учащихся). Чтение как первый этап знакомства учащихся с художественным произведением. Методические приемы усвоения содержания художественного произведения (беседа, различные виды пересказов). Чтение и анализ как последовательные этапы восприятия произведения словесного искусства. Компоненты анализа художественного произведения. Задачи анализа художественного произведения и его особенности в связи со спецификой его восприятия учащимися с речевыми нарушениями. Различные виды комментирования художественного текста. Связь выразительного чтения с анализом художественного произведения. Заключительные занятия – подведение итогов по изучаемому произведению и развитие интереса к другим произведениям писателя. Приемы подведения итогов и способы закрепления знаний школьников (беседа, устные подготовленные сообщения учащихся, письменные работы и т.д.).
5. Урок литературы в школе для детей с ТНР. Методические особенности работы над произведениями фольклора.
Специфика устного народного поэтического творчества, жанровый состав и значение. Мифологической в сказках, былинах. Славянская мифология. Детские заклички. Былина – эпические сказания о богатырях. Героические былины. Цикл былин об Илье Муромце. Знакомство с понятиям: речитатив, ретардация, гиперболизация.
6. Урок литературы в школе для детей с ТНР. Методические особенности работы над литературными произведениями разных жанров.
Формы воспроизведения лирического произведения учащимися с ОНР. Трудности анализа лирики детьми с ОНР. Углубление эмоционального впечатления – переживания учащихся – основная цель уроков лирики. Последовательность анализа лирики в зависимости от жанровой специфики и этапа обучения. Специфика эпоса как рода и жанра литературы. Основные требования к методике изучения образа литературного героя и этапы работы над образом. Составление различных видов устных и письменных характеристик героя как синтезирующий этап в изучении образа-персонажа. Специфика изучения драматического произведения. Осмысление композиционных особенностей пьесы и выявление авторской позиции. Знакомство учащихся с работой актеров, режиссера, декоратора, осветителя в целях воспитания зрительской культуры.
7. Урок литературы в школе для детей с ТНР. Своеобразие формирования литературоведческих понятий.
Последовательность в формировании теоретико-литературных понятий: от накопления конкретных наблюдений над ярко выраженными признаками того или иного понятия к первоначальному представлению основных особенностей, закрепленных в простейшей формулировке, от дальнейшего углубления осознанного понимания понятия через ассоциацию с другими к использованию его в процессе анализа художественного произведения и продуктивной речи.
8. Межпредметные связи на уроке литературы. Вертикальный тематизм.
Использование различных видов и приемов комментария в слове учителя на вступительных занятиях. Приемы привлечения биографического материала для углубления и расширения представлений о личности писателя и его героя. Решение проблемы единства школьного воспитания, развития у ребенка широкого восприятия мира, гуманитарно-эстетического мышления, гармонии с окружающим миром через принцип (технологию) «вертикального тематизма». Различные решения вертикальной темы на уроке: несколько иной подход к разбору произведения, новое образное сравнение и ассоциации, новые упражнения или творческие задания, выделение смыслового, ключевого слова или понятия вертикальной темы в традиционном учебном материале, введение нового материала. Методическая разработка урока по литературному чтений с использованием межпредметных связей, построенные по принципу вертикального тематизма.
9. Особенности словарно-фразеологической работы на уроках литературы.
Словарно-фразеологическая работа как способ освоения содержания произведения и как средство развития речи учащихся с ОНР. Этапы накопления и расширения словаря: семантизация, использование в репродуктивной речи, употребление в продуктивной речи. Лексическая нагрузка на уроке литературы и психолого-педагогические особенности процесса восприятия и усвоения лексики анализируемых произведений.
10. Развитие устной и письменной речи на уроках литературы.
Педагогические условия развития речи. Взаимосвязь педагогических условий обучения литературе и системы работы по развитию речи: отбор, интерпретация и последовательность изучения художественных произведений на разных этапах обучения; глубина восприятия, осмысления и понимания при чтении и анализе художественного произведения в разных классах; словарно-фразеологическая работа и коррекционно-развивающие упражнения в системе работы над словом на разных этапах обучения; опора на межпредметные связи уроков литературы.
11. Наглядность и технические средства обучения на уроках литературы.
Значение средств наглядности и ТСО для развития ассоциативно-образного мышления учащихся с ОНР. Изготовление наглядности и описание использованных наглядных средств обучения к двум урокам (по выбору студентов).