Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса
Развитие дидактики как теории обучения
Отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения, называется дидактикой. В дидактике научно обосновываются закономерности, принципы обучения, подходы к отбору содержания образования, ("Чему учить?"), методов и организационных форм обучения ("Как учить?"). Одновременно дидактика призвана дать ответ на вопросы: Кого учить? Для чего учить? Где учить?
Исследователи по-разному определяют предмет дидактики как науки. Одни рассматривают в качестве предмета дидактики "обучение как средство образования и воспитания"; другие – закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения; третьи – взаимодействие преподавания и учения в их единстве; четвертые считают, что предметом общей дидактики является не только сам процесс преподавания – учения, но и условия, необходимые для его протекания (содержание, организация, средства и т.д.), а также различные относительно устойчивые результаты этих условий. Столь широкий разброс мнений ученых – дидактов в определении предмета дидактики объясняется тем, что процесс обучения в реальной педагогической действительности может носить как систематический, планомерный, целенаправленный характер, так и случайный, стихийный. В силу этого процесс обучения может быть объектом изучения и дидакта, и методиста, и психолога, и программиста.
Обучение в ходе общественного развития приобрело характер специфического вида общественной деятельности. Его сущность и назначение состоит в передаче-усвоении социально-культурного опыта подрастающим поколениям. Так, дидакт, например, концентрирует свое внимание на общих методах, применяемых учителем на уроке; методист – на способах преподавания и конкретном содержании учебного материала и их соответствии целям и результатам урока; психолог – на особенностях усвоения учащимися этого материала, а специалист по кибернетике – на характере управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. Известно, что обучение может представлять собой "интегральную часть институциональной учебной деятельности" (Ч.Куписевич), которая реализуется непосредственно в учебных учреждениях, включая освоение обучающимися и разнообразных учебных курсов, и их домашнюю работу, и самообразование, если оно носит систематический характер. При этом руководство учителя выступает как непосредственное руководство учебно-поисковой деятельностью обучающегося и как опосредованное – через учебник, различные виды домашних заданий, компьютерные средства обучения и др. Именно поэтому самообразование тоже является одним из аспектов обучения. Все это дает основание утверждать, что объектом дидактики как науки является теория и практика обучения, т.е. обучение во всем его объеме и во всех его аспектах. Предметом ее выступает система отношений: учитель – ученик, ученик – учебный материал, ученик – другие ученики.
сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса
Процесс, - это: 1) последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь; 2) Совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.
Процесс обучения (или образовательный процесс) является наряду с процессом воспитания частью целостного педагогического процесса.
В современном понимании для обучения характерны следующие признаки: 1) двусторонний характер; 2) совместная деятельность учителей и учащихся; 3) руководство со стороны учителя; 4) специальная планомерная организация и управление; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; 7) управление развитием и воспитанием учащихся.
Под процессом обучения понимается совокупность связанных между собой действий учеников и учителя, взаимно обуславливающих друг друга и подчиненных достижению общей цели: осуществлению у учеников и педагогов определенных сравнительно устойчивых изменений.
Функции обучения: образовательная, развивающая, воспитательная.
Функции обучения реализуются посредством органического соединения трех категориально значимых педагогических явлений, к которым относятся:
- деятельность педагога (преподавание), которая рассматривается как система действий, направленная на организацию условий для учебно-познавательной деятельности учеников.
- деятельность ученика, т. е. собственно освоение учебного материала (учение) — это целенаправленная, мотивированная, саморегулируемая, преобразующая деятельность по овладению, переработке, хранению и применению системы знаний, в результате которой происходит развитие и воспитание личности.
- саморазвитие участников процесса обучения (педагога и учащихся), которое рассматривается как активное, последовательное, прогрессивное и необратимое изменение психологического статуса личности на основе потребности в самосовершенствовании.
Обучение — непрерывно развивающийся процесс. Необходимо вскрыть источники его развития. Что же является движущей силой этого процесса, какая пружина приводит в движение все эти взаимосвязанные явления обучения?
Движущей силой учебного процесса является противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и умственного развития школьников. Следует подчеркнуть, что задачи выдвигаются именно ходом обучения, его логикой, и потому они «захватывают» учащихся. Задачи появляются все новые и новые в том или ином отношении; они осознаются учащимися, принимаются ими и могут быть разрешены при некотором напряжении умственных сил.
Все многообразие противоречий можно свести к следующим трем:
1) между постоянно растущим объемом содержания образования и соответственно ограниченными возможностями его передачи и усвоения;
2) между преимущественно фронтальной передачей учебного материала и его первичным индивидуальным освоением;
3) между социальными педагогическими и дидактическими позициями обучающих и обучаемых.
5. Логика образовательного процесса.
Раскрытие логики учебного процесса дает возможность найти оптимальное решение вопроса о последовательности изучения учебного материала в связи с задачей сознательного его усвоения и развития мышления учащихся.
Имеются основания рассматривать логику учебного процесса в трех аспектах: а) как основную линию развертывания процесса обучения по курсу в целом; б) как логику процесса обучения, ограниченную определенной темой; в) как логику учебного процесса в масштабе единицы усвоения.
Звено — отдельная составная часть учебного процесса, характеризующееся особым видом познавательной деятельности учащихся в соответствии с его специфическими функциями. Высокие и плодотворные результаты обучения, т. е. полноценные знания, умения и навыки, высокий уровень общего развития учащихся и их идейная направленность достигаются в работе тех учителей, которые овладели полной структурой учебного процесса и оперируют целесообразными вариантами сочетания его звеньев.
Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья, представленные во взаимодействии учителя и учащихся (обучаемых):
Деятельность учителя
Деятельность педагога
Деятельность обучаемых