Содержательные педагогические принципы СБП
Содержательные принципы СБП отражают зависимости ее эффективности от содержания, отвечающего специфике ее сущности и предназначения, позволяя правильно ответить на первый важный педагогический вопрос — чему учить?
Принцип профессионально-педагогической целеустремленности отражает закономерную связь отбора содержания подготовки и каждого занятия от четко осмысленных и сформулированных целей. Целеустремленность — направленность на достижение первично намеченной цели, т.е. нужного результата. Правила принципа:
• педагогизация цели — выражение в конкретных показателях знаний, навыков, умений, привычек, качеств и их усовершенствований, которые должны приобрести подготавливаемые сотрудники;
• триединая педагогическая задача — для каждого элемента СБП (занятия) должен быть определен и достигнут результат в виде того, что конкретно приобрели сотрудники в своей обученно-сти + развитости + воспитанности. Без этого подготовка сведется к формальному «занятие проведено»;
• концептуальность — подходить к определению целей, задач, а затем и содержания не в отрыве друг от друга, а в целостной картине предстоящей подготовки, в единстве, взаимосвязях последовательно осуществляемых выборов и мер.
Принцип профессионально-прикладной направленности отвечает практическому, профессиональному предназначению СБП. Правила принципа:
• профессионализация и специализация — соответствие содержания специфике контингента обучающихся, выполняемых ими задач, особенностям проблем, условий, действий и способов их осуществления;
• практичность — преимущественная нацеленность на формирование навыков, умений, способностей, отношения к делу и других компонентов реальной оперативно-служебной готовности профессионалов. Сущность СБП — не ограничиваться разговорами, а быть по преимуществу профессионально-технологичной, учить правильно действовать.
Принцип гражданственности определяется требованиями служения кадров ОВД публичному правопорядку, обеспечения безопасности личности, общества и государства. Профессионально действует лишь тот сотрудник, который сознает, что в каждое исполняемое решение должно быть выверено по критериям правомерности, соответствия государственным интересам, правам и свободам личности. Профессионально обучает тот руководитель занятий, кто учит сотрудников постоянно видеть за мелочами повседневных служебных мероприятий сверхзадачи построения гуманного, демократического, правового, цивилизованного общества. Правила:
• гражданственности, патриотизма, долга и ответственности — каждый раздел, вид подготовки, тема занятия должны и могут вносить свою лепту в формирование и совершенствование этого личностного компонента профессионализма сотрудников;
• обучения сотрудников организации, способам и стилю цивилизованного решения правоохранительных задач. При планировании тем занятий необходимо включать управленческие, морально-этические, культурные, профессионально- психологические, профессионально-педагогические вопросы и предусматривать отработку связанных с ними наиболее целесообразных способов и приемов действий;
• формирования у сотрудников современного цивилизованного профессионального правосознания;
• непрерывного обучения и воспитания сотрудников в духе строжайшего соблюдения законности, безусловного исполнения служебного и патриотического долга, соблюдения и защиты прав и свобод граждан.
Принцип профессиональной основательности предполагает организацию служебно-боевой подготовки на достоверных, проверенных практикой оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности рекомендациях и получение качественных результатов. Правила:
• нормативно-правового соответствия;
• научности — опоры на научные данные и рекомендации юристов и педагогов, исключения педагогического волюнтаризма, формализма и показного благополучия;
• актуальности и поучительности — соответствия содержания наиболее современным, важным для обучающихся и поучительным вопросам;
• опоры на передовой апробированный опыт;
• международной интегративности — требования учитывать зарубежный опыт подготовки и действий правоохранительных органов.
Принцип профессиональной надежности нацелен на удовлетворение высоких требований к профессионализму сотрудников, необходимость учиться действовать максимально целесообразным образом в разнообразных условиях, преодолевая любые трудности. Правила:
• автоматизма — отработки всех стандартных действий до автоматизма, нормативов (если они есть для отрабатываемых действий);
• закалки трудностями. Надежными могут быть только те действия, которые отработаны в сложных условиях учебной ситуации, максимально приближенных к реальным служебным. Упражнения при постоянном наращивании трудностей приучают сотрудников мобилизовывать свои возможности, действовать в состоянии напряжения, проявлять волю и настойчивость, развиваться;
• последовательности, т.е. опоры на достигнутое обучаемыми, преемственности в отборе содержания, его постепенном pacширении и углублении;
• высшего уровня профессионализма, т.е. достижения его высот;
• поддержания натренированности, т.е. «профессиональной формы», способности в любое время проявить все, чему они были научены.