Дайте обоснованную оценку поведения матери и сына.
Министерство образования Московской области
Истринский профессиональный колледж
Задания рассмотрены и утверждены УТВЕРЖДАЮ
На заседании ПЦК Зам. директора по уч. работе
______________________________ ________________________
Практические задания
По методике и технологии работы социального педагога для итоговой государственной аттестации
по специальности «Социальная педагогика»
Задание №1
В классе ребенок с тяжелой психологической травмой (трагическая смерть родителей, насилие в семье и пр.). Отсюда - неуспеваемость, неадекватное поведение. Что делать учителю?
1. Самое деликатное в этой ситуации - делать вид, что ничего не происходит.
2. Проявлять к такому ребенку постоянное неназойливое внимание и заботу, ни в коем случае не афишируя его проблемы.
3. Обсудить проблемы такого ребенка на одном из классных часов - тем самым дать возможность ребятам высказать свое сочувствие к товарищу, а ему полезные рекомендации.
4. Самое эффективное - доверительный разговор с ребенком в кабинете директора, в присутствии родителей.
Задание №2
Один из учащихся совершил попытку самоубийства. Школа гудит, все обсуждают случившееся. А как вести себя с ребятами учителю?
1. Открыто обсудить с ребятами случившееся и объяснить им бессмысленность самоубийства.
2. Отвлечь детей от идеи самоубийства, не концентрировать на ней внимание.
3. Не обсуждать с ребятами случившееся.
4. Создать в школе кабинет психологической разгрузки и вести с детьми систематическую профилактическую работу.
5. Лучше, чтобы любые объяснения по этому поводу дал ребятам профессионал - психолог или психотерапевт.
Задание №3
В классе - больной ребенок (с нарушением дикции, прихрамывающий и т.п.) Ребята сторонятся или осмеивают его. Как быть?
1. Улучив подходящий момент (например, во время болезни ребенка), серьезно поговорить с остальными и убедить их вести себя деликатно и осмотрительно.
2. Создать прецедент для проявления способностей такого ребенка, чтобы сверстники взглянули на него другими глазами.
3. Поговорить с таким ребенком с глазу на глаз и убедить его не обращать внимания на невоспитанных и безмозглых одноклассников.
4. Посоветовать родителям перевести такого ребенка в другую (возможно, специализированную) школу.
Задание №4
В классе мальчик из многодетной семьи, который при каждом удобном случае напоминает о своих правах и привилегиях. Как на это реагировать?
1. На подобные "выступления" реагировать спокойно, но "на поводу" у бесцеремонного ребенка не идти.
2. Однажды строго осадить мальчика, сказав, что его права весь класс уже выучил наизусть.
3. Однажды резко сказать: "Я тоже из многодетной семьи, ну и что из этого?".
4. Терпимо относится к притязаниям ребенка - многодетные семьи у нас - большая редкость, и школа должна таких детей всячески поддерживать.
5. Остается апеллировать к гордости ребенка, объяснив ему, что он мужчина и должен вести себя достойно.
Задание №5
Родители просят классного руководителя помочь: ребенок при всем внешнем благополучии, замкнут, отстранен, никогда ничего не говорит родителям о себе, своих друзьях, школьных проблемах. Как повлиять на ситуацию?
1. Объяснить родителям, что это их внутрисемейная проблема, и решать ее они должны сами.
2. Посоветовать родителям проявлять больше внимания и тепла своему ребенку, чаще общаться с ним, а не нарочно "лезть к нему в душу".
3. Тут же пригласить ребенка и в присутствии родителей серьезно с ним побеседовать.
4. Провести родительское собрание, посвященное обмену опытом семейного воспитания и проблемам общения "отцов и детей".
Задание №6
В класс приходи ребенок, прибывший из деревни. Ребята смеются над его провинциальностью. Чем может помочь учитель?
1. Вниманием и дружелюбным отношением; неплохо поручить новичку что-нибудь несложное, чтобы он мог показать себя в деле.
2. Не вмешиваться в отношения детей, дать им время и возможность разобраться во всем сами.
3. Доверительно побеседовать с новичком о том, как ему себя вести в сложившейся ситуации.
4. Попросить 1-2 хороших учеников взять новичка под свою опеку и помочь ему адаптироваться.
Задание №7
В класс пришел ребенок из семьи беженцев из ближнего зарубежья. Учитель делает ему замечание. Ребенок огрызается ему на своем языке. Что делать учителю?
1. Сделать вид, что ничего не произошло, и как ни в чем не бывало продолжить урок.
2. Спросить заинтересованно: "Как-как ты сказал? Что значит? Переведи, пожалуйста".
3. Спросить заинтересованно: "Может, ты скажешь то же самое по-русски?"
4. Лучше ответить "делом" - тут же вызвать грубияна к доске и заставить попотеть - будет знать, как распускать язык.
Задание №8
Девочка из неблагополучной семьи постоянно держится возле учительницы, говорит с нею о своих проблемах, рассказывает семейные тайны, в которые больше никого не посвящает. Как вести себя учительнице в этой ситуации?
1. Главное - не обмануть доверие девочки, но держать курс на постепенное ее сближение со сверстниками.
2. Быть начеку: психологическая зависимость может стать обоюдной.
3. Уяснив себе проблемы девочки, поговорить о ней с глазу на глаз с ее родителями, наметить совместную тактику деликатного участия в жизни ребенка.
4. Посоветовать девочке вести дневник, помогающий обдумывать жизненные проблемы, а иногда и справляться с ними.
5. Дать девочке серьезное поручение, выполнение которого сблизит ее со сверстниками.
6. Как-нибудь пригласить девочку к себе домой, создав условия для выплеска эмоций девочки, что, безусловно, облегчит ее психологическое состояние.
Задание №9
В классе учится группа детей-беженцев, которых одноклассники сторонятся. Что делать?
1. Не вникать, дети сами разберутся.
2. Обсудить ситуацию на классном часе, признав класс отнестись к беженцам сочувственно.
3. Попытаться сблизить детей, поручив им общее дело.
4. Сблизить лидеров обеих группировок" и через них повлиять на взаимоотношения детей.
5. Реагировать спокойно, тем более что дети-беженцы вряд ли задержаться в вашем городе надолго.
Задание №10
В классе учатся девочки-близнецы из многодетной семьи. Они всегда скромны, одеты, никогда не приносят в школу завтраки, фрукты, жвачки. Дети относятся к ним с пренебрежением. Как повлиять на ситуацию?
1. Взять девочек по свою опеку и не давать в обиду.
2. Поговорить с девочками, чтобы вели себя смелее и даже нахальнее, так они скорее обретут друзей.
3. Дать девочкам ответственное поручение и, если нужно, помочь его выполнить.
4. Потребовать от профкома школы оказать многодетной семье материальную помощь.
Задание №11
Учительница обнаруживает, что один из учеников класса - наркоман. Что делать?
1. Одному учителю с этим не справиться. Прежде всего, следует обратиться за консультацией к врачу-наркологу.
2. Главное - сразу сообщить об этом директору школы, а уж он решит, что предпринять.
3. Главное - сразу связаться с родителями ребенка-наркомана и обсудить с ними создавшуюся ситуацию.
4. В этой ситуации следует опираться на "трех китов": вне школы - врача-нарколога, в школе - директора, в классе - актив.
Задание №12
Мать одна растит сына. Бывший муж, у которого новая семья, ей практически не помогает. Чтобы мальчик ни в чем не испытывал нужды, она постоянно работает на полторы ставки, хватается за любой способ подработки, занята с утра до вечера. Сын почти не видел матери: пока был маленький - круглосуточно оставался в садике, пошел в школу - последним забирали с продленки, подрос - та же история: мать уходит, когда он спит, и приходит, когда он уже спит. У сына все есть: и джинсы, и магнитофон, и мотоцикл. А он не ценит ни чего: грубит, не щадит материнских нервов, не хочет учится. "Неблагодарный! - твердят ему соседи. - Мать из сил выбивается, чтобы тебе все это дать. Только птичьего молока не имеешь, а чем за материнскую любовь платишь?"
Дайте обоснованную оценку поведения матери и сына.