Мониторинг и критерии оценки работы СППС и ее специалистов.
Оценка деятельности СППС дается по ее реальным результатам, с учетом образования ее специалистов, стажа и опыта их работы (то есть квалификации работников), на основе глубокого анализа фактов, мнения участников образовательного процесса учреждения.
Основой для оценки ее деятельности является выполнение специалистами СППС функциональных обязанностей в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой.
В ходе контроля и анализа результатов работы СППС и ее специалистов необходимо учитывать начальный уровень состояния проблем, ранее достигнутые результаты, особенности жизни коллектива учреждения и социальной среды, относительную новизну созданной СППС.
Основными методами изучения деятельности СППС и ее специалистов являются: анализ отчетности и документации службы, общих отчетных документов учреждения образования, практического опыта специалистов СППС и беседы с широким кругом воспитанников, их родителей и педагогов.
Собранная информация является первичной основой для выводов, замечаний и предложений. Необходим ее глубокий и всесторонний анализ, выявление резервов повышения качества и уровня работы.
Основными критериями оценки работы СППС и ее специалистов являются соответствие содержания деятельности основной цели СППС:
- содействие в создании условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся и воспитанников в учреждении образования, в семье и социальном окружении;
- кадровый состав и профессиональный рост специалистов (активное участие в работе региональных методических объединений, посещение семинаров и других мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства и т.д.);
- участие специалистов службы в научно-исследовательской и методической работе (выступления в периодической печати и других средствах массовой информации по вопросам профессиональной деятельности, развития науки и практики);
- создание условий для эффективной работы (материально-техническое и методическое обеспечение рабочих кабинетов, сохранность вверенного имущества), выполнение санитарно-гигиенического режима, противопожарной безопасности, требований по охране жизни и здоровья детей;
- наличие и состояние документации (ее качество, регулярное и четкое ведение, достаточность и системность созданного банка данных о воспитанниках и их семьях, составление социально-педагогических характеристик образовательного учреждения и его микрорайона в полном объеме и т.д.);
- обоснованность, актуальность, качество и эффективность оказываемой социально-педагогической и психологической помощи;
- работа в системе семейно-общественного воспитания (взаимодействие с родителями, опекунами, приемными семьями, организациями, определяющими воспитательное воздействие на личность учащегося);
- качественные изменения в работе с посетителями (учащимися, родителями, педагогами), определяемые на основе протоколов исследований, наблюдений, бесед, результатов положительных изменений в поведении, личностных характеристиках;
- действенность профилактической работы;
- развитие социальных инициатив детей и взрослых, появление и успешная деятельность общественных объединений;
- динамика включенности воспитанников и родителей в социально-значимые виды деятельности;
- динамика в социально-педагогических и психологических условиях обеспечения жизнедеятельности коллектива учреждения образования;
- наличие системы психолого-педагогического просвещения воспитанников, родителей, педагогов (формы и активные методы этой работы);
- участие специалистов службы в психолого-педагогических экспертизах решений и программ, конкурсных комиссиях, выпускных и приемных экзаменах, собеседованиях при приеме на работу, в аттестациях педкадров;
- взаимодействие специалистов с центрами коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, социально-педагогическими учреждениями и другими центрами помощи детям и их родителям, а также общественными организациями и институтами повышения квалификации и т.д.
Учитывая специфику работы социально-педагогической и психологической службы, следует избегать абсолютизации и преувеличения формальной стороны дела. Следует помнить, что количественный и регламентированный подход к оценке качества работы может оказаться слишком общим и далеким от объективности. В то же время и чисто качественный подход в оценке трудно осуществим ввиду невозможности разработки исчерпывающих объективных измерителей.