Учителем идей бихевиоризма в педагогике
Основные идеи бихевиоризма таковы: человек является чрезвычайно сложной, но все-таки машиной. Доказательства: на определенные стимулы, раздражители люди чаще всего реагируют определенным образом. Следовательно, зная и контролируя внешние условия, можно представить, как будет вести себя человек в той или иной ситуации.
Несостоятельность основных идей бихевиоризма выявлена, они были подвергнуты критике, и прежде всего российскими учеными. В современной психологии теоретически и экспериментально доказано, что не только человек, но и сложные представители животного мира в строго контролируемых условиях ведут себя так, как им вздумается, и предвидеть их поведение зачастую невозможно. Субъективный мир человека и животного перерабатывает внешнюю информацию непредсказуемыми способами.
Бихевиористская концепция в психологии породила и соответствующую педагогическую ориентацию. Возникла «поведенческая» (бихевиористская) педагогика. Суть ее заключается в следующем: если все время поощрять социально положительное поведение индивида и наказывать социально негативное, человек усвоит социальные нормы и станет хорошим гражданином и тружеником. Сложность лишь в том, чтобы найти надежную систему связи между поведением и стимулированием.
Использование идей и принципов бихевиористской педагогики в отдельных случаях давало свои результаты. Например, в школах для правонарушителей. Но в целом идеи бихевиоризма были отвергнуты, так как человек оказался существом слабо дрессируемым. Было подвергнуто справедливой критике программированное обучение, широко распространенное в нашей стране в 60–70-х годах прошлого столетия (обучение, в ходе которого у учащихся формируется навык действовать по алгоритму).
Но, несмотря на теоретически и экспериментально доказанную несостоятельность бихевиоризма, он остается основой педагогической деятельности многих современных учителей, хотя это ими и не всегда в должной мере осознается. Профессиональное кредо таких учителей базируется на понимании воспитания как непрерывного процесса дрессуры, осуществляемого методом кнута и пряника.
Назовем основные педагогические предрассудки, основанные на идеях бихевиоризма.
Собственно воспитательная работа учителя заключается
в контроле над поведением воспитанников.
Педагог, следуя такому предрассудку, считает, что его главная функция – надзирательная. Проступки учеников должны наказываться, а достойное поведение – поощряться. Учитель выступает в роли надсмотрщика. С целью воспитания учащихся он может применять различные стимулы. В последнее время получают широкое распространение различные экономические игры, где в качестве стимулов используются жетоны, чеки, дензнаки.
Многие родители «платят» детям за выполнение домашних обязанностей, получение хороших отметок. Рациональные подпорки таких педагогических действий: «Нужно готовить школьников к жизни в условиях рыночных отношений».
Но в действительности с помощью подобных методов учителя и родители пытаются найти новые способы решения своих старых проблем, таких как недисциплинированность учащихся, невымытые полы в классах, неубранная территория, заинтересовав детей материально. Эти действия обусловлены указанным педагогическим предрассудком. «Хорошо, что стимулы слабоваты, и вся эта затея терпит крах. Но если бы удалось создать для детей такую ситуацию, когда они были бы вынуждены делать то, что нужно взрослым (а вполне возможно, что где-то этого добились), то на воспитании можно ставить крест» – пишет A. M. Сидоркин. Почему? Прежде всего потому, что нарушается основной принцип воспитания – принцип свободы и ответственности личности.
Человек, при воспитании которого педагог руководствуется указанным предрассудком, привыкает действовать только под жестким контролем, по готовым рецептам. И стоит только ослабнуть путам социального контроля, как он теряет человеческий облик. «Правильное» поведение, осуществляемое под жестким контролем учителя, не способствует полноценному формированию личности, ее нравственного ядра.