Своеобразие тематики и творческая манера поэтов 60-90-х годов XX века (И. Токмаковой, Мошковской, Г. Сапгира, Г. Остера, Н. Матвеевой, Р. Сефа и др.)

Ирина Петровна Токмакова (род. 1929). Переводчик, исследователь-филолог. Писала для детей стихи и сказки, а так же малые жанры, следуя традициям фольклора. Поэтому ее произведения шутливо-игровые, в основном произведения-миниатюры, небольшие произведения.

Сюжет занимательный даже в самом коротком тексте. Произведения легко запоминаются, характерен для них тонкий юмор, часто главный герой – ребенок, который живет напряженной, полной событий жизнью, хочет все знать, всему ищет объяснения. Ее стихи отражают все стороны жизни ребенка, и то, во что ребенок одевается, во что играет, как трудно засыпает, какие игрушки хочет, чтобы ему купили и т.д. Герой всегда добрый, отзывчивый, с тонким чувством юмора, иногда вступает в конфликт со взрослыми. Краткость и лаконичность стиха. Есть циклы стихов о природе. Построены на игре слова, на звукописи, на интонациях детской речи. В них ярко выражено народно-песенное начало. Для ее стихов характерна метафоричность, одухотворение природы, лиричность, напевность:

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

Усложняя ассоциации ребенка, Токмакова опирается на знание законов детского мышления и воображения. Одушевление предметов, понимание слов в буквальном смысле становиться веселой игрой в ее стихах:

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

Генрих Вениаминович Сапгир (1928-1999). Стихия поэта: раскрыть тайны речи, метаморфозы слов. Он является одним из авторов своеобразного букваря «Новый букварь».

Ему удалось составить столбцы слов в букваре, подобрав их так, что буквы и звуки в словах перекликаются по вертикали, горизонтали и диагонали, образуя очень интересные звуковые и смысловые ряды, формирующиеся в фразы. Это своеобразная игра, упражнение в стихотворчестве. Многие стихи построены на игре звуков, слов и языковых явлений. Образ возникает и движется при малейшем повороте слова. Написал несколько стихотворных азбук «Лесная азбука», «Журавлиная книга» (вошли считалки, скороговорки на разные буквы), нотная азбука «Сказка о лесной музыке». Многие стихи своеобразные упражнения по развитию речи. Автор стихотворных сказок для самых маленьких, в которых характерна игра воображения и переосмысления образов уже известных сказочных героев. Он автор более 20 пьес для детей, еще переводил стихи с еврейского и он же так же, как и Заходер, переводил английскую сказку Аллона Милна «Мы с Винни-Пухом».

Роман Семенович Сеф (1931-2009). Писал только для детей. Первый сборник «Шагают великаны». Все звонко, ловко, лаконично и складно.

Особенности его произведений:

1. Лирический герой часто ребенок, обладает чувством юмора, фантазией и воображением

2. В образе его важна пластичность, звуковая и графическая, поэтизирует целостное восприятие мира детьми. Поэтому в тексте всегда искренность, вера в светлое, доброе; союз разумности и фантазии.

3. С детьми он разговаривает как со взрослыми – ведет откровенный диалог.

4. Познавательный материал имеет место.

5. Интересен и богат язык: афористичность языка, точные сравнения, игру метафор.

Берестов Валентин Дмитриевич (1928-1998). По специальности историк. Прежде всего известен как поэт в 1950гг. Главный наставник – Чуковский. Первая книга «Про машину» - стихи очень романтичные, полны удивительных открытий, приключений, много фантазий, мечты, много эмоций, чувств.

Особенности:

1. Он способен смотреть на мир одновременно и глазами взрослого и ребенка, причем эти оба взгляда неразделимы.

2. В его стихах и сказках кипучее движение, которое происходит в мире его героев, причем и физическое и психическое движение.

3. Лирический герой неоднозначен. Может быть и наивный ребенок и уже мудрый седой старец. Он всегда интеллигентен, воспитан, совестлив, самокритичен, ответственен за все происходящее.

4. Важная черта произведений – бесчисленные парадоксы.

5. Непринужденный юмор, склонность к словесной и звуковой игре, афористичность, достаточно простой синтаксис, но при этом способность опоэтизировать буквально все вокруг (от пейзажей, настроения, до ручки, линейки, точилки; даже устный счет – повод для создания загадочных художественных образов)

6. В лирических стихах – необыкновенные пейзажи, очень тонкие полутона, гармония во всем.

7. Тема привлекает автора, связанная с учением, школой (посвящен сборник «Читалочка», есть еще азбука с играми, которая названа «Парад-Алле!»)

8. Произведения часто заканчиваются неожиданным выводам. Иногда автор прибегает к иносказанию.

Самые известные сборники: «Зимние звезды», «Идя из школы», «Определения счастья». Переводчик сказок в прозе: «Змей-хвастунишка». Известен как автор книги «Жизнь и творчество Корнея Чуковского».

Яков Лазаревич Аким (род. 1923). В 1954 году вышла первая книга для детей. После рождения дочери начал писать детям.

Главные проблемы: проблема дружбы, верности, отзывчивости. Рассматриваются в аспекте извечной мечты детей о таком общении со взрослыми, которые строятся на основе дружбы, верности, отзывчивости. Когда можно посмотреть в глаза друг к другу и сказать все, что тебе хочется. Чаще всего бывает наоборот, т.е. ребенок не открывается перед взрослым, потому что боится быть непонятым. Для того, чтобы было взаимопонимание, нужно не только говорить, но и уметь слушать, слушать и откликаться, а это и значит быть другом. Очень часто в его стихах создается идеальное общество, правят этим идеальным обществом умудренные опытом дети. Аким в отличии от предыдущих авторов отказывается от формально игровых решений в пользу лирического разговора-диалога с ребенком.

Для текстов характерны:

1. Оригинальные сюжетные повороты

2. Разнообразие ритма

3. Имеет место авторская оценка, суждение.

4. Стихи от первого лица

5. Герой ребенок, застенчивый, сентиментальный, щедр на нежность, но скуп на какие-то декларации, его отношения не проявляются во фразах и лозунгах.

6. Многие стихи – это обращение к конкретному человеку. Все они наполнены лирическими чувствами, душевностью и интимностью.

7. Автор не стремиться учить, давать советы, а проявляет искренний интерес к личности и пытается найти адекватную форму самовыражения. Его стихи – это доверительный, задушевный разговор с читателем. Стихи достаточно психологичны.

Стихи «Неумейка», «Твой друг», «Мой верный чиж», «Моя родня». Особое место занимают стихи о природе: образ природы, образ родины. К концу 20 века обратился к прозаической сказке: «Стрекоза и лимонад», «Учитель Тик-Так и его разноцветная школа».

Юнна Петровна Мориц (род. 1937). Стихи начала писать в 4 года. Вызваны были стихи переживаниями и эмоциями, связанными с войной, со страхом перед всем происходящим, стремление выжить. Первые стихи ее очень грустные. Как правило, они не включаются в детское чтение. В какое-то время она больше занималась переводами. Переводила детям с эстонского, Манси, кавказского и т.п. Многие ее стихи стали песнями.

Особенности:

1. Сложная игра настроения, образов и звуков. Что предает лирическому герою романтический характер и земной, реальный одновременно.

2. В детских стихах стремиться создать тот рай, к которому стремилась сама: богатство воображения, фантазии, мечты и т.д.

3. Использует широко в своих стихах эпитеты, повторы, детализация, точные рифмы. Наиболее полный сборник стихов для детей «Большой секрет для маленькой компании».

Коринец Юрий Иосифович (1923-1989). Начинал как книжный график, но закончив литературный институт, решил писать не только красками, но и словами.

Особенности:

1. Сочетание лиризма и философии. Органическое сочетание мудрого, опытного человека и непосредственного и наивного ребенка.

2. В его стихах жизнь состоит не только из радости и добра. Но и несовершенства, зла. Поэтому в конце кажется особо ценным победа добра.

3. Во многих стихах очевиден подтекст, который подталкивает к размышлениям о сущности человеческого бытия.

4. Часто соединяет в своих стихах забавное и грустное. Фантазию и реальность.

Есть среди стихов и стихи игрового характера, которые построены на загадке, шутке: «Лапки». Известен как прозаик – автор повестей. Много занимался переводами для детей. [25,26,31,32,33]

Наши рекомендации