Педагогические технологии. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Общая характеристика педагогических технологий
В целом технология понимается как система методов осуществляемых в каком-либо процессе.
У истоков технологизации в педагогике стоял Макаренко, который считал, что наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди, и именно поэтому у нас отсутствуют все важные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка.
Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60-х годов и связывают с реформированием американской и европейской школ. К авторам современной пед. технологий за рубежом относят Блум, Брунер, Кэрролл; отечествен.представители: Гальперин, Бабанский, Беспалько и др. В настоящее время пед технологии рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях социальной психологии.
Термин пед.технология использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств.
Пед.технология-последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач. Пед.технология-строго научное проектирование и точное воспроизведение пед. действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то пед.технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на осуществление этих принципов. В этом состоит и отличие пед.техн. от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие методика включает в себя использование комплекса методов и приемов обучения и воспитания без участия педагога, то пед.техн. предполагает участие личности педагога во всех ее проявления. Отсюда можно сделать вывод, что любая пед.задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, осуществляемой педагогом профессионалом.
Педагогическая технология – это система теоретически обоснованных принципов и правил, а также соответствующих им приемов и методов эффективного достижения педагогом целей обучения, воспитания и развития школьников.
Пед. технологии могут быть представлены как технологии обучения и технологии воспитания.
Признаки педагогической технологии:
-техн. разрабатывается под конкретный пед.замысел, в основе кот лежит методологическая и философская позиция автора (т.о. различают технологии процесса передачи знаний и развития личности).
-техн пед дея-ти осуществляется в соответствии с установками цели, кот включает в себя конкретный ожидаемый результат
-технология предусматривает взаимосвязь деятельности учителя и учащегося- элементы пед технологии должны быть доступны любому учителю и гарантировать достижение планируемых результатов
-главная часть пед технологии составляет диагностика, содержащая показатели измерения результатов деятельности. соответственно этапам решения пед задачи в независимости от содержания и временных работ пед технологии можно разделить на частные (технологии решения таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулирование деятельности учащегося, контроль и оценка ее результатов, организация начала урока и т.п.) и общие (технологии конструирования процесса обучения и его осуществления). Таким образом педагогические технологии предполагают разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников. Требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества пед процесса направленного на развитие личности учащегося в целом.В зависимости от психолог. структур Пт бывают: информационные (форм-ние знаний, умений, навыков); операциональные (форм-ние способов умств. действий); эмоционал. (форм-е сферы эстет. отношений); технологии саморазвития (форм-ние саморазвивающихся механизмов лич-сти); эвристические (развитие творческих способностей).
По характеру содержания образования Пт: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразоват. и профессионально ориентированные, гуманитарные и технократические.
По стилю управления: авторитарные (жесткая организация детской жизни); дидактоцентристские (приоритет обучения над воспитанием); личностно ориентированные (центром образования является личность ребенка).
Новые Пт, применяемые в наст. время: вероятностное образование (А. Лобок), развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин), гуманитарно-личностная ПД "Школа жизни" (Амонашвили).
Т.е. специфика ПД: 1)построенный на ее основе пед. процесс должен гарантировать достижение поставленных целей, 2)алгоритмизация процесса взаимодействия преподавателя и учащихся.
Виды педагогических задач. Проектирование и процесс решения педагогических задач. Решение психолого-педагогических задач, конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности, моделирование образовательных и педагогических ситуаций.
Вся деятельность субъектов, в том числе учащихся и учителей, может быть описана и спроектирована как система процессов решения разнообразных задач.
Педагогическая задача-осмысленая педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности.
Виды пед. задач. Стратегические задачи –определяют существенные изменения в ученике или воспитаннике (его индивидуально-личностных свойствах, качествах позиции, стиле деятельности), имеющие принципиальный характер для достижения долгосрочных педагогических целей.
Тактические задачичаще относят к стилю профессионального поведения, деятельности и отношений педагога, которые необходимы для достижения педагогического результата.
Оперативные задачисвязаны с изменением обстоятельств, влияющих на эффективность педагогической деятельности.
Дидактические задачи– это задачи управления учебно-познавательной деятельностью, т.е. учением.