Упражнения, формирующие речевые умения

1. Некоммуникативные упражнения:

¾ Имитация, или подражание, используется для формирования произносительных умений — правильного произношения звуков и правильной постановки ударения в словах.

¾ Образование форм слова. Данное упражнение предназначено для усвоения нормы и предупреждения морфологических ошибок в речи школьников.

¾ Составление словосочетаний и предложений. Это упражнение используется для овладения нормами согласования, управления, нормами построения предложений и обогащения речи школьников синтаксическими конструкциями.

¾ Переконструирование (или замена одних конструкций другими). Данное упражнение обучает детей умению выражать свои мысли в связном высказывании разными способами.

¾ Подбор синонимов к данному слову обеспечивает усвоение как их семантики, так и особенностей функционирования в разных стилях речи.

¾ Составление тематических групп слов. Это упражнение используется как для введения в словарный запас новых слов, так и для подготовки к конструированию связных высказываний.

¾ Лексический эксперимент способствует выработке у школьников умения выбирать слова в соответствии с их лексическими значениями и стилистическими свойствами.

2. Коммуникативные упражнения:

¾ Осмысление темы будущего текста. Данное упражнение учит детей устанавливать смысловые границы темы, формулировать заголовок текста.

¾ Собирание материалов к сочинению на заданную тему. На основе знания смысловых границ будущего текста учащиеся производят для него первоначальный отбор содержания.

¾ Систематизация собранных материалов. Это упражнение предполагает обучение детей умению составлять план создаваемого текста — простой и сложный, т.е. логично располагать собранный языковой материал в определенной последовательности.

¾ Составление рабочих материалов. Из собранного языкового материала учащиеся выбирают к каждому пункту плана соответствующее содержание.

¾ Подбор языковых средств. Учащиеся отбирают необходимые языковые средства, которые наиболее точно соответствуют теме, замыслу, адресату и жанрово-стилистической принадлежности будущего текста.

¾ Создание текста на заданную тему.

¾ Редактирование учащимися будущего текста. Это упражнение предполагает нахождение и исправление речевых недочетов и ошибок в первоначальном варианте текста.

Образец отчета по педагогической практике

План урока литературы № 22

Предмет Литература Преподаватель Шевцова Д. М. Класс__6__ Дата проведения 9.11.2001.

ТемаИдейно-художественное своеобразие стихотворения М. Ю. Лермонтова «Тучи». Чувство одиночества, тоска поэта-изгнанника по родине

Цели: 1) обучающая:познакомить со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Тучи», историей его создания, обучать целостному идейно-художественному анализу стихотворения, закрепить литературоведческие термины

2) развивающая:развитие умения выразительно читать стихи наизусть, памяти, логического мышления

3) воспитывающая:воспитание чувства сопричастности чужому страданию, сопереживания чужому горю, внимания к чужим переживаниям

Тип урокакомбинированный

Оборудование:иллюстрации к стихотворениям М.Ю.Лермонтова «Парус», «Тучи», выполненные художниками и учащимися

Внутрипредметные связис биографией М.Ю. Лермонтова, с литературоведением (термины)

Методы и приемы работы:метод творческого чтения (выразительное чтение, беседа по выявлению первичного восприятия), репродуктивный метод (письменные ответы на вопросы, сообщение, запись выводов в тетрадь), эвристический метод (аналитическая беседа)

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие учащихся, отметка присутствующих (отсутствующих), проверка готовности учащихся к уроку, слово учителя о целях и плане урока, запись темы _________________________________________________________1-2 мин.

2. Повторение предыдущего материала (проверка домашнего задания)___________15___ мин.

Формы организации учебной деятельности Рассматриваемые вопросы
Комбинированный опрос (устный индивидуальный и письменный фронтальный) 7-10 учеников у доски читают стихотворение Лермонтова «Парус» наизусть учителю. Остальные ученики класса письменно отвечают на вопросы по стихотворению «Парус»: 1. Какие две темы можно выделить в стихотворении? 2. Какой принцип лежит в основе композиции стихотворения? (Какова роль антитезы в построении стихотворения?) 3. Определите функции инверсии, анафоры, параллелизма строения, старославянизмов, эпитетов, антонимов, синонимов, цветовой лексики в раскрытии основных тем стихотворения. 4. Определите стихотворный размер, способ рифмовки.

3. Объяснение нового материала____________________________________________20____ мин.

Формы организации учебной деятельности Рассматриваемые вопросы
Выразительное чтение Беседа по выявлению первичного восприятия   Аналитическая беседа     Индивидуальное сообщение ученика   Аналитическая беседа     Введение литературоведческого термина Аналитическая беседа Учитель выразительно читает стихотворение «Тучи» (вариант – прослушивание в грамзаписи – аудиозаписи) 1. Что вы мысленно представляли, когда слушали стихотворение «Тучи»? 2. Какие слова кажутся вам овеянными особенной грустью? 3. Какие иллюстрации к стихотворению наиболее достоверно передают настроение лирического героя? 4. О чем это стихотворение? Только ли о тучах? (О сопоставлении туч с человеческой судьбой.) 5. Какой художественный прием лежит в основе стихотворения? (Сравнение.) 6. С чего начинается стихотворения? Какой прием использовал Лермонтов для усиления эмоциональной выразительности? С какой целью? (Обращением «Тучки небесные, вечные странники!» Лермонтов хочет взять тучки в союзники, привлечь внимание к их и своей судьбе.) 7. Какие эмоциональные синонимы проясняют художественное значение словосочетания «вечные странники»? (Изгнанники, эпитеты «вечно холодные, вечно свободные».) 8. Кто такой странник? (Странник – это тот, у кого нет крова, кто лишен родного дома, родины, бесприютен.) 9. Куда мчатся тучи, как и лирический герой? («С милого севера в сторону южную».) История создания стихотворения Лермонтова «Тучи» В 1840 году за дуэль с де Барантом Лермонтов был сослан во вторую ссылку на Кавказ. По воспоминаниям современников, Лермонтов написал стихотворение «Тучи» перед отъездом в ссылку на Кавказ в доме Карамзиных, где собрались его друзья, чтобы проститься с ним перед разлукой. Стоя перед окном и глядя на тучи, которые плыли над Невой и Летним садом, Лермонтов сопоставил свою судьбу изгнанника с положением «вечно холодных, вечно свободных» туч, и так родилось это стихотворение. 10. Исходя из истории создания стихотворения, можно сказать, что образ лирического героя автобиографичен. Как в таком случае по отношению к лирическому герою следует понимать слова «С милого севера в сторону южную»? (Из Петербурга – северной столицы России – на Кавказ, в ссылку, в изгнание.) 11. Что же гонит лирического героя на юг? («Судьбы решение», «зависть тайная», «злоба открытая», «преступление», «друзей клевета ядовитая».) 12. Какая причина изгнания самая горькая для лирического героя? («Друзей клевета ядовитая».) Почему? (Когда человека предают самые близкие люди – друзья, это очень страшно.) 13. На каком художественном приеме построена эта строчка? («Клевета ядовитая» – это эпитет, художественное определение, показывающее, что эта клевета отравляет жизнь лирического героя, делает ее невыносимой.) Этот художественный прием, когда в одном образе соединяются противоположные понятия, называется ОКСЮМОРОН. Примеры: живой труп, ужасно красивая, страшно весело, здоровый больной. 14. Для чего служит оксюморон «друзей клевета ядовитая»? (Для выражения всей горечи чувств лирического героя, его страданий от предательства друзей.) 15. Как изменяются настроения и чувства лирического героя от первой строфы ко второй? (В первой строфе – легкая грусть, во второй – ее усиление, изображается одиночество лирического героя, его гонения.) 16. С каким чувством лирический герой смотрит на убегающие тучи? (Завидует им: тучи свободны от всего, в том числе от людских страданий и страстей, им «чужды страсти и чужды страдания», они «вечно холодные, вечно свободные». Но в то же время он жалеет тучи, так как у него есть родина, а у них ее нет, тучи не страдают, не чувствуют, они холодные, равнодушные, бесчувственные.)

4. Подведение итогов урока________________________________________________5______ мин.

Формы организации учебной деятельности Рассматриваемые вопросы
Запись выводов в тетрадь В стихотворении «Тучи» Лермонтов использует приемы сравнения и антитезы. Увидев в тучах друзей по несчастью, лирический герой стихотворения ищет в них сочувствия к своей судьбе, раз он не нашел понимания среди людей, и прежде всего друзей. Но и среди природы лирический герой не может обрести гармонии. В третьей строфе, начинающейся с отрицания «нет», звучит мысль о том, что тучи не могут сочувствовать лирическому герою: им «чужды страсти и чужды страдания», они «вечно холодные, вечно свободные» от всего, в том числе от людских страданий и страстей, им незнакома горечь изгнания, потому что у них нет родины. Лирический герой – ссыльный, изгнанник, страдает от разлуки с родиной, с «милым севером», в его душе кипят страсти, он – жертва тайной зависти, открытой злобы и ядовитой клеветы друзей.

5. Задание на дом__________________________________________________________3_____ мин.

Выучить наизусть стихотворение «Тучи», письменно определить его размер и способ рифмовки, выписать художественные средства (дать им названия) и определить их значение для выражения основной мысли стихотворения.

План урока литературы № 48

Предмет Литература Преподаватель Шевцова Д. М. Класс _7_ Дата проведения 20.02.2002.

Тема Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Хамелеон»

Цели: 1) обучающая:рассмотреть идейно-тематическое содержание рассказа А. П. Чехова «Хамелеон», выявить причины и проявления хамелеонства героями рассказа, проанализировать композицию рассказа,определить роль художественных средств в создании комического эффекта, рассмотреть отличие юмора от сатиры

2) развивающая:развитие аналитического мышления, умения давать развернутый аргументированный ответ на вопросы учителя

3) воспитывающая:воспитание нетерпимости к хамелеонству

Тип урокакомбинированный

Оборудованиеиллюстрации Кардовского, Бескаравайского, Кукрыниксов к рассказу А. П. Чехова «Хамелеон», проигрыватель, грампластинка с записью рассказа, портрет А. П. Чехова, фотографии семьи А. П. Чехова

Внутрипредметные связис биографией Чехова, рассказом «Лошадиная фамилия», сказками М.Салтыкова-Щедрина

Методы и приемы работырепродуктивный метод (индивидуальный письменный и устный опрос, лекция учителя, пропедевтическая беседа, чтение статьи учебника, запись вывода в тетрадь), метод творческого чтения (выразительное чтение, составление таблицы), эвристический метод (фронтальный опрос, аналитическая беседа)

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие учащихся, отметка присутствующих (отсутствующих), проверка готовности учащихся к уроку, слово учителя о целях и плане урока, запись темы _________________________________________________________2__мин.

2. Повторение предыдущего материала (проверка домашнего задания)_________5______ мин.

Формы организации учебной деятельности Рассматриваемые вопросы
Комбинированный опрос (Индивидуальный письменный и устный опрос)   Фронтальный опрос 1 ученик пишет на доске цепочку дат жизни и творчества Чехова (по материалам статьи А.И. Ревякина в учебнике). 1 ученик в это время устно характеризует особенности юмористических рассказов Чехова (по материалам статьи А.И. Ревякина в учебнике: Литература. 7 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1. / Авт.-сост. В.Я. Коровина. М., 2001. С. 252-254). Ученики класса приводят примеры, иллюстрирующие особенности юмористических рассказов Чехова, из рассказа «Лошадиная фамилия» и других произведений Чехова

3. Подготовка к объяснению нового материала ______________________________10_____мин.

Формы организации учебной деятельности Рассматриваемые вопросы
Лекция учителя   Пропедевтическая беседа 1. Реакция в России в 1880-е годы (после убийства Александра II). 2. Процветание чинопочитания, рабской угодливости. 3. «Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба» (А. П. Чехов) 4. «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А.П.Чехов) 5. Сравнение рассказов А. П. Чехова и сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. 1. Чтение и комментирование эпиграфа к разделу «А. П. Чехов» в учебнике (слова М. Горького: «Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни»). Запись эпиграфа в тетрадь. 2. Что обозначает слово хамелеон? (Запись в тетрадь прямого значения слова из сноски.)

4. Объяснение нового материала ________________________________________20________ мин.

Формы организации учебной деятельности Рассматриваемые вопросы
Выразительное чтение Аналитическая беседа   Чтение статьи учебника   Аналитическая беседа     Рассматривание иллюстраций     Составление таблицы     Аналитическая беседа     Запись этого определения в тетрадь     Запись вывода в тетрадь Рассказ Чехова «Хамелеон» читает учитель (вариант — прослушивание в грамзаписи). 1. Что представляет собой экспозиция рассказа? (Ученики читают первый абзац.) 2. В чем проявилось новаторство и мастерство Чехова в экспозиции? (Краткость, лаконичность экспозиции, использование художественных деталей.) Ученики читают в словаре учебника определение детали (Литература. 7 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 2. / Авт.-сост. В.Я. Коровина. М., 2001. С. 235). 3. Найдите в экспозиции детали (новая шинель Очумелова, узелок, решето с конфискованным крыжовником). 4. Что обозначает слово конфискованный? (Конфисковать – отнять, отобрать.) 5. Какова роль художественных деталей в создании образов героев? (Характерологическая и сюжетная.) 6. Какие художественные приемы использовал Чехов в описании места действия? (Умолчание: «Кругом тишина… На площади ни души…»; сравнение: «Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих».) 7. Какой город можно представить по этому описанию? (Сонное, застывшее царство; нищета, бедность, скупость жителей, отсутствие связей между людьми, разобщенность.) 8. Что происходит в завязке? (Ученики читают 2-5 абзацы рассказа.) 9. Как меняется характер действия? (От сонного, неподвижного — к динамичному, активному состоянию.) 10. Опишите погоню Хрюкина за собакой, внешний вид Хрюкина и собаки. 11. Какие детали в этом описании передают отношение автора к героям? («Окровавленный палец» Хрюкина, который «имеет вид знамения победы» — ироничное отношение; «На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» — презрительное, недоброжелательное отношение; «Растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле самый виновник скандала», «В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса» — сочувственное отношение, Чехову жалко собаку.) 12. Как и в зависимости от чего изменяется отношение Очумелова к щенку и Хрюкину? Составим таблицу «Шесть этапов превращений Очумелова». Выпишем в нее из рассказа: 1. Отношение Очумелова к собаке. 2. Отношение Очумелова к Хрюкину. 3. Изменения в речи и поведении Очумелова. 13. Как изменяется голос и тон высказываний Очумелова в этих этапах? (От начальственно-повелительного — если собака бродячая — до рабски-трусливого — если собака генеральская.) 14. Почему Очумелов требует то снять, то надеть шинель? (Шинель — символ чина. Манипуляции Очумелова с шинелью обозначают его положение на иерархической лестнице и отношение к представителям других чинов.) 15. Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака? (Ее участь от этого не зависит, она зависит от чина предполагаемого хозяина собаки.) 16. Одинок ли Очумелов в своем чинопочитании? (Хрюкин то требует для себя равенства, вспоминая, что у него брат в жандармах, то по-холопски умолкает, когда гнев Очумелова обращается на него. Толпа, поначалу сочувствующая мастеровому, в конце смеется над ним.) 17. В каком значении употреблено слово, которым назван рассказ? (В переносном. Хамелеон — человек, изменяющий свое мнение в зависимости от изменений обстоятельств, условий общественной жизни.) 18. Почему слова «хамелеон» нет в тексте рассказа? (Герои действуют, как хамелеоны, но не осмысливают свое поведение, не характеризуют его терминологически.) 19. Кого в рассказе можно назвать хамелеоном? (Очумелова, Хрюкина, толпу.) Хамелеонство — изменение мнений человека в зависимости от ситуации — приобрело всеохватывающий характер. Очумелов — наиболее яркое выражение его сути. Но все участники сценки на базаре лицемерят, приспосабливаются к обстоятельствам из-за своего чинопочитания.

5. Подведение итогов урока________________________________________________5______ мин.

Формы организации учебной деятельности Рассматриваемые вопросы
Фронтальный опрос Чем страшно и опасно раболепие, лицемерие, хамелеонство и от чего оно зависит? (Хамелеонство опасно беспринципностью, отсутствием собственной позиции, угодничеством по отношению к вышестоящим и унижением нижестоящих, расхождением взглядов, слов и поведения («Думает одно, говорит другое, а делает третье!»). Это зависит от изменений условий окружающей среды.)

6. Задание на дом__________________________________________________________3_____ мин.

Подготовиться инсценировать эпизоды рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» (по группам), всем — пересказывать композицию рассказа А.П.Чехова «Хамелеон», письменно отвечать на вопросы 1-4 учебника («говорящие» фамилии, речевая характеристика героев, авторское и ваше отношение к героям, их речам и поступкам), нарисовать иллюстрации к эпизодам и сценам рассказа А.П.Чехова «Хамелеон», читать в учебнике рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник, устно отвечать на 5-ый вопрос учебника (Литература. 7 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1. / Авт.-сост. В.Я. Коровина. М., 2001. С. 260-264).

Наши рекомендации