Речь взрослых как средство развития дара слова у детей
Неотъемлемой частью образовательной среды, структурным ее компонентом является языковая (речевая) среда. Речь взрослых, педагога – мощное средство воспитания, обучения и развития ребенка. Педагог, обладающий культурной, богатой речью, способен пробудить у детей интерес к родному языку, приоткрыть некоторые его загадки, воспитать желание подражать правильной речи, пользоваться богатством из кладовой слов, не допускать грубых выражений. В благоприятной, полноценной языковой среде воспитывается в детях чуткость к родному слову, формируется «языковое чувство»; легче устраняются на основе подражания речевые недочеты, исправляются некоторые дефекты произношения. Научить правильно говорить, пользоваться разнообразными средствами языковой и речевой выразительности может педагог, обладающий богатой речью, понимающий, что дар слова – важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения.
Как хотелось бы слышать правильную, выразительную, богатую и образную речь без ошибок и недостатков.
Как научиться говорить правильно? Как избежать недостатков?
Давайте поговорим о правильной речи и о недостатках, которые нередко встречаются в нашей речи.
К полноценной речи предъявляется множество требований. Это требования простоты и ясности, логичности и точности, информативности и сжатости, богатства и разнообразия, благозвучия и интонационной выразительности и многие другие.
Первое требование –содержательность речи.
Содержательность и насыщенность информацией речи может быть разной. Зависит от многих условий. Насыщенность информацией, например, газетной статьи может быть очень высокой, а бытового разговора – низкой.
В любом случае надо избегать многословия, которое проявляется в употреблении лишних слов даже в короткой фразе.
Например: «В марте месяце, между прочим, у нас будут весенние каникулы».
В этой фразе мы сталкиваемся с речевой избыточностью: март – это не что иное, как месяц; очевидно, в марте могут быть не зимние, не летние, а только весенние каникулы.
Многословие часто сочетается с пустословием. Такие фразы нередко обыгрывают писатели. Так, персонаж А.П. Чехова заявляет: «Это не может быть, потому что этого не может быть никогда!»
Многословие может принимать форму излишества, особенно при неправильном использовании синонимов, повторении слов.
Например: «возобновить вновь», «спросить вопрос», «умножить во много раз», «юный вундеркинд», «ведущий лидер», «реальная действительность».
Важным качеством хорошей речи считается емкость. Одну и ту же мысль можно выразить коротким и сложным предложением. Какую фразу предпочесть? Употребление сложных предложений – отличительная черта книжных стилей. В разговорной речи мы чаще используем простые предложения.
Диалогическая речь обычно бывает не полностью развёрнутой, многое в ней не высказывается, а подразумевается благодаря ситуации, понятной собеседникам. Отсутствие сложных конструкций предложений и многих слов компенсируется выразительными средствами, которые увеличивают силу воздействия речи на собеседника и делают её понятнее. Это интонация, с которой произносится высказывание, а также сопровождающие речь мимика и пантомимика.
Монологическая речь – это речь одного человека, не перебиваемая репликами других людей, значительно более развернута и грамматически оформлена. Примером такой речи могут быть выступления лекторов, дикторов, докладчиков или речь любого человека, подробно рассказывающего о событиях жизни, увиденном, услышанном и т.п.
Таким образом, использование развёрнутого или сжатого высказывания зависит от задач говорящего, от ситуации общения.
Второе требованиек речи– логичность.
Логичность – важнейшее условие хорошей речи. В речи не должно быть неопределённости, неконкретности рассуждений. Примером отсутствия всякой логики являются рассуждения двух героев романа французского писателя Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». В романе описывается тяжба двух вельмож, одного из них звали господином Пейвино, другого – господин Лижизад. Сорок шесть недель заседали учёные мужи, судьи, но так и не разобрались в этом деле.
Читая отрывки из романа, вы улыбались, наверное, недоумённо пожимали плечами, но, несомненно, поняли, что это пародия. Из речи выступающих видно, что единая тема разговора отсутствует, всё туманно, запутано. Из-за отсутствия логики невозможно проследить за ходом рассуждений. Это блестящая пародия на бессмысленные споры. Многое здесь преувеличено. Но подобные беспредметные споры, пустые разговоры приходится наблюдать в жизни.
Третье требованиекречи – точность, ясность и простота.
Точность и ясность речи взаимосвязаны: точность речи, как правило, придаёт ей ясность, ясность речи вытекает из её точности. Наши мысли отражены в словах. Высказывание Шопенгауэра стало крылатым выражением: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Чтобы речь была точной, слова следует употреблять в свойственном им значении, избегать лексических ошибок. Большие русские писатели всегда находили простые и ясные слова, которые доходят до сердца и ума читателя.
Точность и ясность речи зависит от выбора типов предложений, порядка слов, словосочетаний.
Что имеется в виду: «Письмо матери» (написанное ею или адресованное ей)?
Ещё пример: «Иллюстрации к рассказам, которые были присланы на конкурс, исполнены мастерски». (На конкурс были присланы иллюстрации или рассказы?)
Это примеры двусмысленного использования грамматических форм.
Нередко встречаются и другие недостатки: многословие, стилистически не оправданное использование книжных слов, канцеляризмов, а иногда сорных слов – эмболов.
Слова-сорняки, такие как «ну», «как его», «так сказать», «это самое» и другие, появляются в речи людей с ограниченным, бедным запасом слов.