Общие подходы к современной системе формирования читательской самостоятельности младших школьников
План
1. Формирование читательской самостоятельности младших школьников
2. Условия формирования читательской самостоятельности
3. Этапы формирования читателя
Литература
1. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение. – М., 1999
2. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика. – М.: Издательский центр «Академия». 2001 – 288с
3. Светловская Н.Н. Чтение как обязательный компонент современной системы образования//Начальная школа – 2002 - №7 – с.24-29
1. Формирование читательской самостоятельности младших школьников
В начале 70-х годов коллективом ученых под руководством Н.Н.Светловской была проведена исследовательская работа, в результате чего методическая наука обогатилась теорией читательской деятельности. Исследователями было проведено опытное обучение и было доказано, что общение с книгой имеет свои закономерности и работе с книгой нужно целенаправленно учить, поэтапно формируя читательские умения. Работа с детской книгой была обозначена термином внеклассное чтение, но в отличие от привычного внеклассного чтения, работа с книгой в новой системе обучения начиналась в классе, на уроке под руководством учителя, а обязательное чтение вне класса появилось только тогда, когда читательские умения достигали минимального порогового уровня.
С точки зрения современной науки о формировании читателя, основное качество процесса чтения – это уровень самостоятельности, к которому подготовлен читатель и при выборе книги-собеседника, и при озвучивании чужой речи таким образом, каким ее следует озвучивать, подчиняясь всем знаковым указаниям о смысле той беседы, которую предлагает читателю книга, и при решении вопроса о том, сколько нужно и можно читателю общаться с книгой сразу, без перерыва.
Самостоятельность – это свойство личности, которое характеризуется «двумя факторами»: во-первых, совокупностью свойств- знаний, умений, навыков, которыми обладает личность», чтобы умело осуществить определенную деятельность; «во-вторых, отношением личности к процессу деятельности, ее результатам и условиям осуществления, а также складывающимися в процессе деятельности связями с другими людьми. Эти два фактора взаимосвязаны.
Другими словами, чтобы осуществить любую деятельность, в том числе и читательскую, самостоятельно, не прибегая к непосредственной помощи других людей, человек, в нашем случае – читатель, должен к моменту выполнения деятельности, во-первых, знать, какие книги-собеседники существуют на свете и в его ближайшем окружении, как узнать нужную ему книгу среди других книг, чтобы выбрать при чтении именно ее; во-вторых, он должен уметь правильно, бегло, сознательно, выразительно просчитать текст, выделить, обдумать и оценить предложенный ему в книге опыт, ориентируясь на себя, на свои личные потребности и, наконец, в-третьих, никто при этом не должен его принуждать обращаться к книгам. Читатель, который обладает всеми этими достоинствами, и должен быть признан тем, кого мы называем квалифицированным, самостоятельным читателем, а его чтение называем самостоятельным.
Мотив обращения к книгам, желание читать с одной стороны, и конкретные знания, умения, навыки, обеспечивающие взаимодействие читателя с книгой и текстом, с другой, - это обязательный неразрывный тандем, который в процессе обучения, сплавляясь в особое личностное свойство – читательскую самостоятельность – и составляет сущность того, чему предстоит учить детей и что должно стать целью работы при обучении детей чтению.
Совершенствование читательской самостоятельности должно осуществляться сразу в трех направлениях: в отношении техники озвучивания текста, в отношении умения видеть в книгах собеседников и ориентироваться в этих собеседниках по их внешним признакам и в отношении полноценного восприятия прочитанного, что зависит от способа чтения.
Чтобы чтение обогащало, а не одурманивало мозг ребенка, ему полезно проводить за чтением определенное количество времени. Первоклассник может продуктивно заниматься чтением без перерыва 10-15 минут; для второклассников эта норма увеличивается вдвое, в 3 классе самостоятельное чтение может продолжаться до полутора часов; в 2 классе – не более 2 часов подряд.
Читательская самостоятельность легче всего формируется с первого дня обучения чтению.
2. Условия формирования читательской самостоятельности
Для формирования читательской самостоятельности необходимо одно обязательное условие: наличие разных детских книг, в которых учащиеся должны будут научиться видеть потенциальных собеседников, выбирать тех, с которыми им хочется вступить в беседу. При этом у учащихся появляется желание овладеть правильным, беглым, выразительным и сознательным озвучиванием речи
С детскими книгами учитель и учащиеся работают на уроках внеклассного чтения. Так как книга-собеседник на уроках внеклассного чтения находится в центре внимания, ребенок, обучаясь и приучаясь правильно общаться с книгой, совершенствуется в читательских умениях.
При правильном обучении уже на первой-четвертой неделе читательская способность может проявляться на разных уровнях. Когда ребенок овладеет читательской деятельностью, т.е. перестанет нуждаться в помощи учителя при выборе и чтении книги, начальное обучение чтению закончится.
Другая группа читательских качеств связана с умением младших школьников озвучивать чужую речь и делать это правильно, бегло, сознательно, выразительно. Отработка этой группы качеств хорошего чтения предполагает не книгу-собеседника, а специально подобранный незнакомый текст. При этом правильность, беглость, элементарная выразительность и элементарное понимание чужой речи при воспроизведении текста, т.е. то, что принято называть техникой чтения, отрабатывается легче, если ребенок систематически применяет первоначальные умения , обращаясь к доступным детским книгам, и убеждается, что ему надо овладеть техникой чтения.
Третья группа читательских качеств отрабатывается младшими школьниками при чтении литературных произведений. Для этого существуют уроки классного чтения.
3. Этапы обучения работе с детской книгой
Уроки обучения грамоте, уроки классного чтения и уроки внеклассного чтения должны быть проникнуты единой целью – сформировать квалифицированного читателя. Они должны быть подчинены конечному результату – добиться, чтобы каждый ребенок овладел читательской самостоятельностью, или, что почти одно и то же – типом правильной читательской деятельности, т.не. научился думать над книгой.: видеть в любой книге собеседника, отличать собеседников друг от друга и, соотнося с собой, осознанно делать свой выбор; при этом начинающий читатель должен проявлять способность бегло, правильно, сознательно, выразительно озвучивать текст, созданный кем-то, запоминать этот текст, осознавать и оценивать как сам текст, так и себя в роли читателя.
Данная цель и ее результат отрабатываются в системе следующих уроков
№ п/п | Этапы обучения | Годы обучения | Виды уроков чтения | |
1 - 3 | 1 - 4 | |||
Подготовительный этап обучения читательской самостоятельности | 1 класс 1 полугодие | 1 класс | Обучение грамоте и занятия внеклассным чтением | |
Начальный этап обучения читательской самостоятельности | 1 класс 2 полугодие | 2 класс | Уроки классного и уроки внеклассного чтения | |
Основной этап обучения читательской самостоятельности: 1) собственно основной 2) завершающий | 2 класс 3 класс | 3 класс 4 класс | Уроки классного и уроки внеклассного чтения |
Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников предполагает три этапа обучения.
Первый этап – подготовительный, протекает параллельно с периодом обучения грамоте в 1 полугодии 1класса (система 1-3), в 1 классе (система 1 – 4)
Второй этап - начальный, следует за подготовительным: система 1-111 - второе полугодие I классам, система 1-1V - II класс.
Третий этап - основной, внутри которого в свою очередь выделяются:
- собственно основной: система 1-111 - II класс; система 1-1У - III класс;
- завершающий: система 1-111 - III класс; система 1-1У - IV класс.
Каждый из названных этапов обучения отличается целями обучения; требованиями к учебному материалу (т.е. к детским книгам, используемым в качестве учебного материала); методикой работы и организацией учебной деятельности учащихся; видами библиотечно-библиографической помощи; структурой занятия или урока; организацией «Уголка чтения».
Задание.
По памяти восстановите систему уроков, запишите ее в тетрадь.
Как вы думаете, почему занятия внеклассным чтением или уроки внеклассного чтения присутствуют с 1 по 4 класс включительно и ведутся параллельно с обучением технике или навыку чтения и с совершенствованием умения полноценно воспринимать литературное произведение при чтении вслух и «про себя»?
Тесты и задания к лекции №14.
Общие подходы к современной системе формирования читательской самостоятельности младших школьников
1. Совершенствование читательской самостоятельности должно осуществляться сразу в трех направлениях:
А) в отношении техники озвучивания текста,
Б) в отношении умения видеть в книгах собеседников и ориентироваться в этих собеседниках по их внешним признакам,
В) в отношении полноценного восприятия прочитанного, что зависит от способа чтения,
Г) в отношении формирования читательского кругозора.
2. Перечислите условия формирования читательской самостоятельности
А) _______________________________________________________,
Б) _______________________________________________________,
В) _______________________________________________________.
3. Найдите правильный ответ.
А) Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников предполагает три этапа обучения.
1) подготовительный,
2) начальный,
3) основной,
4) завершающий.
Б) Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников предполагает три этапа обучения.
1) подготовительный,
2) начальный,
3) основной, внутри которого выделяются:
- собственно основной;
- завершающий.
Задания для самостоятельной работы к лекции №14
1. Дать определение понятия «читательская самостоятельность»
2. Назвать три направления совершенствования читательской самостоятельности
3.Назвать условия формирования читательской самостоятельности
4. Назвать этапы обучения работе с детской книгой
Лекция №15