Педагогическая работа с коллективом органа внутренних дел
Работа органа внутренних дел — труд не одиночек, а совместный труд всего персонала, и каждый вносит свой вклад в общий результат. Вклад этот зависит не только от индивидуальных особенностей сотрудников, но и от того, что представляет собой вся группа людей, насколько она сплочена, организована, какие интересы, стремления, мнения, настроения в ней господствуют, каких норм поведения придерживается большинство ее членов. Духовная атмосфера среди персонала — та ближайшая социально-педагогическая среда, которая чему-то учит каждого сотрудника, придает определенную направленность его мыслям и стремлениям, воспитывает отношение к делу и людям, приучает к соблюдению определенных норм поведения, влияет на изменения в качествах, способствует проявлению индивидуальных возможностей, развивает их.
Весь персонал правоохранительного органа — групповой субъект правоохранительной деятельности, мощный источник педагогических влияний на каждого сотрудника — воспитательных, обучающих, развивающих, мобилизующих, организующих. Степень воздействия этих влияний зависит от уровня педагогической сформированности персонала, от того, насколько он является подлинным коллективом.
Коллектив — группа высшего уровня педагогического и социально-психологического развития, в которой люди объединены единой общественно значимой деятельностью, сплочены стремлением к достижению ее общей цели, находя при этом возможности удовлетворения своих интересов, проявлений своей индивидуальности, профессионального и личностного потенциала, его повышения; в которой взаимоотношения с другими людьми строятся на основе коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения, взаимопомощи и поддержки, положительно влияют на воспитанность, обученность, образованность и развитость друг друга. Здоровому коллективу присуще здоровое общественное мнение, здоровые настроения, традиции, обычаи, нормы поведения, взаимоотношения, отношения коллективизма, долга и ответственности, сотрудничества, солидарности (за рубежом это называют корпоративностью). Чувство чести коллектива, соблюдение его доброго имени в духовной атмосфере коллектива органа внутренних дел — не фикции, а действенные регуляторы поведения сотрудников.
Не во всяком органе внутренних дел, к сожалению, персонал представляет собой подлинный коллектив. Имеют место случаи, когда персонал находится на среднем или низком уровне педагогической сформированности. При этом со снижением уровня педагогической сформированности снижаются все показатели служебной деятельности, а также полезные влияния на сотрудников. Низкий уровень сформированности — одна из важнейших причин профессиональной недееспособности персонала конкретного органа внутренних дел, а значит, и нанесения педагогического вреда всем членам, неспособности руководителей к педагогически грамотному руководству.