Педагогическое взаимодействие в воспитании

Социальное взаимодействие осуществляется в процессе совместной деятельности и общения, как способ осуществления преемственности поколений. У ребенка усвоение опыта и овладение им всегда происходит через взрослого или старшего в совместной деятельности. Чтобы овладеть опытом и «присвоить» его себе, ребенок вступает во взаимодействие с более опытным, старшим. Взаимодействие служит в этом процессе способом освоения культурного наследия предшествующих поколений.

В школьном коллективе идет освоение социального наследия, созданного предыдущими поколениями, а также тех ценностей, которые отличают данную школу.

В условиях школьного коллектива передача опыта, общечеловеческих ценностей идет по крайней мере в двух направлениях: в процессе взаимодействия педагогов и учащихся, т. е. в специально организованном учебно-воспитательном процессе, а также в совместной деятельности старших и младших школьников.

В любом взаимодействии, как правило, одна сторона активнее другой с точки зрения «обмена» информацией, энергией, деятельностью.

Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе одновременно происходит в разных системах: между школьниками (между сверстниками, старшими и младшими), между педагогами и учащимися, между учителями. Все системы взаимосвязаны, влияют друг на друга, поэтому для них характерны некоторые общие черты. В то же время каждая из этих систем имеет свои особенности и относительную самостоятельность.

Основными характеристиками взаимодействия считают: и взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние (Юбозов Н. Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. — М.: Педагогика, 1981.—С. 80—92).

Сущность взаимодействия помогает раскрыть такие интегративные его характеристики, как срабатываемость и совместимость. Срабатываемость — феномен, характеризующий совместную деятельность людей с точки зрения ее успешности: количества, качества, скорости, оптимальной координации действий партнеров, основанной на взаимном содействии. Для совместимости ведущим является эмоциональный компонент взаимодействия. При оптимальной срабатываемости главным источником удовлетворения взаимодействием является совместная работа, при оптимальной совместимости этим источником служит процесс общения (Там же. — С. 86—89).

Типы взаимодействия:

· взаимодействия выделяют прежде всего по субъекту и объект-субъекту:

· личность — личность (ученик — ученик, педагог — ученик, педагог — педагог, педагог — родитель и т.д.);

· коллектив — коллектив (коллектив младших — коллектив старших, класс — класс, ученический коллектив — педагогический коллектив и т.д.).

· отмечают прямое и косвенное взаимодействие: прямое взаимодействие характеризуется непосредственным воздействием друг на друга, косвенное же направлено не на саму личность, а на обстоятельства ее жизни, ее микросреду.

· основанием для классификации типов взаимодействия может также быть:

· содержание деятельности (взаимодействие в учебной, трудовой, эстетической и другой деятельности);

· наличие цели или ее отсутствие — во взаимодействии может ставиться специальная цель, тогда оно называется целенаправленным; либо цель может отсутствовать, и тогда говорят о стихийном взаимодействии;

· степень управляемости — управляемое, полууправляемое, неуправляемое; управляемое — целенаправленное взаимодействие, сопровождающееся систематической информацией о его результатах, позволяющее вносить необходимые коррективы в последующее взаимодействие; полууправляемое — это также целенаправленное взаимодействие, но обратная связь используется от случая к случаю; неуправляемое — это стихийное взаимодействие (Сокольников Ю. П. Системный анализ воспитания школьников. — М.: Педагогика, 1986. — С. 7—8_);

· тип взаимосвязи — «на равных» или «руководство»; для взаимодействия «на равных» характерны субъект-субъектные отношения, активность с обеих взаимодействующих сторон; при «руководстве» — активность с одной стороны.

· В практической работе характеризуют взаимодействие по оптимальности, эффективности, частоте и устойчивости. Различные подходы к классификации типов взаимодействия не исключают друг друга, а еще раз подчеркивают многоаспектность и многогранность этого процесса. Мы взяли за основу классификации характер взаимодействия, выделяя при этом следующие три признака: отношение взаимодействующих сторон к интересам друг друга, наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности, субъектность позиции по отношению друг к другу во взаимодействии. Различные сочетания этих признаков дают определенные типы взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация Данная типология применима к характеристике взаимодействия участников воспитательного процесса на всех уровнях: учитель — ученик, ученик — ученик, педагог — педагог и т.д.

· особо следует выделить такой тип взаимодействия, как конфликт, поскольку он может сопутствовать всем другим типам и носит, как правило, временный, промежуточный характер, переходя в зависимости от условий в другой тип взаимодействия.

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы. //Воспитание школьников. - 2000г., №1. - С.6-9

Теория и практика воспитания. Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной, О.В. Еремкиной. — Рязань, 1997

Наши рекомендации