Понятие воспитания. Цель воспитания. Особенности процесса воспитания. Дви­жущие силы процесса воспитания

1). Понятие воспитания

Воспитание в широком смысле слова - воздействие обществана личность (пример) Воспитание в узком смысле - специально организованная деятельность педагогови вос­питанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

2). Цель воспитания - создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и с обществом, (пример)

3). Особенности процесса воспитания:

формирование всесторонне и гармонически развитой личности,

· двусторонний процесс: (идет в двух направлениях: от воспитателя к вос­питаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (об­ратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от вос­питанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целе­сообразнее воспитательное воздействие.

· вариатив­ность(неоднозначность) и неопределенность результатов. В од­них и тех же условиях одними и теми же действиями могут быть достигнуты разные результаты. Это обусловлено индивидуаль­ными различиями воспитанников, их социальным опытом.

· многофакторный характер (действуют объективные и субъективные причины).

· длительный (По сути, он длится всю жизнь. К. Гельвеции писал: «Я продолжаю еще учиться; мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание». Школь­ное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании чело­века, потому что нервная система в молодом возрасте обладает вы­сокой пластичностью и восприимчивостью. Но даже при хорошей организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на бы­стрые успехи нельзя: для него характерна отдаленность результа­тов от момента непосредственного воздействия.)

· непрерывный процесс:Школьное воспитание — это процесс непрерывного, систе­матического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Заблу­ждаются воспитатели, полагающие, что одно яркое «мероприятие» способно изменить поведение ученика. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то постоянно приходится за­ново прокладывать «след» в сознании воспитанника, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.

· комплексный характер: (Означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности)

· противоречивый: ( внутренними и внешними) Именно противоречия рождают ту силу, что поддерживает непрерывное течение процесса. Одним из основных,

Внутренних противоречий выступает противоречие между воз­никающими у нее новыми потребностями и возможностями их удов­летворения: знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентации воспитанников.

Внешние противоречия также сильно сказываются на направлен­ности и результатах воспитательного процесса. Весьма неблагопри­ятны, например, противоречия между школой и семьей, противо­действие со стороны семьи некоторым требованиям педагогов. Про­тиворечие между словом и делом также нередко становится причиной многих воспитательных затруднений.

(ПРИМЕРЫ)
4). Движущими силами процесса воспитания являются противоречия:

внешние (нормы поведенияи окружающая среда),

внутренние (притязания, желания школьника и его возможности) (пример)
Преодолевая противоречия личность растет в своем развитии, становится лучше, инте­реснее. Если противоречие не преодолено, движение личности приостанавливается, иногда может возникнуть конфликт

Вывод: Воспитание - сложный процесс формирования личности.

Задачи воспитания.

1.Цельвоспитания - создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самимсобой и с обществом

2. Задачи воспитания (пути достижения цели воспитания)

Задачи воспитания

Традиционные: умственное воспитание, нравственное, физическое, патриотическое, трудовое и политехническое, эмоциональное (эстетическое).

Новые: (экономическое, экологическое, правовое).

1.Умственное (умственное развитие, расширение кругозора)

. Задачи ум­ственного воспитания:

— усвоение определенного объема научных знаний;

— формирование мировоззрения;

— развитие умственных сил, способностей и дарований;

— развитие познавательных интересов;

— развитие потенциальных возможностей личности;

— формирование познавательной активности;

— развитие потребности постоянно пополнять свои знания, по­вышать уровень общеобразовательной подготовки;

— вооружение учеников методами Познавательной деятельности;

— формирование способов мышления, опыта творческой деятель­ности.

ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Задачи умственного воспитания реализуются:

• в учебном процессе в учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования, культуры;

• в процессе самообразования;

• в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми;

• в результате влияния средств массовой информации.

2.Нравственное(мораль - основы нравственности, формирования основ нравственного по­ведения)

Непреходящие нрав­ственные качества — честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескоры­стие, трудолюбие, уважение к старшим., уважение к государству, органам власти, государственной симво­лике, законам Конституции, честное и добросовестное отношение к труду, патриотизм, дисциплинированность, гражданский долг, тре­бовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосердие.

ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

• Использование потенциала учебного процесса, особенно гуманитарных дисциплин

• Нравственное просвещение во внеклассной работе с использованием воспитательных возможностей учреждений культуры, здравоохранения, правоохранительных органов и т.д.

• Формирование нравственного опыта и культуры общественного пове­дения в коллективной жизни, совместной деятельности и общении

• Семейное воспитание, обеспечение взаимодействия семьи и учрежде­ний общественного воспитания.

3.Эмоциональное (эстетическое) воспитание -эстетика (наука о прекрасном, развитие эстетических чувств и качеств).

—еще один базо­вый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обоб­щающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — актив­ного включения в эстетическую деятельность. Задачи приобщения:

— формирование эстетических знаний;

— воспитание эстетической культуры;

— овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;

— формирование эстетического отношения к действительности;

— развитие эстетических чувств;

— приобщение школьников к прекрасному в жизни, природе, труде;

— развитие потребности строить жизнь и деятельность по зако­нам красоты;

— формирование эстетического идеала;

ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

• Эстетическое воспитание и образование в учебной (учебные занятия по языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству, мировой и отечественной художественной культуре) и в разнообразных формах и видах внеучебнои воспитательной работы

• Приобщение к художественно-творческой деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования, культуры и т.п.

4.Патриотическое(любовь к Родине, защита родного края, формирования чувства патрио­тизма и интернационализма)

ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

• Учебный процесс • Правовое и политическое просвещение • Самообразование • Использование потенциала СМИ • Разнообразная по содержанию внеучебная воспитательная работа • Участие в общест­венных делах школы • Семейное воспитание • Участие в деятель­ности детских и юно­шеских самодеятель­ных общественных организаций; выпол­нение общественных поручений

5.Физическое(развитие физических качеств, сохранения здоровья)

Задачи физического воспитания:

— укрепление здоровья, правильное„физлаеское развитие;

— повышение умственной и физической работоспособности;

— развитие и совершенствование природных двигательных ачеств;

— — обучение новым видам движений;

— развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, вы-осливости и др.);

— формирование гигиенических навыков;

— воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, ешительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);

— формирование потребности в постоянных и систематических

— развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Систематическое физическое воспитание начинается с дошкольного возраста, физкультура — обязательный предмет в школе. Физическое воспитание тесно вязано с другими составными частями воспитания и в единстве с ними формирует всесторонне и гармонически развитую личность.

ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

• Учебный процесс (изучение анатомии и физиологии человека, основ безопасности жизнедеятельности, экологии и т.д.)

• Санитарно-гигиеническое просвещение во виеучебное время с привлече­нием специалистов в области здравоохранения, спорта, правоохранитель­ных органов (предупреждение наркомании, токсикомании), представителей воинских частей

• Учебные занятия по физической культуре

• Вовлечение учащихся в спортивно-массовую и физкультурно-оздорови-тельную работу

• Физическое воспитание в семье.

6.Трудовое воспитание и политехническое образование. Тру-рвое начало воспитания — важный, проверенный веками принцип юрмирования всесторонне и гармонически развитой личности.Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного роцесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения/ изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как веду-дий фактор развития личности

Его главные задачи — формирование интереса к производственный деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, началапредпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность. ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Задачи трудового воспитания осуществляются в процессе

• получения общеобразовательной подготовки;

• трудового обучения при освоении образовательной области «технология»;

• внеклассной и внешкольной работы, включающей в себя просвещение, знакомство с современным производством, профессиями и людьми труда, разнообразную по содержанию и формам групповую деятельность и общение;

• трудовой деятельности

Основные виды трудовой деятельности: учебный труд; общественно-полезный труд; производительный труд; труд по бытовому самообслуживанию; домашний труд

Пути:

- уроки

- внеклассная работа, ПОКАЗАТЬ НА ПРИМЕРАХ

- внешкольные учрежденияисемья.

Вывод: Реализация задач воспитания осуществляется учителем в различных видах деятельности учащихся.

Наши рекомендации