Понятие воспитания. Цель воспитания. Особенности процесса воспитания. Движущие силы процесса воспитания
1). Понятие воспитания
Воспитание в широком смысле слова - воздействие обществана личность (пример) Воспитание в узком смысле - специально организованная деятельность педагогови воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
2). Цель воспитания - создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и с обществом, (пример)
3). Особенности процесса воспитания:
формирование всесторонне и гармонически развитой личности,
· двусторонний процесс: (идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
· вариативность(неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях одними и теми же действиями могут быть достигнуты разные результаты. Это обусловлено индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом.
· многофакторный характер (действуют объективные и субъективные причины).
· длительный (По сути, он длится всю жизнь. К. Гельвеции писал: «Я продолжаю еще учиться; мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание». Школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте обладает высокой пластичностью и восприимчивостью. Но даже при хорошей организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя: для него характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воздействия.)
· непрерывный процесс:Школьное воспитание — это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Заблуждаются воспитатели, полагающие, что одно яркое «мероприятие» способно изменить поведение ученика. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании воспитанника, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.
· комплексный характер: (Означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности)
· противоречивый: ( внутренними и внешними) Именно противоречия рождают ту силу, что поддерживает непрерывное течение процесса. Одним из основных,
Внутренних противоречий выступает противоречие между возникающими у нее новыми потребностями и возможностями их удовлетворения: знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентации воспитанников.
Внешние противоречия также сильно сказываются на направленности и результатах воспитательного процесса. Весьма неблагоприятны, например, противоречия между школой и семьей, противодействие со стороны семьи некоторым требованиям педагогов. Противоречие между словом и делом также нередко становится причиной многих воспитательных затруднений.
(ПРИМЕРЫ)
4). Движущими силами процесса воспитания являются противоречия:
внешние (нормы поведенияи окружающая среда),
внутренние (притязания, желания школьника и его возможности) (пример)
Преодолевая противоречия личность растет в своем развитии, становится лучше, интереснее. Если противоречие не преодолено, движение личности приостанавливается, иногда может возникнуть конфликт
Вывод: Воспитание - сложный процесс формирования личности.
Задачи воспитания.
1.Цельвоспитания - создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самимсобой и с обществом
2. Задачи воспитания (пути достижения цели воспитания)
Задачи воспитания
Традиционные: умственное воспитание, нравственное, физическое, патриотическое, трудовое и политехническое, эмоциональное (эстетическое).
Новые: (экономическое, экологическое, правовое).
1.Умственное (умственное развитие, расширение кругозора)
. Задачи умственного воспитания:
— усвоение определенного объема научных знаний;
— формирование мировоззрения;
— развитие умственных сил, способностей и дарований;
— развитие познавательных интересов;
— развитие потенциальных возможностей личности;
— формирование познавательной активности;
— развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной подготовки;
— вооружение учеников методами Познавательной деятельности;
— формирование способов мышления, опыта творческой деятельности.
ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Задачи умственного воспитания реализуются:
• в учебном процессе в учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования, культуры;
• в процессе самообразования;
• в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми;
• в результате влияния средств массовой информации.
2.Нравственное(мораль - основы нравственности, формирования основ нравственного поведения)
Непреходящие нравственные качества — честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим., уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам Конституции, честное и добросовестное отношение к труду, патриотизм, дисциплинированность, гражданский долг, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосердие.
ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
• Использование потенциала учебного процесса, особенно гуманитарных дисциплин
• Нравственное просвещение во внеклассной работе с использованием воспитательных возможностей учреждений культуры, здравоохранения, правоохранительных органов и т.д.
• Формирование нравственного опыта и культуры общественного поведения в коллективной жизни, совместной деятельности и общении
• Семейное воспитание, обеспечение взаимодействия семьи и учреждений общественного воспитания.
3.Эмоциональное (эстетическое) воспитание -эстетика (наука о прекрасном, развитие эстетических чувств и качеств).
—еще один базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность. Задачи приобщения:
— формирование эстетических знаний;
— воспитание эстетической культуры;
— овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
— формирование эстетического отношения к действительности;
— развитие эстетических чувств;
— приобщение школьников к прекрасному в жизни, природе, труде;
— развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты;
— формирование эстетического идеала;
ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
• Эстетическое воспитание и образование в учебной (учебные занятия по языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству, мировой и отечественной художественной культуре) и в разнообразных формах и видах внеучебнои воспитательной работы
• Приобщение к художественно-творческой деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования, культуры и т.п.
4.Патриотическое(любовь к Родине, защита родного края, формирования чувства патриотизма и интернационализма)
ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
• Учебный процесс • Правовое и политическое просвещение • Самообразование • Использование потенциала СМИ • Разнообразная по содержанию внеучебная воспитательная работа • Участие в общественных делах школы • Семейное воспитание • Участие в деятельности детских и юношеских самодеятельных общественных организаций; выполнение общественных поручений |
5.Физическое(развитие физических качеств, сохранения здоровья)
Задачи физического воспитания:
— укрепление здоровья, правильное„физлаеское развитие;
— повышение умственной и физической работоспособности;
— развитие и совершенствование природных двигательных ачеств;
— — обучение новым видам движений;
— развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, вы-осливости и др.);
— формирование гигиенических навыков;
— воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, ешительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);
— формирование потребности в постоянных и систематических
— развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.
Систематическое физическое воспитание начинается с дошкольного возраста, физкультура — обязательный предмет в школе. Физическое воспитание тесно вязано с другими составными частями воспитания и в единстве с ними формирует всесторонне и гармонически развитую личность.
ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
• Учебный процесс (изучение анатомии и физиологии человека, основ безопасности жизнедеятельности, экологии и т.д.)
• Санитарно-гигиеническое просвещение во виеучебное время с привлечением специалистов в области здравоохранения, спорта, правоохранительных органов (предупреждение наркомании, токсикомании), представителей воинских частей
• Учебные занятия по физической культуре
• Вовлечение учащихся в спортивно-массовую и физкультурно-оздорови-тельную работу
• Физическое воспитание в семье.
6.Трудовое воспитание и политехническое образование. Тру-рвое начало воспитания — важный, проверенный веками принцип юрмирования всесторонне и гармонически развитой личности.Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного роцесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения/ изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как веду-дий фактор развития личности
Его главные задачи — формирование интереса к производственный деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, началапредпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность. ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Задачи трудового воспитания осуществляются в процессе
• получения общеобразовательной подготовки;
• трудового обучения при освоении образовательной области «технология»;
• внеклассной и внешкольной работы, включающей в себя просвещение, знакомство с современным производством, профессиями и людьми труда, разнообразную по содержанию и формам групповую деятельность и общение;
• трудовой деятельности
Основные виды трудовой деятельности: учебный труд; общественно-полезный труд; производительный труд; труд по бытовому самообслуживанию; домашний труд
Пути:
- уроки
- внеклассная работа, ПОКАЗАТЬ НА ПРИМЕРАХ
- внешкольные учрежденияисемья.
Вывод: Реализация задач воспитания осуществляется учителем в различных видах деятельности учащихся.