Формы алалии
Форма алалии | Основные характерные проявления |
Экспрессивная (моторная) | Формируется зиуковой образ слова Упрощается слоговая структура слов, пропуски, перестановки и замены звуков, слогов, слов во фразе Страдает усвоение грамматических структур языка Нарушается речевое развитие - от полного отсутствия устной речи до реализации связных высказываний с разнообразными ошибками Понимают обиходную речь, адекватно реагируют па обращение только в рамках конкретной ситуации |
Имнрес-сивная (сенсорная) | Нарушается восприятие и понимание речи (при полноценном слухе) Не формируется фонематическое восприятие - основной симптом (от полного неразличения речевых звуков до затрудненного восприятия устной речи па слух) Нарушается понимание речи Повышается чувствительность к звуковым раздражителям Формируется эхолалия (повторение услышанных слон или коротких фраз без осмысления) |
При алалии нарушается процесс актуализации нужного слова по его звуковым, семантическим, ритмическим и морфологическим признакам. При этом наиболее трудными для актуализации являются слова, выражающие обобщенные и абстрактные понятия. Без специального коррекционного воздействия речь не формируется.
Дети с алалией (особенно моторной) характеризуются крайне низкой речевой активностью. Степень овладения речью зависит от тяжести нарушения.
Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Афазия проявляется в различных формах, в основе выделения которых лежит нарушение понимания речи или ее производства.
Проведенные исследования констатируют, что афазия может иызывать нарушения поведения, проявляющиеся в агрессии, конфликтности, раздражительности.
К нарушениям письменной речиотносятся дисграфия и дислексия.
Дисграфия (аграфия) - частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма. Дисграфия проявляется в виде стойко повторяющихся ошибок письма.
Для систематизации нарушений письменной речи используют классификацию, предложенную Р. И. Лалаевой, в соответствии с которой выделяют такие виды дисграфий: артикуляционно-акустическую, нарушение фонемного (звукового) распознавания, нарушение анализа и синтеза письменной речи, аграмматическую, оптическую. Исследования М.В. Сиротюк подтверждают необходимость выделения так называемой смешанной дисграфии, при которой имеет место сочетание различных видов: нарушение фонемного распознавания с нарушением анализа и синтеза письменной речи, нарушение анализа и синтеза с оптической дисграфией, нарушение фонемного распознавания с оптической формой.
Среди типичных ошибок письма при дисграфиивыделяют:
• смешение и замену букв (замены букв, которые соответствуют
заменам звуков в устной речи ребенка, или замена и смешения букв,
которые обозначают звуки, различающиеся тонкими акустико-
артикуляционными признаками (свистящие и шипящие, звонкие и
глухие));
• искажение звуко-слоговой структуры слова;
• нарушения слитности написания отдельных слов в предложе
нии -- разрыв слова на части, слитное написание слов (не вычленя
ют и рсченом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы,
что иедст к слитному написанию смежных слов, предлогов и союзом
с последующим словом («надерево»); к раздельному написанию частей слова, чаще приставки и корня («и дут»));
• аграмматизмы (нарушаются грамматические связи между сло
вами, а также смысловые связи между предложениями);
• смешение букв по оптическому сходству (замена и искажения
сходных по начертанию букв (д-б, т-ш, и-ш, п-г, х-ж, л-м), непра
вильное расположение элементов букв и т.п.).
Согласно многочисленным литературным источникам дисграфия почти в«два раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек (особенно аграмматическая). При этом аграммагическая и оптическая формы дисграфии одинаково часто встречаются у детей как в возрасте 7-10 лет, так и в возрасте 11-14 лет.
Дислексия (алексия) - частичное (полное) нарушение процессов чтения. Дислексия проявляется в виде многочисленных повторяющихся ошибок (замены, перестановки, пропуски букв и т.п.), имеющих стойкий характер. Типичными ошибками при дислексии являются:
• дети путают буквы, которые обозначают сходные но акустико-
артиркуляционным параметрам звуки;
• не могут запомнить буквы и сопоставить их с соответствующи
ми звуками;
• читают механически, без понимания смысла;
• допускают большое количество грамматических ошибок при
чтении предложений;
• смешивают сходные по начертанию буквы.
Проведенные исследования показывают, что мальчики чаще ис-
пытывают трудности в обучении, чем девочки, и у них чаще имеют I место проявления дислексии.
Среди основных психологических механизмов нарушения чте-| нияисследователи выделяют:
• несформированность зрительного анализа и синтеза;
• недостаточность пространственных представлений;
• нарушения фонематического восприятия;
• нарушения фонематического анализа и синтеза;
• недоразвитие лексико-грамматического строя речи.
Таким образом, основным симптомом дисграфии и дислексии ■вляетсяналичие стойких специфических ошибок, возникновение "вторых не связано ни со снижением интеллектуального развития, ИИ с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Дислексия и дисграфия обычно встречайся в сочетании.
В основу психолого-педагогической классификации, разработанной Р.Е. Левиной, положен анализ нарушений языковых средств общения (компонентов речи). Автор классификации выделяет несколько групп речевых нарушений.