Предмет, цель и задачи педагогики в системе МВД
Понятие о педагогике.Словом «педагогика» обозначается:
1) явление жизни, т.е. процесс реального воспитания, образования, обучения, развития и самосовершенствования людей не только в педагогических учреждениях (школа, институт, учебный центр и пр.), но и в жизни каждого человека, общества, государства;
2) наука, изучающая педагогические явления и разрабатывающая способы их оптимизации в интересах человека, общества и государства;
3) учебная дисциплина, содержащая достижения педагогической науки, связывающая их с практикой и используемая для обогащения людей педагогическими знаниями, опытом и рекомендациями;
4) педагогическая практика, воплощающая положения и рекомендации педагогической науки и учебной дисциплины в жизнь людей.
Педагогика - наука:
> гуманитарная - о человеке;
> общественная — об обществе и жизни людей в нем;
> социально ориентированная, рассматривающая становление, совершенствование людей и общества в непрерывном процессе передачи и обогащения знаний и опыта от поколения к поколению и использования их в новых условиях;
> самобытная — о воспитании, образовании, обучении, развитии и самосовершенствовании как главных способах передачи и обогащения знаний и опыта, обеспечивающих жизненный успех людей и прогресс общества;
> практичная — о путях и способах решения задач воспитания, образования, обучения, развития, самосовершенствования и цивилизованного индивидуального самовыражения человека в едином целостном педагогическом процессе и создания благоприятных социально-педагогических условий для этого;
> социально важная — нужная обществу, активно откликающаяся на удовлетворение потребностей в людях, способных обеспечивать социальное благополучие, преобразования, прогрессивное развитие его в интересах всех людей и каждого отдельного человека;
> необходимая любому человеку при его подготовке к жизни, для самореализации, самоосуществления и самоутверждения в ней;
> нужная всем людям, чтобы социальная среда отличалась просвещенностью, гуманностью, нравственностью, демократичностью, законностью, чтобы ее условия благоприятствовали свободному и цивилизованному развитию каждого и всех для успеха в жизни, продолжения дела предшествующих поколений и обеспечения лучшего будущего для последующих;
> общевозрастная — нужная всем возрастным категориям граждан для личного совершенствования и успеха в каждом возрастном периоде жизни;
> общепрофессиональная — нужная представителям практически всех профессий, особенно гуманных, чья работа связана с людьми;
> гуманная — раскрывающая необходимость и возможности доброжелательного, тактичного, доверительного отношения к человеку, оказания помощи ему при его подготовке, совершенствовании и достижении успехов в жизни;
> демократичная — ориентированная на построение всей работы с людьми на основах равенства, взаимного интереса и уважения мнений, самостоятельности; содействия индивидуальному развитию и подготовке к жизни в условиях подлинной демократии и социально ориентированной экономической системы, а также активной деятельности по созданию, укреплению и совершенствованию таких условий;
> эффективная — разрабатывающая наиболее успешные формы, методы, технологии достижения целей воспитания, образования, обучения, развития и самосовершенствования;
> надежная — опирающаяся на опыт всех предшествующих поколений людей, внимательно собирающая и изучающая его сейчас и самостоятельно, в научных поисках и экспериментах разрабатывающая новые интенсивные технологии.
Педагогика призвана подготовить каждого человека к жизни и помогать ему в ее трудностях и изменчивости. Для владеющего ее знаниями она становится надежным путеводителем по жизни, которую он строит с педагогической грамотностью, повышает свой потенциал и шансы самоосуществиться и добиться успеха в ней.
Педагогика как практика существует столько, сколько существует человечество, ибо родители всегда готовили детей к жизни, а взрослые учились охоте, обработке земли, изготовлению орудий, накапливали знания и умения и передавали их следующим поколениям. С древних времен люди поняли, что воспитание и обучение приносят много преимуществ тому, кто их осуществляет и кто получает. Как наука педагогика оформилась одной из первых, возникнув примерно 400 лет назад. Выдающуюся роль в создании теории и практики научной педагогики сыграл чешский педагог и общественный деятель Ян Амос Коменский (1592—1670), а его труды оказали огромное влияние на ее последующее развитие.
Основания юридической педагогики в МВД.Широко используемое в юриспруденции понятие «правовая действительность» подчеркивает, что правовая сфера — важная составляющая реальной жизни людей и общества в целом, обладающая своими закономерностями объективно-субъективного характера. Жизнь права в действительности — это то, что реально проявляется в юридически значимом поведении людей после того, как знание о праве прошло через их сознание. Непосредственным итогом усилий государства и общества по обеспечению жизни права выступает правопорядок — реальная правозаконность, степень воплощенности идеалов и принципов правового государства и правового общества, итоговый результат, достигнутый уровень законности, фактическое правовое состояние,
Понятие «педагогическая действительность» также констатирует объективное существование в жизни общества и государства педагогической сферы, образующих ее педагогических явлений воспитания и воспитанности людей, образования и образованности, обучения и обученности, развития и развитости. Педагогическая действительность, существуя в глобальной макросистеме государства и общества и будучи взаимосвязанной с другими системами, и частности правовой, образует в ней особую систему. Находясь в зависимости от правовой сферы, она влияет на нее, сказываясь на реальной правозаконности и эффективности регулирующего влияния права на поведение граждан и успешность деятельности правоохранительных органов.
На стыке этих систем возникают и функционируют особые юридико-педагогические явления. Общепедагогические явления представлены в ней в трансформированном виде, обретая специфику, обусловленную взаимодействием правовых и педагогических закономерностей, условий, целей, задач, объектов, процессов, результатов, трудностей, средств, методов, относящихся одновременно и к юридической и к педагогической действительности. Таким образом, юридико-педагогические явления — это сплав влияний той и другой действительности.
Рассматривая сферу деятельности органов внутренних дел, надо отметить своеобразие юридико-педагогической действительности и юридико-педагогических явлений в ней, ибо в правовом, организационном, управленческом, деятельностном отношении эта сфера весьма отличается от сферы деятельности органов юстиции, суда, прокуратуры, ФСБ, таможни, арбитража и др., а также внутренних войск, что накладывает свой отпечаток на вопросы воспитания, образования, обучения и развития граждан и профессионалов органов внутренних дел. Юридико-педагогическая действительность и явления в ней обнаруживаются более массово, разнообразнее, рельефнее, со значительной долей негатива, сложностями оптимизации при решении профессиональных задач и работе с кадрами, а поэтому они требуют постоянного пристального внимания и более высокой педагогической грамотности от всех категорий сотрудников.
Педагогика в системе МВД — одно из генеральных направлений юридической педагогики6, охватывающей своими исследованиями деятельность государства и общества в сфере права, а также всех правоохранительных органов и являющейся отраслью педагогической науки7. Она опирается на положения этой отрасли, конкретизируя и дополняя их данными собственных исследований, отражающих специфику деятельности органов МВД. В исследованиях она учитывает также достижения других отраслей научного знания — различных отраслей педагогики, юридической науки, юридической психологии, социологии, общей теории и психологии управления, персонального менеджмента, профессиональной деонтологии, этики и т.д.
Объект познания юридической педагогики в МВД — деятельность его органов, ее результаты и меры, направленные на повышение ее эффективности.
Предмет познания юридической педагогики в МВД — педагогическая действительность в сфере деятельности его органов, ее взаимосвязи и влияния на эту деятельность в их соответствии с процессами, происходящими в российском обществе, и задачами его цивилизованного, демократического, правового развития.
Основная цель — изучение своеобразия и функционирования юридико-педагогической действительности в сфере МВД, разработка педагогических мер и помощь практике в повышении успешности решения профессиональных задач, выполнения социальной миссии органов внутренних дел и обеспечения достойной самореализации и самоутверждения в жизни их сотрудников.
Прикладной подход, реализуемый в данном учебнике, ориентирован на повышенное внимание к практическим педагогическим разработкам и их научное обоснование.
Основные задачи прикладной юридической педагогики в МВД:
1) повышение научного юридико-педагогического уровня деятельности личного состава, формирование должного отношения его к использованию знаний юридической педагогики в службе и личной жизни, повышение практической подготовленности к их использованию, содействие проникновению достижений юридической педагогики в практику органов МВД;
2) создание научной картины юридико-педагогической действительности, присущей сфере деятельности органов МВД;
3) проведение педагогических исследований по актуальным практическим проблемам деятельности органов МВД;
4) участие в актуализации социальной ориентированности деятельности личного состава, исследование ее социально-педагогических аспектов, распространение социально-педагогических знаний, обучение социально-педагогическому подходу, внимательному отношению к гражданам, строгому соблюдению их прав и обеспечению законности;
5) всестороннее и углубленное педагогическое изучение кадрового обеспечения и всех его направлений в органах внутренних дел;
6) исследование и разработка педагогических мер по совершенствованию системы воспитания личного состава и всех его видов, а также превращение коллективов органов внутренних дел и их подразделений в воспитывающие коллективы;
7) педагогическое содействие общему и профессиональному развитию личности сотрудников, профилактике и преодолению негативных отклонений в нем, проявляющихся в служебной деятельности и жизни;
8) повышение статуса и педагогического качества индивидуальной работы с каждым сотрудником руководителей и работников кадровых аппаратов, обеспечение его прав, должной оценки деятельности, аттестования, стимулирования, профессионального роста и удовлетворенности службой;
9) повышение качества профессионального образования в системе МВД и его новых форм на основе повышения научно-педагогического уровня и внедрения новых педагогических и информационных технологий;
10) совершенствование методик преподавания юридических дисциплин, а также практической подготовки курсантов, слушателей, сотрудников;
11) разработка концепции, программ и программное обеспечение специальной учебной дисциплины «Юридическая педагогика в МВД» и ее изучение в системы профессионального образования и иных видах подготовки личного состава;
12) оптимизация педагогических систем подготовки сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях, к борьбе с терроризмом, к обеспечению личной безопасности и помощь в практическом внедрении этих систем;
13) содействие качественной подготовке руководителей по педагогике управления в обычных и служебно-боевых условиях, текущее консультирование по педагогическим вопросам работы с сотрудниками и коллективом;
14) разработка системы профессионально-педагогической подготовки работников кадровых аппаратов, других категорий сотрудников, содействие ее качественному проведению;
15) педагогическое изучение и помощь в расширении участия органов внутренних дел и каждого сотрудника в правовом воспитания, обучении, консультировании населения, в активном взаимодействии при этом с работниками других структур, общественных формирований, средств массовой информации, искусства, культуры, семьи;
16) организация и совершенствование подготовки специалистов по юридико-педагогическим проблемам органов внутренних дел; содействие притоку на службу в них лиц с педагогическим образованием, обеспечение их дополнительной подготовки по юридической педагогике в МВД; оказание научно-практической и методической помощи педагогам, работающим в органах;
17) разработка предложений по юридико-педагогическому обеспечению деятельности личного состава, систематизация этой деятельности в МВД;
18) организация общественно-педагогического движения в системе МВД и секции педагогического общества России;
19) активизация подготовки кандидатов и докторов педагогических наук по юридико-педагогической проблематике,
20) изучение зарубежного опыта решения юридико-педагогических проблем, полицейской педагогики, а также возможностей и путей его использования в системе органов внутренних дел РФ.