Предмет, цель и задачи педагогики в системе МВД

Понятие о педагогике.Словом «педагогика» обозначается:

1) явление жизни, т.е. процесс реального воспита­ния, образования, обучения, развития и самосовер­шенствования людей не только в педагогических учреждениях (школа, институт, учебный центр и пр.), но и в жизни каждого че­ловека, общества, государства;

2) наука, изучающая педагогические явления и разрабатываю­щая способы их оптимизации в интересах человека, общества и го­сударства;

3) учебная дисциплина, содержащая достижения педагогиче­ской науки, связывающая их с практикой и используемая для обогащения людей педагогическими знаниями, опытом и рекомен­дациями;

4) педагогическая практика, воплощающая положения и реко­мендации педагогической науки и учебной дисциплины в жизнь людей.

Педагогика - наука:

> гуманитарная - о человеке;

> общественная — об обществе и жизни людей в нем;

> социально ориентированная, рассматривающая становление, совершенствование людей и общества в непрерывном процессе передачи и обогащения знаний и опыта от поколения к поколению и использования их в новых условиях;

> самобытная — о воспитании, образовании, обучении, разви­тии и самосовершенствовании как главных способах передачи и обогащения знаний и опыта, обеспечивающих жизненный успех людей и прогресс общества;

> практичная — о путях и способах решения задач воспитания, образования, обучения, развития, самосовершенствования и циви­лизованного индивидуального самовыражения человека в едином целостном педагогическом процессе и создания благоприятных со­циально-педагогических условий для этого;

> социально важная — нужная обществу, активно откликающая­ся на удовлетворение потребностей в людях, способных обеспечи­вать социальное благополучие, преобразования, прогрессивное раз­витие его в интересах всех людей и каждого отдельного человека;

> необходимая любому человеку при его подготовке к жизни, для самореализации, самоосуществления и самоутверждения в ней;

> нужная всем людям, чтобы социальная среда отличалась про­свещенностью, гуманностью, нравственностью, демократично­стью, законностью, чтобы ее условия благоприятствовали свобод­ному и цивилизованному развитию каждого и всех для успеха в жизни, продолжения дела предшествующих поколений и обеспече­ния лучшего будущего для последующих;

> общевозрастная — нужная всем возрастным категориям граждан для личного совершенствования и успеха в каждом возраст­ном периоде жизни;

> общепрофессиональная — нужная представителям практически всех профессий, особенно гуманных, чья работа связана с людьми;

> гуманная — раскрывающая необходимость и возможности доброжелательного, тактичного, доверительного отношения к че­ловеку, оказания помощи ему при его подготовке, совершенствова­нии и достижении успехов в жизни;

> демократичная — ориентированная на построение всей рабо­ты с людьми на основах равенства, взаимного интереса и уважения мнений, самостоятельности; содействия индивидуальному развитию и подготовке к жизни в условиях подлинной демократии и социаль­но ориентированной экономической системы, а также активной деятельности по созданию, укреплению и совершенствованию таких условий;

> эффективная — разрабатывающая наиболее успешные фор­мы, методы, технологии достижения целей воспитания, образова­ния, обучения, развития и самосовершенствования;

> надежная — опирающаяся на опыт всех предшествующих поколений людей, внимательно собирающая и изучающая его сейчас и самостоятельно, в научных поисках и экспериментах раз­рабатывающая новые интенсивные технологии.

Педагогика призвана подготовить каждого человека к жизни и помогать ему в ее трудностях и изменчивости. Для владеющего ее знаниями она становится надежным путеводителем по жизни, кото­рую он строит с педагогической грамотностью, повышает свой по­тенциал и шансы самоосуществиться и добиться успеха в ней.

Педагогика как практика существует столько, сколько сущест­вует человечество, ибо родители всегда готовили детей к жизни, а взрослые учились охоте, обработке земли, изготовлению орудий, накапливали знания и умения и передавали их следующим поколе­ниям. С древних времен люди поняли, что воспитание и обучение приносят много преимуществ тому, кто их осуществляет и кто по­лучает. Как наука педагогика оформилась одной из первых, воз­никнув примерно 400 лет назад. Выдающуюся роль в создании тео­рии и практики научной педагогики сыграл чешский педагог и об­щественный деятель Ян Амос Коменский (1592—1670), а его труды оказали огромное влияние на ее последующее развитие.

Основания юридической педагогики в МВД.Широко используемое в юриспруденции понятие «правовая действительность» подчеркивает, что правовая сфера — важная составляющая реальной жизни людей и общества в целом, обладающая своими закономерностями объективно-субъективного характера. Жизнь права в действительности — это то, что реально проявляется в юридически значимом поведении людей после того, как знание о праве прошло через их сознание. Непосредственным итогом усилий государства и общества по обеспечению жизни права выступает правопорядок — реальная правозаконность, степень воплощенности идеалов и принципов правового государства и право­вого общества, итоговый результат, достигнутый уровень законно­сти, фактическое правовое состояние,

Понятие «педагогическая действительность» также констатирует объективное существование в жизни общества и государства педаго­гической сферы, образующих ее педагогических явлений воспитания и воспитанности людей, образования и образованности, обучения и обученности, развития и развитости. Педагогическая действитель­ность, существуя в глобальной макросистеме государства и общест­ва и будучи взаимосвязанной с другими системами, и частности правовой, образует в ней особую систему. Находясь в зависимости от правовой сферы, она влияет на нее, сказываясь на реальной правозаконности и эффективности регулирующего влияния права на поведение граждан и успешность деятельности правоохранительных органов.

На стыке этих систем возникают и функционируют особые юридико-педагогические явления. Общепедагогические явления пред­ставлены в ней в трансформированном виде, обретая специфику, обусловленную взаимодействием правовых и педагогических законо­мерностей, условий, целей, задач, объектов, процессов, результатов, трудностей, средств, методов, относящихся одновременно и к юри­дической и к педагогической действительности. Таким образом, юри­дико-педагогические явления — это сплав влияний той и другой дей­ствительности.

Рассматривая сферу деятельности органов внутренних дел, надо отметить своеобразие юридико-педагогической действительности и юридико-педагогических явлений в ней, ибо в правовом, организаци­онном, управленческом, деятельностном отношении эта сфера весьма отличается от сферы деятельности органов юстиции, суда, прокурату­ры, ФСБ, таможни, арбитража и др., а также внутренних войск, что накладывает свой отпечаток на вопросы воспитания, образования, обучения и развития граждан и профессионалов органов внутренних дел. Юридико-педагогическая действительность и явления в ней об­наруживаются более массово, разнообразнее, рельефнее, со значи­тельной долей негатива, сложностями оптимизации при решении профессиональных задач и работе с кадрами, а поэтому они требуют постоянного пристального внимания и более высокой педагогической грамотности от всех категорий сотрудников.

Педагогика в системе МВД — одно из генеральных направле­ний юридической педагогики6, охватывающей своими исследования­ми деятельность государства и общества в сфере права, а также всех правоохранительных органов и являющейся отраслью педаго­гической науки7. Она опирается на положения этой отрасли, кон­кретизируя и дополняя их данными собственных исследований, отражающих специфику деятельности органов МВД. В исследова­ниях она учитывает также достижения других отраслей научного знания — различных отраслей педагогики, юридической науки, юри­дической психологии, социологии, общей теории и психологии управления, персонального менеджмента, профессиональной деон­тологии, этики и т.д.

Объект познания юридической педагогики в МВД — деятель­ность его органов, ее результаты и меры, направленные на повыше­ние ее эффективности.

Предмет познания юридической педагогики в МВД — педагоги­ческая действительность в сфере деятельности его органов, ее взаи­мосвязи и влияния на эту деятельность в их соответствии с процес­сами, происходящими в российском обществе, и задачами его циви­лизованного, демократического, правового развития.

Основная цель — изучение своеобразия и функционирования юридико-педагогической действительности в сфере МВД, разработ­ка педагогических мер и помощь практике в повышении успешности решения профессиональных задач, выполнения социальной миссии органов внутренних дел и обеспечения достойной самореализации и самоутверждения в жизни их сотрудников.

Прикладной подход, реализуемый в данном учебнике, ориентиро­ван на повышенное внимание к практическим педагогическим разра­боткам и их научное обоснование.

Основные задачи прикладной юридической педагогики в МВД:

1) повышение научного юридико-педагогического уровня деятельности личного состава, формирование должного отношения его к использованию знаний юридической педагогики в службе и лич­ной жизни, повышение практической подготовленности к их ис­пользованию, содействие проникновению достижений юридиче­ской педагогики в практику органов МВД;

2) создание научной картины юридико-педагогической действи­тельности, присущей сфере деятельности органов МВД;

3) проведение педагогических исследований по актуальным практическим проблемам деятельности органов МВД;

4) участие в актуализации социальной ориентированности деятельности личного состава, исследование ее социально-педагогических аспектов, распространение социально-педагогических знаний, обучение социально-педагогическому подходу, внимательному отношению к гражданам, строгому соблюдению их прав и обеспе­чению законности;

5) всестороннее и углубленное педагогическое изучение кадро­вого обеспечения и всех его направлений в органах внутренних дел;

6) исследование и разработка педагогических мер по совершен­ствованию системы воспитания личного состава и всех его видов, а также превращение коллективов органов внутренних дел и их под­разделений в воспитывающие коллективы;

7) педагогическое содействие общему и профессиональному развитию личности сотрудников, профилактике и преодолению негативных отклонений в нем, проявляющихся в служебной деятель­ности и жизни;

8) повышение статуса и педагогического качества индивидуаль­ной работы с каждым сотрудником руководителей и работников кадровых аппаратов, обеспечение его прав, должной оценки дея­тельности, аттестования, стимулирования, профессионального рос­та и удовлетворенности службой;

9) повышение качества профессионального образования в сис­теме МВД и его новых форм на основе повышения научно-педагогического уровня и внедрения новых педагогических и ин­формационных технологий;

10) совершенствование методик преподавания юридических дисциплин, а также практической подготовки курсантов, слушате­лей, сотрудников;

11) разработка концепции, программ и программное обеспече­ние специальной учебной дисциплины «Юридическая педагогика в МВД» и ее изучение в системы профессионального образования и иных видах подготовки личного состава;

12) оптимизация педагогических систем подготовки сотрудни­ков ОВД к действиям в экстремальных условиях, к борьбе с терро­ризмом, к обеспечению личной безопасности и помощь в практи­ческом внедрении этих систем;

13) содействие качественной подготовке руководителей по педа­гогике управления в обычных и служебно-боевых условиях, текущее консультирование по педагогическим вопросам работы с сотрудни­ками и коллективом;

14) разработка системы профессионально-педагогической под­готовки работников кадровых аппаратов, других категорий сотруд­ников, содействие ее качественному проведению;

15) педагогическое изучение и помощь в расширении участия органов внутренних дел и каждого сотрудника в правовом воспита­ния, обучении, консультировании населения, в активном взаимо­действии при этом с работниками других структур, общественных формирований, средств массовой информации, искусства, культу­ры, семьи;

16) организация и совершенствование подготовки специалистов по юридико-педагогическим проблемам органов внутренних дел; содействие притоку на службу в них лиц с педагогическим образо­ванием, обеспечение их дополнительной подготовки по юридиче­ской педагогике в МВД; оказание научно-практической и методи­ческой помощи педагогам, работающим в органах;

17) разработка предложений по юридико-педагогическому обес­печению деятельности личного состава, систематизация этой дея­тельности в МВД;

18) организация общественно-педагогического движения в сис­теме МВД и секции педагогического общества России;

19) активизация подготовки кандидатов и докторов педагогиче­ских наук по юридико-педагогической проблематике,

20) изучение зарубежного опыта решения юридико-педагогичес­ких проблем, полицейской педагогики, а также возможностей и путей его использования в системе органов внутренних дел РФ.

Наши рекомендации