Кризис отрочества (предподростковый)

В период младшего школьного возраста ребенок овладевает своим поведением, более точно и дифференцированно понимает нормы поведения дома и в общест­венных местах, улавливает характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, начинает более сдержанно выражать свои эмоции, особенно негативные. Нормы поведения превращаются во внутрен­ние требования к себе, что порождает новые переживания. Эти переживания связаны с появлением нового личностного образования возраста – рефлексии.

Рефлексия ребенка может проявляться в различных аспектах его школьной жизни: интеллектуальной, социальной и личностной сферах. Интеллектуальная рефлексия – как одна из форм рефлексивного отношения ребенка к собственным возможностям, проявляется в его способности анализировать, сравнивать и оценивать свои потенциальные и реальные действия в области решения интеллектуальных задач, сопоставляя свои умственные возможности с уровнем их сложности. Социальная форма рефлексии проявляется при решении задач социальных, связанных с определением собственных возможностей в сфере общественных отношений.

Личностная рефлексия основана на способности ребенка оценить себя с точки зрения своих потребностей, внешних и внутренних индивидуальных особенностей. Она является базисной составляющей Я-концепции в целом и образа Я в частности. Эти формы (стороны, аспекты) рефлексии развиваются не равномерно, в тот или иной период какая-то сторона прогрессирует в развитии больше, чем остальные. Так интеллектуальная сторона этого психического образования на протяжении младшего школьного возраста объективно выступает ярче других. Развитие социально-личностной рефлексии, подготовленное всем предшествующим периодом, становится приоритетным в предподростковом возрасте.

Рефлексия, произвольность, самоконтроль проходят начальный этап становления. В дальнейшем они закрепляются, усложняются, распространяются не только на учебные ситуации, но и на другие сферы жизни. Под влиянием жизни в коллективе сверстников и учебной деятельности развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравствен­ные (чувство товарищества, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости).

К концу младшего школьного возраста несмотря на то, что учеба остается основной деятельностью детей, ее роль и место в общем их развитии меняется. Наблюдается значительное снижение интереса учащихся к учебе, к самому процессу учения.

В результате в конце младшего школьного возраста возникает смена ведущего мотива: мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции школьника, исчерпана (учеба превратилась в одну из житейских обязанностей), а познавательные мотивы, с какими ребенок шел в школу – удовлетворены. На их месте возникают другие. «Угасание» в этот период общего положительного отношения учащихся к школе закономерно, т.к. оно в значительной мере уже удовлетворено. Общее снижение мотивации, направленной на учебную деятельность, отмечаемое психологами, создает впечатление, что школьные познавательные интересы полностью уступают свое место внеучебным (недаром, среди учителей распространена шутка, что подросток знает все и интересуется всем, лишь бы это не входило в школьную программу).

Происходит изменение взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Ребенок в этом возрасте стремиться занять свое место в группе. Поэтому на эмоциональное отношение ребенка влияет не только успехи в учебе и отношения со взрослыми, но и то как складываются отношения со сверстниками. Происходит негласное деление: «хороший ученик и хороший товарищ» (они не всегда совпадают). Общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития.

Существенно меняется характер самооценки. Если раньше отношение к себе формировалось на основе оценки учителя, то теперь во внимание принимаются качества, проявляющиеся в общении. У ребенка возникает потребность в положительной оценке своей личности другими людьми. Происходит рефлексивный «оборот на себя», на свои качества и умения как основное условие решения разного рода задач. Поведение детей не просто теряет непосредственный характер, а наблюдается стремление к нарочитой взрослости. Д.Б.Эльконин полагал, что новообразованием этого переходного периода развития ребенка 10-11 лет является появление чувства взрослости.

Ребенок начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Однако он не во всем отвечает требованиям, предъявляемым ко взрослому человеку, в его облике и поведении сохраняются детские черты, он не выработал еще в себе такие качества как самостоятельность, ответственность, серьезное отношение к своим обязанностям, остается материальная зависимость ребенка от родителей. Поэтому, относится к нему так, как он хочет, пока невозможно.

Настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвер­дить себя среди них приводит к предподростковому кризису, как начальной стадии вступления в новый возрастной период. Противоречивость его положения (между миром детей и миром взрослых), составляющая суть предподросткового кризиса, выражается в обострении личностных отношений и реакций подростков на воздействие извне, и порождает сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении и взаимоотношениях со взрослыми. Нерешенные, неустраненные вовремя трудности в обучении, вызванные недоста­точным уровнем знаний, навыков, неразвитым умением учиться, обостряются. Перед ребенком встают новые задачи, проблемы, ко­торые он вынужден решать (проверка себя и сравнение с другими, адаптация к новым условиям обучения, к требованиям множества разных учителей) ориентируясь на свои качества и умения.

Выводы по главе 6

· В младшем школьном возрасте происходит перестройка системы «ребенок – взрослый»: она разделяется на две на две части: «ребенок-учитель» и «ребенок-родитель». Система "ребенок — учитель" начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям. Школьный учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образцов и ценностей.

· Новое положение ребенка в обществе – позиция школьника – характе­ризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно зна­чимая, общественно контролируемая деятельность — учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение, она становится ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте. Принятие им правил школьной жизни, успешность или неуспешность в учебной деятельности ска­зывается на всей системе его отношений и со взрослыми, и со сверстниками.

· Учебная деятельность – это особая деятельность школьника, сознательно направляемая им на осуществление целей обучения, воспринимаемых учеником в качестве своих личных целей. В ней реализуются главные условия возрастного развития младшего школьника: в ней ребенок удовлетворяет ведущие потребности этого периода – потребности в познании и понимании явлений окружающего мира, и в процессе учебной деятельности ребенок меняется сам. Поэтому главным результатом этой деятельности является психическое изменение самого ученика, его развитие.

· Основными компонентами учебной деятельность (по Д.Б.Эльконину) являются: учебная мотивация, учебная задача, учебные действия. Под учебной мотивацией понимают систему побуждений (потребностей), которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл. Познавательный мотив, как наиболее адекватный мотив учебной деятельности проходит несколько стадий своего формирования: от интереса к процессу и результату деятельности до содержательного интереса к способам добывания знаний.

· Учебная задача направлена на освоение общего способа действия при решении целого ряда конкретных задач. В начальный период обучения ребенок еще не может полностью осознать стоящую перед ним учебную задачу. На доступном уровне это должен делать учитель, постепенно обучая ребенка осмыслению тех способов деятельности, которые необходимы ему, чтобы усвоить учебное содержание.

· Учебные действия – это специальные действия, которые направлены на решение учебной задачи. К внешним учебным действиям относятся визуально наблюдаемые, динамика развития которых видна учителю в процессе обучения. Их еще называют учебными навыками. Внутренние учебные действия представляют собой интеллектуальные действия ребенка, основанные на работе познавательных психических функций.

· Действия контроля – те действия, с помощью которых контролируется ходу освоения учебной задачи. Действия оценки – те, с помощью которых оценивается успешность выполнения учебной задачи.

· Основные новообразования к концу младшего школьного возраста связаны с изменениями как в интеллектуальной, так и в личностной сфере. Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития логики, поэтому основными новообразованиями познавательной сферы являются формирование словесно-логического мышления, логической памяти, внутреннего плана действий, произвольности всех психических процессов, самоконтроля.

· Уровень личностного развития определяется психическими новообразованиями, выступающими как проявление взрослости. К ним относятся: рефлексия и формирование чувства взрослости.

· В результате в конце младшего школьного возраста возникает смена ведущего мотива: мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции школьника, исчерпана (учеба превратилась в одну из житейских обязанностей), а познавательные мотивы, с какими ребенок шел в школу – удовлетворены. На их месте возникают другие, связанные с расширением внешкольных интересов и желанием приобщиться к миру взрослых. Настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвер­дить себя среди них приводит к предподростковому кризису, как начальной стадии вступления в новый возрастной период.

[1] Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.

Наши рекомендации