Математические методы применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями
Статистические методы применяются при обработке массового материала– определения средних величин полученных показателей: среднего арифметического, медианы – показателя середины ряда, подсчет степени рассеивания около этих величин – дисперсии, коэффициента вариации и др.
Структура и основные компоненты системы образования в РФ. Принципы построения системы образования. Зависимость системы образования от социально - политических, экономических и культурных, педагогических факторов.
Система образования включает в себя уже два вида учреждений: образовательные учреждения и органы управления образовательными учреждениями.
Сегодня система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих;
· - государственных образовательных стандартов образовательных программ;
· - сети образовательных учреждений;
· - органов управления образованием.
Образовательные программы определяют содержание образования на каждом конкретном уровне образования в данном образовательном учреждении.
Образовательная программа любого образовательного учреждения состоит из двух частей. Первая частьформируется на основании федерального компонента образовательного стандарта (более 70% содержания программы). Это так называемый обязательный минимум содержания образовательной программы. Он устанавливается государственным образовательным стандартом по соответствующему предмету и обязателен для всех граждан России.
Вторая частьобразовательной программы создается на основании национально-регионального компонента образовательного стандарта и является обязательной только для граждан России, проживающих в данном регионе. К примеру, для учащихся, обучающихся в школах Москвы, введен специальный курс под названием "Москвоведение". Этот предмет необязателен для школ других регионов (Татарстан, Чувашия и др.), а преподается только в столице и является частью регионального компонента.
Все образовательные программы в Российской Федерации подразделяются на общеобразовательные и профессиональные.
Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры подрастающего человека, его адаптацию к жизни в обществе и создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ. К общеобразовательным относятся следующие программы:
· - дошкольного образования;
· - начального общего образования (I-IV классы);
· - основного общего образования (V-IX классы);
· - среднего (полного) общего образования (X-XI классы).
Профессиональные программыпредназначены для подготовки специалистов соответствующих квалификаций путем последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней обучающихся. К профессиональным относятся образовательные программы:
· - начального профессионального образования;
· - среднего профессионального образования;
· - высшего профессионального образования;
· - послевузовского профессионального образования.
Органы управления образованием. Все мы знаем, что Российская Федерация состоит из различных субъектов Федерации (Чувашия, Татарстан и др.), и поэтому управление всей хозяйственной деятельностью в стране осуществляется на двух уровнях: общегосударственном и на уровне конкретного субъекта Федерации. Кроме того, управление на местах - в городе, районе - осуществляется органами местного управления (третий уровень).
· Подобно этой хозяйственной системе управления построено и управление образованием. Оно включает в себя органы управления трех уровней.
· Первый, федеральный, уровень включает в себя органы управления образованием общегосударственного значения. К ним относятся федеральные органы управления образованием (Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и другие федеральные органы, имеющие отношение к системе образования).
· Второйуровень органов управления образованием - это уровень субъектов Российской Федерации (Министерство образования Чувашии, Департамент образования г. Москвы, Министерство образования Ростовской области и т.д.).
· Ктретьему, местному,уровню относятся районные и городские органы управления образованием (управления образованием при местных администрациях).
К ведению федеральных органов управления образованием относятся вопросы стратегического характера. Основными являются следующие:
· 1) формирование и осуществление федеральной политики в области образования;
· 2) разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования (в том числе Федеральной программы развития образования);
· 3) установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;
· 4) разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях, установление порядка их создания, реорганизации и ликвидации;
· 5) установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
· 6) установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;
· 7) установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Преобразования, происходящие во всех сферах жизнедеятельности современной России, характеризуются обострением идеологических, социально-экономических и культурологических факторов развития. Экономические системы, как и все самоорганизующиеся системы, проходят определенные стадии развития. По мнению А.Смита, решающая роль в этом принадлежит историческому процессу углубления разделения труда и развитию.рыночных…отношений. В современных условиях хозяйствования резко возрастает необходимость в экономическом образовании и на его основе формирования экономической культуры личности. Удовлетворение потребностей населения является базисом развития производства и производственных отношений, ведущих к социальному прогрессу. Прогресс человечества возможен благодаря сохранению и накоплению ценностей, воплощенных в интеллектуальных продуктах и материальных благах.
Основополагающие идеи в области формирования экономической культуры личности, включенной в целостный образовательный процесс, разрабатывались в трудах К.И.Бестужева-Рюмина, П.П.Блонского, Н.А.Вышнеградского, С.И.Гессена, Н.К.Крупской, П.Ф.Каптерева А.С.Макаренко, Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского С.Т.Шацкого и других отечественных педагогов и просветителей. Складывающаяся в XXI веке социально-экономическая ситуация акцентировала внимание педагогической общественности на изучении вопросов формирования экономической культуры у представителей молодежи, стремящейся к самостоятельной жизни и проявлению активной.жизненной.позиции.
Педагогическая проблема формирования экономической культуры личности на разных ступенях образовательной системы в настоящее время стоит особенно остро, поскольку противоречивый характер социально-экономической действительности требует от педагогов и обучающихся способностей адекватного видения окружающей действительности, личного фонда общей культуры, включающего экономическую культуру человека и общества. Педагогическое решение проблемы имеет глубокий социально-экономический смысл, т.к. в процессе осмысления путей и условий формирования экономической культуры происходит становление культурной целостности личности как универсального социально-психологического образования.
Культура- это сложная интегрированная система, а не случайная коллекция обычаев и воззрений. Культура как феномен древнее и шире экономической культуры; выявляя сущность экономической культуры, неизбежно сталкиваешься с общим понятием культуры. Культура (от лат. Cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.