Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2. (1)Город кончался, и вскоре показалось море

(1)Город кончался, и вскоре показалось море.

(2)Оно было мелким и плоским. (З)Волны не обрушивались на низкий берег, а тихо и неторопливо наползали на песок и так же медленно и беззвучно откатывались, оставляя на песке белую каёмку пены.

(4)Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд — против ветра. (б)Неожиданно на самой кромке берега возникла собака.

(6)Она стояла неподвижно, в странном оцепенении, большеголовая, с острыми лопатками, с опущенным хвостом. (7)Её взгляд был устремлён в море. (8)Она ждала кого-то.

(9)Коста подошёл к собаке и погладил её по свалявшейся шерсти.

(Ю)Собака едва заметно шевельнула хвостом. (И)Мальчик присел на корточки и разложил перед ней хлеб и остатки своего обеда, завёрнутого в газету, — собака не оживилась, не выказала никакого интереса к пище. (12)Коста стал её поглаживать и уговаривать:

— (13)Ну поешь... (14)Ну поешь немного...

(15)Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.

(16)Коста взял кусок хлеба и поднёс ко рту собаки. (17)Та вздохнула глубоко и громко, как человек, и принялась медленно жевать хлеб.

(18)Она ела без всякого интереса, как будто была сыта или привыкла к лучшей пище, чем хлеб, холодная каша и кусок жилистого мяса из супа... (19)Она ела для того, чтобы не умереть. (20)Она ждала кого-то с моря, и ей нужно было жить.

(21)...Когда всё было съедено, Коста сказал:

— (22)Идём. (23)Погуляем.

(24)Собака снова посмотрела на мальчика и послушно зашагала рядом. (25)У неё были тяжёлые лапы и неторопливая, полная достоинства львиная походка.

(26)В море переливались нефтяные разводы, будто где-то за горизонтом произошла катастрофа, рухнула радуга и её обломки прибило к берегу.

(27)Мальчик и собака шли не спеша, и Коста говорил собаке:

— (28)Ты хороший... (29)Ты верный... (ЗО)Пойдём со мной. (31)Он никогда не
вернётся. (32)Он погиб.

(ЗЗ)Собака не отрывала глаз от моря и в который раз не верила Косте. (34)Она ждала.

— (35)Что же мне с тобой делать? — спросил мальчик. — (Зб)Нельзя же жить
одной на берегу моря. (37)Когда-нибудь надо уйти.

(38)Коста оглянулся и увидел Женечку.

— (39)Что же с ней делать? — растерянно спросила она Косту.

— (40)Она не пойдёт, — сказал мальчик. — (41)Она никогда, наверное, не поверит, что хозяин погиб...

(42)Женечка подошла к собаке. (43)Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.

— (44)Я ей сделал дом из старой лодки. (45)Подкармливаю. (46)Она очень
тощая...

© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается



ГИА-2013. РУССКИЙ ЯЗЫК: ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ

(47)Пройдя ещё несколько шагов, он сказал:

— (48)Собаки всегда ждут. (49)Даже погибших... (50)Собакам надо помогать.

(51)Море потускнело и стало словно меньше размером. (52)Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам. (53)Коста и Женечка проводили собаку до её бессменного поста, где неподалёку от воды лежала перевёрнутая лодка, подпертая чурбаком, чтобы под неё можно было забраться. (54)Собака подошла к воде, села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании...

(По Ю. Яковлеву)*

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923-1996) — писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1-А7 обведите кружком.

Al

A2

A3

A4

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснованияответа на вопрос: «Почему собака не уходила с берега моря?»

1) Коста сделал ей дом из старой лодки.

2) Коста часто приходил на берег моря, чтобы покормить собаку.

3) Собака преданно ждала на берегу моря хозяина.

4) Собака кусалась, и её выгнал хозяин.

Укажите, в каком значенииупотребляется в тексте слово «тяжёлые» (предложение 25).

1) имеющие большой вес 3) требующие больших усилий

2) доставляющие беспокойство 4) полные мучений

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам.

2) Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд — против ветра.

3) Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.

4) Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.

Укажите ошибочноесуждение.

1) В слове ВСКОРЕ все согласные звуки глухие.

2) В слове ШЕВЕЛЬНУЛА мягкость согласного [л'] на письме обозначается буквой Ь (мягкий знак).

3) В конце слова ВЗГЛЯД проиходит оглушение согласного.

4) В слове КАЁМКУ звуков больше, чем букв.

© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается

БЛОК II. ВАРИАНТЫ 5-8




А5

А6

А7

Bl

B2

ВЗ

В4

В5

В6

Укажите слово, в котором правописание безударнойгласной в корне нельзя проверить ударением (слово является словарным).

1) тяжёлые 2) зашагала 3) горизонтом 4) плотнее

В каком слове правописание приставкизависит от последующего согласного звука?
1) свалявшейся 2) беззвучно 3) откатывались 4) впалыми

В каком слове правописание суффиксаопределяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого заканчивается на Н, пишется НН»?

1) странном 2) неожиданно 3) опущенным 4) сонным

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

Замените разговорное слово «выказала»в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом.Напишите этот синоним.

Ответ:_______________________ .

Замените словосочетание «нефтяные разводы»(предложение 26), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:_______________________ .

Выпишите грамматическую основупредложения 37.
Ответ:_______________________ .

Среди предложений 6-11 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением.Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________ .

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

— Она не пойдёт/1* — сказал мальчик. — Она никогда/2* наверное/3* не поверит/4* что хозяин погиб... Женечка подошла к собаке. Собака глухо зарычала/5* но не залаяла/6* не бросилась на неё.

Ответ:_______________________ .

Укажите количество грамматических основв предложении 26. Ответ запишите цифрой.

Ответ:_______________________ .

© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается



ГИА-2013. РУССКИЙ ЯЗЫК: ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ



В7

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительнойсвязью.

Коста и Женечка проводили собаку до её бессменного поста/1* где неподалёку от воды лежала перевёрнутая лодка/2* подпертая чурбаком/3* чтобы под неё можно было забраться. Собака подошла к воде/4* села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании.

Ответ:



В8

Среди предложений 41-54 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинениемпридаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ:



В9

Среди предложений 10-17 найдите сложное бессоюзноепредложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

       
  Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2. (1)Город кончался, и вскоре показалось море - student2.ru
    Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2. (1)Город кончался, и вскоре показалось море - student2.ru
 

Наши рекомендации