Тема V. Воспитательные технологии в деятельности классного руководителя (4 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Проблемы технологизации деятельности классного руководителя. Основные функции деятельности классного руководителя. Система работы классного руководителя.
2. Социально-педагогическая деятельность классного руководителя. Планирование работы классного руководителя.
3. Методический арсенал классного руководителя: разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей.
4. Единство педагогического руководства и активности воспитанников.
Задания к семинару:
1. Опишите традиционную структуру плана работы классного руководителя.
2. Раскройте возможные проблемные ситуации в деятельности классного руководителя.
Опишите методический арсенал классного руководителя: разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей. Разработайте проект воспитательной деятельности с учащимися разных возрастных групп.
4. Подготовьте материалы к проведению деловой игры«Заседание методического объединения классных руководителей».
5. Изучитепакет документов (программы, планы, приказы, дневник классного руководителя, план работы классного руководителя и т.д.), Постройте примерную схему системы работы классного руководителя (на разных возрастных ступенях), учитывая функциональные обязанности.
6. Подготовьте к защите на методическом объединении классных руководителей проект: «Функционал классного руководителя».
Основные понятия модуля:
Воспитание, движущие силы, закономерности и принципы воспитания, личность, факторы развития личности, воспитательный процесс: целевые ориентиры, содержание, основные направления воспитательной деятельности, методы, формы и средства воспитания, классификационные подходы к методам воспитания, воспитательная система, авторская школа, концепции воспитания, педагогическая инновация, ученический коллектив, технология формирования коллектива, классный руководитель, семья как институт социализации, формы взаимодействия семьи и школы, культура, поликультурное воспитание, культура межнационального общения.
Темы для внеаудиторной учебной работы студентов (26 часов)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Вид деятельности | Продукт деятельности |
Сущность воспитания, его движущие силы, закономерности и принципы. | Аннотирование статей по данной проблематике Составление терминологического словаря по теме. | Дайджест современных исследований; Терминологический словарь. | ||
Целеполагание в воспитательном процессе. | Анализ первоисточников. | Конспект – анализ. Педагогическое эссе. | ||
Сущность и специфика воспитательного процесса. | Составление опорного конспекта темы Моделирование воспитательного процесса для учащихся разного возраста (работа в малых группах). | Опорный конспект — схема. Модель воспитательного процесса (письменно или электронный вариант). | ||
Базовые теории воспитания и развития личности. | Аннотирование статей по данной проблематике. | Дайджест теорий воспитания и развития личности. | ||
Базовые направления современного воспитания. | Составление опорного конспекта темы Составление терминологического кроссворда по теме. | Опорный конспект, презентация, терминологический кроссворд. | ||
Технология организации воспитывающей деятельности школьников (КТД). | Аннотирование статей по данной проблематике; проектирование различных видов КТД. | Дайджест. Проекты различных видов КТД. | ||
Итого: |
Основные направления исследований (рефератов, педагогических проектов, курсовых и выпускных квалификационных работ и др.):
1. Сущность и ценности характера, изучение его проявлений у старшеклассников в педагогической практике.
2. Детская организация, ребенок и социальная среда: проблемы взаимодействия.
3. Ученический коллектив как среда и условие развития личности.
4. Диагностика уровня нравственной воспитанности учащихся.
5. Воспитание милосердия как нравственного качества в младшем (подростковом, юношеском) школьном возрасте.
6. Социализации подростков в истории педагогики и на современном этапе.
7. Социализация трудных подростков как психолого-педагогическая проблема.
8. Самовоспитание как условие развития личности старших школьников.
9. Особенности нравственного воспитания старшеклассников на современном этапе.
10. Школьное самоуправление на современном этапе.
11. Взаимоотношения коллектива и личности в старших классах современной школы.
12. Работа классного руководителя с родителями.
13. Активные методы воспитания культуры взаимодействия старшеклассников.
14. Обогащение коммуникативной компетентности как надпредметной характеристики старшеклассников.
15. Психолого-педагогическая условия формирования адекватной самооценки подростка.
16. Активные методы воспитания социокультурной компетентности подростков в современной общеобразовательной профильной школе.
17. Проектная деятельность старших подростков как средство обогащения надпредметных компетентностей.
18. Формирование ученического коллектива и развитие учащихся в современной школе.
19. Воспитание милосердия как нравственного качества школьника.
20. Методы педагогической коррекции в контексте гуманистического подхода на уроках и во внеурочной деятельности.
21. Семья как фактор социализации личности старшего школьника.
22. Интернациональное воспитание старших подростков.
23. Воспитание коммуникативных качеств у старшеклассников сельской школы.
24. Индивидуальный подход как одно из условий успешной социализации выпускников школ-интернатов.
25. Взаимодействие классного руководителя с семьей как условие личностного роста школьника.
26. Методы стимулирования просоциального поведения подростков.
27. Проектная деятельность старших подростков как средство развития коллектива.
28. Формирование позитивно-настойчивого стиля взаимодействия в конфликтных ситуациях как одно из условий коррекции самооценки старшеклассников.
29. Психолого-педагогические условия формирования позитивной Я-концепции у школьников.
30. Освоение старшеклассниками основ делового этикета как условие и средство их профессионального самоопределения.
31. Влияние современных молодежных организаций и движений на становление личности подростка.
32. Профессионально самоопределение старшеклассников в процессе обучения в общеобразовательной школе.
33. Педагогическая система работы гувернера.
34. Психолого-педагогические средства коррекции девиантного поведения в подростковом возрасте.
35. Конфликт в педагогическом процессе: сущность, особенности и пути их решения.
36. Ориентация учащихся подросткового возраста на освоение толерантности как общечеловеческой ценности во внеурочной деятельности.
Вопросы к экзамену:
1. Раскройте сущность, задачи педагогического общения. Образование как общественное явление и педагогический процесс.
2. Охарактеризуйте основные категории воспитательного процесса.
3. Раскройте особенности педагогического взаимодействия в рамках различных воспитательных подходов (аксиологический, культурологический, деятельностный, личностно-ориентированный и др.).
4. Представьте общую характеристику методов педагогического исследования. Перечислите оптимальные методы исследования личности учащихся и ученических коллективов. Раскройте возможности педагогической диагностики.
5. Раскройте сущность воспитания как целостной динамической системы.
6. Покажите диалектику и динамику воспитательного процесса. Через объектность и субъектность в нем воспитанника.
7. Раскройте общие закономерности и принципы воспитания.
8. Проанализируйте различные подходы к классификации методов воспитания. Укажите достоинства и недостатки каждого подхода.
9. Покажите возможности методов формирования сознания в решении задач нравственного становления личности.
10. Раскройте особенности формирования культуры межнационального общения в учебно-воспитательном процессе.
11. Выявите эффективность различных форм воспитания (мероприятие, воспитательное дело, КТД, игра и др.) в решение задач духовно-нравственного воспитания и этического просвещения.
12. Определите возможности разных форм воспитательной работы в решении задач гражданского и патриотического воспитания.
13. Покажите эффективность разных форм воспитания (мероприятие, воспитательное дело, КТД, игра и др.) в решение задач экономического воспитания.
14. Проведите педагогический анализ концепции коллектива А.С. Макаренко. Охарактеризуйте её эффективность в современных социально-педагогических условиях.
15. Проанализируйте современных подходов (Лутошкин А.Н., Новикова Л.И., А Нейл, Л. Кольберг и др.) к созданию ученического коллектива как среды становления и развития личности учащегося.
16. Охарактеризуйте особенности современных детских и юношеских объединений в России с позиции социализации.
17. Охарактеризуйте основные направления социально-педагогической деятельности классного руководителя (куратора, классного наставника, классного воспитателя, тьютора).
18. Охарактеризуйте основные методологические подходы к организации воспитательной деятельности (аксиологический, культурологический, деятельностный, личностно-ориентированный и др.). Приведите примеры построенных на их основе современных концепций воспитания.
19. Обоснуйте состоятельность воспитания как ведущего фактора развития личности.
20. Охарактеризуйте основные направления педагогической деятельности и особенности взаимодействия субъектов социального воспитания ( школа, учителя, семья).
21. Раскройте возможности методов опыта деятельности и опыта поведения в решении задач воспитания.
22. Покажите возможности методов стимулирования в воспитании личности.
23. Охарактеризуйте методы контроля, оценки и самооценки в решении задач воспитания личности.
24. Определите возможности различных форм воспитательной работы в решении задач трудового воспитания и профориентации.
25. Определите возможности различных форм эстетического воспитания.
26. Раскройте сущность, принципы и механизмы социализации.
27. Охарактеризуйте факторы, институты и стадии социализации.
28. Обоснуйте задачи и содержание социального воспитания на современном этапе.
29. Сравните различные формы взаимодействия семьи и школы с точки зрения их педагогических возможностей.
30. Раскройте особенности воспитательной работы с детьми, имеющими особенные образовательные потребности.
31. Охарактеризуйте как общественное явление и педагогический процесс.
32. Проанализируйте законодательство РФ об образовании.( Правовая норма и ее признаки. Виды источников права).
33. Проведите анализ международных правовых актов системы образования.
34. Охарактеризуйте основные нормативно-правовые документы, отражающие государственные требования к деятельности образовательного учреждения.
35. Проанализируйте устав образовательного учреждения как основнойучредительный документ: содержание, правила его оформления и утверждения, порядок внесения изменений и дополнений в Устав образовательного учреждения. Локальные нормативные правовые акты образовательного учреждения.
36. Обоснуйте права ребенка и формы их правовой защиты с позиции конвенция о правах ребенка.
37. Проведите анализ прав личности на образование( проблемы реализации, формы получения образования, правовой статус учащихся образовательных учреждений).
38. Проанализируйте права и обязанности работников образовательных учреждений. (Право на аттестацию педагогических работников и его нормативно-правовое обеспечение).
39. Проанализируйте права и обязанности родителей (законных представителей) в образовательных отношениях.
40. Охарактеризуйте различные типы и виды образовательных учреждений.
41. Проведите классификацию образовательных учреждений по их организационно-правовой форме.
42. Проанализируйте программу модернизации педагогического образования с позиции обеспечения качества и инновационных подходов.
43. Раскройте государственно-общественный характер управления системой образования.
44. Проанализируйте основные принципы управления педагогическими системами.
45. Раскройте сущность внутришкольного контроля и регулирования в управлении.
46. Охарактеризуйте основные функции управления школой.
47. Докажите необходимость взаимодействия социальных институтов в управлении педагогическими системами.
48. Проанализируйте необходимость повышения квалификации учителей. Проблема аттестации кадров.
Список рекомендуемой литературы:
1. Аджиева Е. М., Сластенина В. А., Методика воспитательной работы. Учебное пособие для вузов.: - "Академия/Academia", 2008 г., 160 с.
2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.,1995.
3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - М, 1998.
4. Барышникова С.В. Трудный выбор классного руководителя: Методическое пособие по организации воспитательной деятельности в классе.: (Материалы для специалиста образ. учр.)/ Барышникова С.В. - СПб.: КАРО, 2003.
5. Беликова Е. В. Теория и методика воспитания. Конспект лекций. - М.: ЭКСМО, 2008. - 160 с.
6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М, - 1980.
7. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебник для вузов/ Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2004. - 300 с.
8. Борытко Н. Технологизация работы классного руководителя/ Борытко Н. //Воспитательная работа в школе. - 2004. - №6 - С. 52 — 57.
9. Воронов В. Классному руководителю. Разнообразие форм воспитательной работы/ В. Воронов // Лучшие страницы педагогической прессы. - 2001. - №6 - С. 64-70.
10. Воспитание нравственной личности в школе: пособие для руководителей учреждений образования, педагогов организаторов, классных руководителей / под. ред. Профессора К.В. Гавриловец. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. – 226 с.
11. Воспитание характера. Проблемы и поиск решения: Пособие для учителей, классных руководителей, менеджеров образования и студентов - будущих учителей/ Ред. М. И. Шилова. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2007. - 168 с.
12. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Ред. И. А. Колесникова, Ред. В. А. Сластенин. - М.: Академия, 2005. - 336 с.
13. Головнева, Е. В..Теория и методика воспитания: учебное пособие/ Е. В. Головнева. - М.: Высш. шк., 2006. - 256 с.:
14. Гриценко, Л.И.. Теория и меодика воспитания: личностно-социальный подход: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.И. Гриценко. - М.: Академия, 2005. - 240 с.
15. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник/ Г. М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. - 528 с.
16. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2001. - 176 с.
17. Конвенция о правах ребенка. Принята 44-й сессией Генеральной ассамблеей ООН (1989) // Международная зашита прав и свобод Человека: Сборник документов. - M.1990.
18. Кульневич, С.В. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию: Практическое пособие/ С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - Ростов н/Д: Учитель, 2000.
19. Лихачев, Б.Т.. Педагогика.Курс лекций : Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК/ Б.Т. Лихачев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-М, 2001. - 607 с.
20. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М., 1986.
21. Маленкова, Л.И.. Теория и методика воспитания: Учебник/ Л.И. Маленкова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 480 с.
22. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Ред. В. А. Сластенин. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 160 с.
23. Морозова Н. Обобщенное представление современных российских концепций воспитания // Классный руководитель. - 2002. - № 5. - С. 31 — 70.
24. Мудрик, А. В.. Социальная педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений/ А. В. Мудрик. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2007. - 224 с.
25. Педагогика: учебное пособие/ ред. П. И. Пидкасистый. - М.: Высшее образование, 2008. - 430 с.
26. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2000.
27. Селевко Г.К. Энциклопедия современных образовательных технологий: В 2 т. - М.: НИИ школьных технологий, 2006 г.
28. Сергеева, В.П. Технология деятельности кл. руководителя в воспитательной системе школы: Монография/ В.П. Сергеева. - М.: ЦГЛ, 2004. - 128 с.
29. Смагина Л.И. Уроки будущим мужьям и женам: жизнь вне стен интерната: пособие / Л.И. Смагина, А.С. Чернявская. – Минск: Кавалер Паблишерс, 2006. – 108 с.
30. Стефановская, Т. А.. Классный руководитель : функции и основные направления деятельности: учебное пособие/ Т. А. Стефановская. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 192 с.
31. Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. – М.: Педагогика, 1982.
32. Шилова М.И. Пути повышения эффективности процесса нравственного воспитания школьников: Учебно-методическое пособие. – Красноярск: КГПУ, 1978.
33. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. – Красноярск: Изд-во КГПУ, 2007.
34. Шилова М.И., Малиновская Н.И. Теория и практика воспитания черт характера младших школьников в урочной и внеурочной деятельности: Пособие для студента и учителя. – Красноярск: РИО КГПУ, 2001.
35. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. – Красноярск, 1991.
36. Шилова М.И. Теория и методика воспитания: традиции и новации: Избранные педагогические труды/ М. И. Шилова. - Красноярск: Универс, 2003. - 712 с.
37. Шилова М.И. Региональные концепции и программа-ориентир воспитания детей и молодежи Красноярского края до 2012 года (проект) — Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2009. - 88 с.
38. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М.: Педагогическое общество России. 2000.
39. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие/ Н.Е. Щуркова. - СПб.: Питер, 2005. - 366 с.
40. Щуркова Н.Е. Лекции о воспитании// Классный руководитель. - 2010. - № 1. - С.116 — 128.
Модуль V