Особенности организации и руководства сюжетно - отобразительной игрой 1 младшей группе
Билет №11
1. Теории психического развития: периодизация психосоциального развития Э. Эриксона.
2. Педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах: основные приемы руководства, принципы организации.
3. Методы и приемы формирования знаний о музыке. Формы организации детской музыкальной деятельности. Виды музыкальных занятий.
1. Большое влияние на возникновение первых концепций детского психического развития оказала теория Дарвина, который впервые сформулировал идею о том, что развитие, генезис подчиняются определенным законам. Затем Геккель и Мюллер создали знаменитый биогенетический закон: в ходе внутриутробного развития животное или человек повторяют кратко те стадии, которые проходит данный вид в своем филогинезе ( развитие мира живых организмов в целом). Одной из первых сложившихся психологических школ стала научная школа, основанная Зигмундом Фрейдом, и получившая название школы психоанализа. Первоначально психоанализ возник как метод лечения психических и нервных заболеваний. Полученные психологические наблюдения позволили З.Фрейду создать целостное направление в психологии, исследующее глубинные чувства и переживания человека. Психоаналитическая теория – психич раз-ие – ледствие перемещения жизненной энергии из одной части тела в другую, из-за чего возникают характерные для данного возраста интересы, влечения, доминирующие тенденции.Теория Эриксона «Эпигенетическая теория психо-социального развития»возникла из практики психоанализа. Принимая структуру личности Фрейда, он создал психоаналитическую концепцию «Я и общество» . Обратил на роль «Я» в развитии личности. Условиями для которого являются требования, предъявляемые к человеку в разные возрастные периоды обществом. Эриксон считал, что движущей силой развития является среда, а не наследственность. Выделяет 8 периодов развития: младенческий возраст (сенсорный период), раннее детство(1 – 3г.), возраст игры (3-5 лет), школьный (5-12 лет), подростковый (12-18 лет), молодость (18-25 лет), зрелость (25-50 лет), старость (после 50 лет)
На каждой стадии общество ставит перед личностью определенную задачу и задает содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Так, задача младенческого возраста – формирование базового доверия к миру, преодоления чувства разобщенности с ним и отчуждения. Задача раннего детства – борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость и самостоятельность. Задача игрового возраста – развитие активной инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания. В период обучения в школе встает задача формирования трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда, В подростковом и раннем юношеском возрасте появляется задача первого цельного осознания себя и своего места в мире; Задача конца юности и молодости – поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей, преодолевающих чувство одиночества. Задача зрелого периода – борьба творческих сил человека против косности и застоя. Период старости характеризуется становлением окончательного цельного представления о себе, своем жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию.
Решение каждой из этих задач, по Э. Эриксону, сводится к установлению определенного динамического соотношения между двумя крайними полюсами. Достигаемое на каждой стадии равновесиезнаменует собой приобретение новой формы эго-идентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкое социальное окружение. Переход от одной формы эго-идентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы – это не болезни личности, не проявления невротических расстройств, а «поворотные пункты» развития.
2. Ведущей деятельностью детей - дошкольников, и тем более младших, является игра. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. В ФГОС игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития.
Известно, что сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой.
Содержание образовательной области «Социализация»: развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Среди авторов современных педагогических технологий сюжетно-ролевых игр выделяют: Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткову, С.Л. Новоселову.
Для этих авторов характерна следующая позиция: игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. Самое сложное и важное для педагога – обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить распределять роли, доводить до конца задуманное.
Особенности организации и руководства сюжетно - отобразительной игрой 1 младшей группе
Планируется :
- в процессе непосредственно – образовательной деятельности в форме игрового упражнения, индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной , в малой группе
- в ходе режимных моментов
- в самостоятельной деятельности детей.
Роль педагога : Главное действующее лицо – вовлекает в игру, представляет детям возможность выбора (вида игры, сюжета, роли, стимулирует детей к пользованию предметов заместителей, способствует эмоционально – насыщенной атмосфере в игре
Особенности руководства и планирования сюжетно – ролевой игрой
во 2 младшей группе Планируется
- в процессе непосредственно – образовательной деятельности в
форме игрового упражнения, индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной, в малой группе;
- в ходе режимных моментов
- в самостоятельной деятельности детей.
Роль педагога
- при сговоре на игру - главное действующее лицо - стимулирует, направляет игровое общение детей. Предлагая малышу игрушку, спрашивает у ребёнка, с кем бы ему хотелось поиграть, располагает детей к общению. Помогает распределять роли, подобрать нужные атрибуты.
- Включается в игру во второстепенной роли.
Показателями успешного формирования ролевого поведения у детей 4го года жизни являются следующие:
развертывание детьми в самостоятельной деятельности
специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на
кукольных персонажей;
парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее
называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.
Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала.
Особенности руководства и планирования сюжетно – ролевой игрой
в средней группе
Планируется
- в процессе непосредственно – образовательной деятельности в
форме индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной , в малой группе
- в ходе режимных моментов
- в самостоятельной деятельности детей в форме совместной со сверстниками игре.
Роль педагога
- при сговоре на игру – помогает распределить роли и развить новые сюжетные лини в знакомых играх, учит вспоминать самое интересное из своей жизни – вносить в игру.
- при обсуждении содержания игры – репликой, советом , напоминанием актуализирует их личный опыт.
- Включается в игру во второстепенной роли; участника, партнера детей в этом творческом процессе.
Воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации.
Особенности руководства и планирования сюжетно – ролевой игрой в старшей и подготовительной к школе группах.
Планируется
- в процессе непосредственно – образовательной деятельности в
форме индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной , в малой группе
- в ходе режимных моментов
- в самостоятельной деятельности детей в форме индивидуальной игры и совместной со сверстниками игре.
Роль педагога (в ходе игры второстепенная)
Учитывает дружеские привязанности между детьми при организации совместных игр
Объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом, развивает умение договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность
Включает в игру застенчивых детей способствует поло -ролевой социализации мальчиков и девочек в игре.
необходимо овладение более новым сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением.
Итак, при руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи: развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление нх содержания); использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей, руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
3. Все педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкально-образовательной деятельности. Наглядно-слуховой метод (звучание произведения в «живом» исполнении или в грамзаписи) всегда сопровождает рассказ педагога о музыке. Использование наглядных приемов, например контрастных сопоставлений различных видов (контраст стилей, жанров, контраст внутри жанра, контраст настроений и т.д.), облегчает усвоение определенных знаний, заинтересовывает детей, придает обучению проблемный характер. Наглядно-зрительный метод в музыкально-образовательной деятельности также применяется широко: показ репродукций картин, игрушек, изображений инструментов, портретов композиторов; Практический метод (показ приемов исполнения, вариантов творческих импровизаций и т.д.), закрепление на практике полученных знаний(игра на шум.инст., муыкально-ритм.дв.)
Музыкально-дидактические игры и пособия, объединяющие слуховую, зрительную наглядность, слово, а также практические действия детей, способствуют осознанному усвоению и закреплению знаний.Музыкальные понятия и термины дети усваиваютя с постепенно начиная с раннего и младшего дошкольного возраста. Вначале ребята не употребляют их в речи, а лишь учатся понимать. Педагог разъясняет новые понятия, (металлофон, треугольник, маракас, свистулька , оркестр, дирижер и т.д.)иллюстрирует их музыкой, образным словом, зрительной наглядностью. В дальнейшем некоторые термины входят в активный словарь детей.
К формам организации музыкальной деятельностидетей относятся занятия, музыка в повседневной жизни детского садаимузыкальное воспитание в семье.
Занятия — основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры. Занятия предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей. Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии, — вызвать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства.
Атмосфера эмоционального подъема, заинтересованность детей повышают результативность занятий. На занятиях решается одна из важнейших задач музыкального воспитания — развитие музыкальных способностей. Это происходит в активной деятельности.
Виды музыкальных занятий. Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам и фронтальные в зависимости от числа участвующих в них детей.