Методика исследования коммуникативных установок личности.

Кафедра педагогики и психологии семьи

Программа «Психолого-педагогическое сопровождение семьи»

Зачетная работа

по учебной дисциплине

«Практикум по диагностике семьи»

(Модуль «Технологии изучения семьи»)

Задание 2.4

«Практикум по проектированию расширенной педагогической диагностики семьи»

Выполнена:

студентками 2 курса,4 группы бакалавриата

Розовой Марией

Воронцовой Ульяной

Преподаватель:

Дерманская Татьяна Павловна

Санкт – Петербург

2013г.

Аннотация.

В современных российских школах довольно часто встречается проблема академической неуспеваемости учащихся. Её проявления могут наблюдаться в любом возрасте и иметь различные причины возникновения. Но чаще всего данная проблема проявляется в подростковом возрасте. По нашему мнению существующие методы диагностики и устранения данной проблемы не удовлетворяют запросы современного общества.

В связи с этим, нами было принято решение о проектирование расширенной психолого-педагогической диагностики семейной и школьной среды подростка.

Для удобства, мы создали данный проект на примере одной единственной семьи.

Информация о семье:

Семья полная нуклеарная.

Отец (44),Мать(32),Дочь(15),Дочь(10),Сын(4),Дочь(2)

Проблема: Резкое ухудшение академической успеваемости старшего ребёнка.

Цель проекта:Диагностировать различные сферы взаимоотношений подростка, для выявления причин его академической неуспеваемости в школе. И используя полученные результаты составить программу коррекции ,которая позволит устранить или сгладить воздействие факторов на успеваемость подростка.

Задачи: (нужно сформулировать красиво!)

Изучить :

подросток и родители

подросток и одноклассники

подросток и педагоги

подросток и « я»

Основное содержание:

Для достижения поставленной цели, необходимо провести комплексное обследование выделенных нами сфер взаимоотношений подростка.

Для каждой сферы нами были подобраны комплекты психолого-педагоических методик, результаты которых помогут нам создать более полную картину данной ситуации и составить список всех причин, которые могут повлиять на снижение академической успеваемости.

Нами были выделены следующие сферы взаимоотношений подростка:

· Подросток и родители.

Методики для диагностирования данной сферы:

1. Методика « Взаимодействие родитель – ребёнок»
Описание.Методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку одной стороны — родителей, но и видение взаимодействия с другой стороны — с позиции детей.
Опросник "Взаимодействие родитель–ребенок" является "зеркальным" и содержит две параллельных формы: для родителей и для детей.

2. Методика «Детско-родительские отношения подростков» П.Трояновской (ДРОП)

Описание. Даёт полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений глазами подростков.

· Подросток и педагог.

Для анализа этой сферы взаимоотношений необходимо провести диагностику всех педагогов учебного заведения, по дисциплинам которых наблюдается снижение успеваемости. Выявить факторы, которые могут влиять на отношение ребёнка к предмету .А так же продиагностировать общее отношение подростка к обучению и к педагогам.

Методики для диагностики педагога.

1) Методика «Анализ учителем стиля своей педагогической деятельности»

( http://sbiblio.com/biblio/archive/ilin_difi/08.aspx)

Назначение теста

Анализ учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности и формулирование рекомендаций по совершенствованию этого стиля.

Описание

В основу методики положен подход, разработанный А.М.Марковой совместно с А.Я.Никоновой.

В основу различения стиля в труде учителя авторами были положены следующие признаки:

· содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда,

· развертывание учителем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде);

· динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и т.д.);

· результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету).

2) Методика исследования осознаваемых и неосознаваемых компонентов отношения учителей к ученикам различной успеваемости.( Пазухина С. В. Психологическая диагностика типов отношения будущих педагогов и учителей к учащимся)

Описание теста

Выявляет уровень осознания учителями их отношения к ученикам различной успешности в обучении.

(http://www.shkoleniy.ru/docs/463/index-789045-2.html?page=10

http://do.gendocs.ru/docs/index-98379.html?page=13)

Методика исследования коммуникативных установок личности.

А.Н.Ивашов, Е.В. Заика(http://psinovo.ru/10_psichodiagnostika_mezhlichnostnich_otnosheniy/10_5_issledovanie_kommunikativnich_ustanovok_lichnosti.html)

Описание.

Данная методика выявляет доминирующие позиции в поведении и типа общения, коммуникативные качества, которые отражаются на взаимодействии человека с другими людьми, на стиле его деловых и личных взаимоотношений.

4) Методика экспресс-диагностики педагогической направленности учителя /Митина, 2010, с. 133-136/

Описание

Позволяет определить моно/полинаправленность личности учителя и уровень выраженности (в интервале от 0 до 10) следующих типов педагогической направленности:

· Направленность на преподаваемый предмет.

· Направленность на общение.

· Направленность на организационные моменты.

· Направленность на просветительство.

Методика является модификацией Ю.А. Корреляковым опросника оценки профессиональной направленности личности учителя Е.И. Рогова /1994/, состоит 40 утверждений, объединенных по 10 утверждений в 4 шкалы, соответствующих указанным типам педагогической направленности.

Методики для диагностики ученика.

1) Анкета «Учитель — ученик» (Тест взят из книги: Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. М., 1998. С. 356)

Описание

В анкету включено 24 вопроса, выявляющих отношение учеников к учителю по трем параметрам (по 8 вопросов) — гностическому, эмоциональному, поведенческому.

2) ПТО (Проективный тест отношений) (Методические материалы к программному комплексу Лонгитюд-ЭДК. Экспертная система Лонгитюд. Экспериментально-диагностический комплекс (ЭДК). 8-е издание, переработанное и дополненное (соответствующая версия программы: 10.2.25) / Под ред. С. А. Мирошникова – СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2010. 196 с.)

Описание

Проективный тест отношений – позволяет получить качественную оценку эмоционального отношения обследуемого по нескольким блокам: Учебные предметы. Педагоги. Школа. Семья. Я. Общая комфортность.

Тест основан на возможности получения цветовых ассоциаций к значимым лицам и социальным стимулам независимо от возраста, образования, интеллектуального уровня обследуемых людей.

3)Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (Филипса)

( http://azps.ru/tests/tests_philips.html)

Описание

Изучает уровень и характер тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

1) Подросток – сверстники.

1) Методика «Цветовая социометрия»

Описание

Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими.

2)Методика «Мишень»

Описание

Методика представляет собой тест, который помогает узнать, как подростки сами оценивают позицию в коллективе и какой они ее хотят видеть?

Социометрия

Описание

Путём «лобового» опроса выявляет индивидуальные межличностные предпочтения учащихся. Социальный педагог, или психолог, работает с группой в це­лом, «фронтально», в то время как каждый из испытуемых отвечает на 1 или 2 вопроса, не советуясь с другими членами обследуемого коллектива (класса).Вопросы должны формулироваться в такой форме, которая бы предполагала в ка­честве ответа перечисление фамилий некоторых его товарищей по груп­пе.

Наши рекомендации