Тема 7. Традиционные и инновационные теории воспитания
Тема 1. Современные образовательные парадигмы и актуальные педагогические проблемы
Основные понятия и категории педагогики. Предмет и задачи педагогики. Педагогический процесс
1. Перспективные тенденции развития образования.
2. Образовательные системы России и зарубежных стран (Великобритания, США, Япония, Германия, Финляндия, Израиль и др.).
3. Образовательная политика и модернизация систем образования.
4. Суть педагогических категорий: образование, обучение, воспитание, педагогический процесс.
5. Педагогика как наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и развития человека.
6. Понятие о целостной педагогической системе.
7. Бинарность педагогических систем.
Тема 2. Методология педагогического исследования
1. Этапы педагогического исследования
2. Методы педагогического исследования.
3. Объект, предмет и субъекты педагогического исследования
4. Наблюдение и эксперимент как методы
педагогического исследования
5. Актуальные направления педагогических исследований
Тема 3. Дидактика как наука о теориях образования и
Технологиях обучения
1.Предмет и актуальные проблемы дидактики.
2. Современные дидактические концепции.
3. Сущность и структура обучения.
4. Понятие развивающего обучения, законы и закономерности обучения.
5.Принципы обучения.
6. Содержание обучения (отбор учебного материала, учебный план,
программы, учебники).
Тема 4. Современные образовательные технологии
1. Понятие «территории» и «технологии» обучения.
2. Виды обучающих технологий (поискоко-исследовательская, критериально-ориентированного обучения, моделирующая и т.д.).
3. Информационные технологии.
4. Авторские технологии.
5. Личностно-ориентированные технологии в обучении.
6. Общение и его средства в деятельности педагога.
Тема 5. Формы организации учебного процесса.
1. Понятие о формах организации образовательного процесса. Их историческое развитие.
2. Общие формы организации учебной деятельности.
3. Урок как основная форма организации обучения в школе, роль учителя в его подготовке и организации.
4. Другие формы организации обучения в школе и вузе (лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспуты, конференция и т.д.).
5. Трехмерная модель систематики форм и организации обучения.
Тема 6. Методы и методические системы обучения
1. Понятие о методах и приемах обучения, их классификация как основа для выбора методов.
2. Понятие о методической системе. Выбор доминирующего типа обучения (сообщающее, программирование, проблемное).
3. Личностно-ориентированное обучение.
4. Обучение творческому саморазвитию.
5. Средства организации и управления педагогическим процессом.
Тема 7. Традиционные и инновационные теории воспитания
1. Характеристика основных подходов к воспитанию: личностный, деятельностный, культурологический, ценностный, гуманистический.
2. Приоритетные стратегии воспитания.
3. Педагогические условия, споособствующие воспитанию физически и духовно здоровой личности.
4. Принцип выбора и вариативности.
5. Этические правила учителя.
6. Основные формы и образовательные задачи.
7. Воспитание гуманиста и патриота.
8. Педагогические условия, способствующие воспитанию трудолюбивой, конкурентоспособной личности.
9. Творческое саморазвитие.
Тема 8. Семейное воспитание.
1. Современные проблемы и тенденции семейного воспитания.
2. Развитие и саморазвитие личности в семье.
3. Семья – субъект педагогического воздействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
Тема 9. Учитель и ученики. Их творческое самообразование.
1. Целостный подход к изучению личности учителя.
2. Профессионально важные качества педагога.
3. Концепция творческого саморазвития учителя.
4. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
5. Концепция творческого саморазвития учащихся.