Тема 7. Традиционные и инновационные теории воспитания

Тема 1. Современные образовательные парадигмы и актуальные педагогические проблемы

Основные понятия и категории педагогики. Предмет и задачи педагогики. Педагогический процесс

1. Перспективные тенденции развития образования.

2. Образовательные системы России и зарубежных стран (Великобритания, США, Япония, Германия, Финляндия, Израиль и др.).

3. Образовательная политика и модернизация систем образования.

4. Суть педагогических категорий: образование, обучение, воспитание, педагогический процесс.

5. Педагогика как наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и развития человека.

6. Понятие о целостной педагогической системе.

7. Бинарность педагогических систем.

Тема 2. Методология педагогического исследования

1. Этапы педагогического исследования

2. Методы педагогического исследования.

3. Объект, предмет и субъекты педагогического исследования

4. Наблюдение и эксперимент как методы

педагогического исследования

5. Актуальные направления педагогических исследований

Тема 3. Дидактика как наука о теориях образования и

Технологиях обучения

1.Предмет и актуальные проблемы дидактики.

2. Современные дидактические концепции.

3. Сущность и структура обучения.

4. Понятие развивающего обучения, законы и закономерности обучения.

5.Принципы обучения.

6. Содержание обучения (отбор учебного материала, учебный план,

программы, учебники).

Тема 4. Современные образовательные технологии

1. Понятие «территории» и «технологии» обучения.

2. Виды обучающих технологий (поискоко-исследовательская, критериально-ориентированного обучения, моделирующая и т.д.).

3. Информационные технологии.

4. Авторские технологии.

5. Личностно-ориентированные технологии в обучении.

6. Общение и его средства в деятельности педагога.

Тема 5. Формы организации учебного процесса.

1. Понятие о формах организации образовательного процесса. Их историческое развитие.

2. Общие формы организации учебной деятельности.

3. Урок как основная форма организации обучения в школе, роль учителя в его подготовке и организации.

4. Другие формы организации обучения в школе и вузе (лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспуты, конференция и т.д.).

5. Трехмерная модель систематики форм и организации обучения.

Тема 6. Методы и методические системы обучения

1. Понятие о методах и приемах обучения, их классификация как основа для выбора методов.

2. Понятие о методической системе. Выбор доминирующего типа обучения (сообщающее, программирование, проблемное).

3. Личностно-ориентированное обучение.

4. Обучение творческому саморазвитию.

5. Средства организации и управления педагогическим процессом.

Тема 7. Традиционные и инновационные теории воспитания

1. Характеристика основных подходов к воспитанию: личностный, деятельностный, культурологический, ценностный, гуманистический.

2. Приоритетные стратегии воспитания.

3. Педагогические условия, споособствующие воспитанию физически и духовно здоровой личности.

4. Принцип выбора и вариативности.

5. Этические правила учителя.

6. Основные формы и образовательные задачи.

7. Воспитание гуманиста и патриота.

8. Педагогические условия, способствующие воспитанию трудолюбивой, конкурентоспособной личности.

9. Творческое саморазвитие.

Тема 8. Семейное воспитание.

1. Современные проблемы и тенденции семейного воспитания.

2. Развитие и саморазвитие личности в семье.

3. Семья – субъект педагогического воздействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

Тема 9. Учитель и ученики. Их творческое самообразование.

1. Целостный подход к изучению личности учителя.

2. Профессионально важные качества педагога.

3. Концепция творческого саморазвития учителя.

4. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

5. Концепция творческого саморазвития учащихся.

Наши рекомендации