Сущность дошкольной педагогики
Дошкольная педагогика — это особая, специфическая область общественной жизни, которая во многом отражает идеологию и уровень развития общества. Специфика дошкольной педагогики определяется в первую очередь своеобразием возраста детей (дошкольным) и отношением общества к детям данного возраста. Это отношение имеет несколько аспектов: философский, идеологический, психолого-педагогический, социально-экономический. Остановимся на данных аспектах подробнее.
В основе любой педагогической системы всегда лежат определенные философские представления о человеке, та или иная философская антропология. В этих представлениях в самых общих чертах находят отражение такие важные вопросы, как место человека в мире, его сущность, истоки его способностей, его "строение", уровни его функционирования и т. д. Все это задает направление в развитии человека, определяет закономерности его формирования, которые становятся ориентирами для педагогики. Особую важность философские основания имеют для начальных этапов становления человека, когда складываются наиболее фундаментальные личностные качества, определяющие дальнейший ход его развития. Философские основания той или иной педагогической системы могут быть представлены более или менее развернуто или могут даже не упоминаться, но в осознанной или неосознанной форме они всегда присутствуют и задают стратегию педагогического процесса. Так, в одних педагогических системах главные человеческие способности и индивидуальность человека рассматриваются как изначально заложенные природой или Богом; соответственно задача воспитания состоит в том, чтобы оберегать этот изначальный потенциал и не мешать его развитию. В других системах человек рассматривается как продукт общественных отношений или социального научения, поэтому задачей воспитания становится целенаправленное обучение детей и усвоение ребенком существующих в обществе норм и правил поведения.
С философскими представлениями о человеке тесно связан идеологический аспект воспитания, который задает его цели и ценности. Каждая педагогическая система всегда основана на тех или иных ценностных установках, которые приняты в обществе и определяют конечные цели образования. Например, в западных демократических странах, где главными ценностями являются свобода и ответственность, образование направлено на воспитание независимости и ответственности за свои действия, воспитание способности работать самостоятельно и индивидуально. В восточных странах на первый план выходят такие ценности, как общность, умение работать в коллективе, ориентироваться на общие цели.
Образование человека — процесс сложный и многоаспектный, включающий такие линии развития, как умственное, физическое, эмоциональное, эстетическое, нравственное, коммуникативное и др. Какие из этих линий являются наиболее важными и ценными? Что составляет главную цель педагогического процесса, а что считается второстепенным? Все это определяется идеологией общества или идеологическими установками конкретного автора той или иной педагогической системы. Однако даже в тех случаях, когда целью воспитания провозглашается всестороннее и гармоничное развитие личности (как, например, было в государственной программе советского дошкольного образования), какие-то определенные линии развития превалируют. В советской системе явный приоритет отдавался умственному воспитанию (по методической оснащенности, по проработанности, по времени и вниманию, которое уделялось этой линии развития). В последние годы, когда в нашей стране произошла смена идеологических установок, в дошкольном образовании предпочтение отдается личностно-ориентированной педагогике. Первостепенными становятся гуманизация и гуманитаризация образования, уважение к личности ребенка, организация общения с детьми, вариативность педагогических систем и пр. В то же время каждая программа дошкольного воспитания формулирует и обосновывает свои цели и задачи образования, которые определяют приоритетные направления в образовании и конкретные психолого-педагогические методы.
Если целевые идеологические установки программы образования задают ценностные ориентиры, т. е. определяют, что необходимо формировать и воспитывать, то педагогические принципы обусловливают методы достижения этих целей, т. е. определяют, как именно данные цели могут быть реализованы. В этой области дошкольная педагогика имеет ярко выраженную специфику, обусловленную своеобразием дошкольного возраста. Ребенок до шести – семи лет не может целенаправленно и сознательно учиться, поскольку учебная деятельность складывается за пределами дошкольного возраста. Вместе с тем доказано, что маленькие дети нуждаются в определенных педагогических воздействиях, которые должны быть адекватны их возрастным особенностям. Учет возрастных особенностей и ориентация на возможности каждого возраста — совершенно необходимое условие при разработке любых педагогических методов. Возрастные особенности дошкольников изучает детская психология, поэтому дошкольная педагогика тесно связана с этой наукой.
О тесной связи дошкольной педагогики и детской психологии свидетельствует, в частности, тот факт, что большинство наиболее популярных в настоящее время программ дошкольного воспитания были созданы психологами или при их активном участии. Методы и результаты многих психологических исследований органично вошли в практику дошкольного воспитания и стали частью педагогических программ.
Развитие дошкольной педагогики, как и многих других сторон общественной жизни, предполагает определенный экономический фундамент. Очевидно, что конкретные организационные формы образования маленьких детей зависят не только от психолого-педагогических методов, но и от уровня материального обеспечения. Количество и качество игрушек и пособий, оснащенность помещений, уровень квалификации педагогов — все это во многом определяется экономическими вложениями в образование маленьких детей. К сожалению, дошкольная педагогика, как правило, не считается приоритетным направлением в экономике. По сравнению с государственной важностью многих других направлений (энергетика, сельское хозяйство, борьба с болезнями и преступностью, обеспечение инвалидов и пенсионеров и т. д.) дошкольная педагогика не выдерживает конкуренции. Вместе с тем мировой опыт показывает, что затраты на воспитание дошкольников не только окупаются, но и дают впоследствии существенную экономию: значительно сокращаются расходы на коррекционную работу, на борьбу с правонарушениями малолетних, предотвращаются многочисленные отклонения в умственном и личностном развитии детей. Вложения в дошкольную педагогику можно рассматривать как своеобразную профилактику многих социальных и педагогических проблем. Такую эффективную форму профилактики могут позволить себе только высокоразвитые страны. Уровень обеспечения образования дошкольников можно рассматривать как своеобразный индикатор развития общества и его отношения к детям.
Дошкольная педагогика выделилась из общей педагогики во 2-й половине 19 в. Это было обусловлено, с одной стороны, развитием детской психологии и становлением её как самостоятельной отрасли знания, а с другой — появлением и распространением воспитательных дошкольных учреждений в связи с вовлечением женщин в фабричное производство.
Существуют различные подходы к определению основных этапов исторического развития дошкольного образования. Л.Н. Литвин на основе учета не только темпов развития и сокращения учреждений, но и изменения целей, задач и содержания воспитательной работы выделяет такие этапы в развитии системы дошкольного воспитания РСФСР: 1) 1917-1920 гг.; 2) 1921-1928 гг.; 3) 1929-1940 гг.
Авторы учебного пособия по истории дошкольной педагогики (М.Ф. Шабаева, В.А. Ротенберг, Н.Б. Мчедлидзе и др.) с учетом логики исторического развития страны дают такую периодизацию отечественного дошкольного образования: начало XX в., 1917-1920 гг., 1921-1930 гг., 1931-1941 гг., 1941-1945 гг., 1945-1960 гг.
В контексте общего хода развития советского общества и пятилетних планов Е.Н. Волковой представлена принципиально иная периодизация развития дошкольного воспитания с 1926 по 1950 гг.: 1926-1929 гг.; 1930-1934 гг., 1935-1945 гг., 1946-1950 гг.
Идея выделения дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки принадлежит немецкому педагогу Фридриху Фребелю (1782—1852). Ф. Фребель является создателем первой системы дошкольного воспитания и основателем детских садов. До него существовали детские приюты, задачи которых сводились к присмотру и уходу за маленькими детьми, но не включали их образование. Фребель одним из первых привлек внимание общественности к необходимости именно педагогической работы с детьми до семи лет. Ему же принадлежит и сам термин "детский сад", который стал общепринятым во всем мире. В самом названии детского учреждения, а также в том, что воспитательницу Фребель называл "садовницей", проявилось особое отношение Фребеля к ребенку, как к цветку, который нужно бережно и заботливо выращивать, не меняя его врожденной природы.
Фребель во многом был первооткрывателем в педагогике. Главные положения его педагогической системы сохраняют свою актуальность и сегодня. До появления системы Фребеля задачи воспитания сводились к развитию ума, расширению знаний и выработке полезных навыков. Фребель вслед за И. Г. Песталоцци стал говорить о целостном, гармоничном воспитании человека. Истинно рациональное воспитание должно одинаково заботиться о развитии познания и творчества, слова и дела, ума и характера. Оно должно развивать человека всесторонне и гармонично, не допуская перегибов и перекосов в какую-либо сторону. Особое значение придавалось развитию творчества ребенка. Во многих своих сочинениях Фребель говорит о необходимости видеть в ребенке с первых минут его жизни творческое существо и развивать его для творчества и "самодеятельности". Именно направленность на развитие творчества и самостоятельности отличает систему воспитания Фребеля от методов обучения, существовавших до него.
Система Фребеля оказала колоссальное развитие дошкольной педагогики и на долгое время завоевала всю Европу. В начале XX в. детские сады связывались исключительно с именем Фребеля и его родиной — Германией. Особой популярностью Фребель пользовался в России, где у него было множество последователей.
Первые детские сады в России, которые стали появляться со второй половины XIX в., работали преимущественно по системе Фребеля. В 1871 г. в Санкт-Петербурге было организовано Фребелевское общество, содействовавшее раннему воспитанию детей и объединившее деятелей культуры, меценатов, педагогов и др. Это общество взяло на себя новую для России задачу — подготовку специальных педагогических кадров для работы с маленькими детьми: детских садовниц и руководительниц детских садов. Фребелевские курсы подготовили за время своего существования (1894—1917 гг.) более 300 "фребеличек", которые открывали свои детские сады, работавшие, естественно, по системе Фребеля.
В начале XX в. широкое распространение получила система дошкольного воспитания, созданная выдающимся итальянским педиатром и педагогом Марией Монтессори (1870—1952). Будучи врачом, она начала разработку методов воспитания детей с умственной отсталостью, а затем пришла к выводу, что эти методы можно успешно применять и в воспитании нормальных детей. Разработанная более 100 лет назад, эта система сохраняет свою популярность и в настоящее время. Многие детские сады США и Европы работают на основе принципов и методов, предложенных М. Монтессори. Широкое распространение получила эта система и в нашей стране.
Главная ценность воспитания в системе Монтессори — это прежде всего индивидуальность ребенка. Стратегия воспитания должна быть направлена на развитие индивидуальной природы ребенка. Так же как воспитатель не может и не должен менять пропорции тела своего ученика, он не может и не должен менять его внутреннюю природу. Монтессори категорически возражала против единой усредненной программы воспитания, против руководства действиями ребенка, против навязывания детям какого-либо учебного материала. Главная забота воспитателя, с ее точки зрения, — сохранять и развивать природную индивидуальность ребенка. Основное условие сохранения и развития детской индивидуальности — это предоставление полной свободы. Свобода есть жизненное условие всякого воспитания. Нельзя ничего навязывать ребенку, заставлять или принуждать его.
Система Монтессори имела большое значение в развитии дошкольной педагогики. Уникальный дидактический материал этой системы практически без изменений просуществовал более 100 лет. Многие пособия этого материала нашли применение в других системах дошкольного воспитания и широко используются в наши дни для развития сенсорики и моторики маленьких детей. Кроме того, эта система на практике продемонстрировала необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку.
Вместе с тем данная система содержит ряд ограничений и противоречий. Так, декларируемый тезис о предоставлении ребенку полной свободы находится в явном противоречии с жесткой регламентацией воспитательных воздействий. Выбор действий ребенка строго органичен предлагаемым дидактическим материалом и жестко предписанными действиями с ним. В результате действия детей становятся однообразными, стереотипными и автоматическими, а значит, не свободными. Педантизм и излишняя регламентация предлагаемых упражнений скорее способствуют "дрессировке" по овладению различными навыками, а не всестороннему развитию личности и индивидуальности ребенка.
Другое противоречие данной системы связано с ее задачами. Выдвигая на первый план задачу умственного и познавательного развития, Монтессори ограничивает сферу воспитания детей работой с сенсорным материалом. Осуществляемые с детьми упражнения по развитию органов чувств обеспечивают лишь выработку элементарных сенсорных дифференцировок, но мало что дают для формирования более сложных форм восприятия и практически совсем не развивают мышление ребенка.
Еще одно важное направление в дошкольной педагогике – вальдорфская педагогика — чрезвычайно интересное и оригинальное направление в педагогической теории и практике, существующее уже более 80 лет. Основателем этого направления был выдающийся философ и педагог Рудольф Штайнер (1861—1925). Именно он в 1919 г. основал первый детский сад в г. Штутгарте при фабрике Вальдорф-Астория (откуда и пошло название этого направления). С тех пор вальдорфские детские сады получили широкое распространение во всем мире, в том числе и в нашей стране. Вальдорфская педагогика содержит массу оригинальных и плодотворных педагогических идей, которые легли в основу практической деятельности многих детских садов. дошкольный педагогика образование россия
Антропософия Р. Штайнера исходит из врожденной позитивной природы ребенка. В самом маленьком человеке уже заложено духовное, высшее начало, определяющее его индивидуальность и уникальность. Главная задача воспитания — помочь раскрыться и развиться этому началу, а не деформировать его. Ребенок самодостаточен и полон жизненных сил, и сам может и должен определять путь своего развития. Всякое вмешательство в его жизнь, всякое давление искажают его природу и принуждают к поступкам, желательным для взрослых, но не для него самого. Таким образом, необходимо отказаться от какого-либо вмешательства в жизнь ребенка, а значит, отказаться от какой-либо методики или программы воспитания. Эти положения обусловили несколько своеобразных "запретов", существенно отличающих деятельность вальдорфских детских садов от других дошкольных учреждений.
Первый из них — это запрет на раннюю интеллектуализацию и обучение. Воспитание в вальдорфском детском саду не рассчитано на развитие интеллекта и раннее обучение. Здесь строго избегают любой нагрузки на память и на мышление до семи лет. Маленький ребенок постигает мир опытным, а не рассудочным путем. Мир абстрактных понятий чужд маленькому ребенку, и не нужно преждевременно вводить в него ребенка, пока не окрепнут его духовные и умственные силы. Штайнер призывает как можно позже прививать ребенку так называемую внешнюю духовность в ее умственной форме. Следует как можно дольше оставлять ребенка в его образно-сказочном мире, не разрушать его воображения и образности.
Поскольку средства массовой коммуникации способствуют преждевременной интеллектуализации, вальдорфская дошкольная педагогика предпочитает запрет (или значительное ограничение) радио-, кино- и телепрограмм. Современные СМИ являются для маленького ребенка источником слишком сильных (и часто негативных) впечатлений, которые оказывают внушающее воздействие. Они действуют на ребенка разрушительно, он не в силах отстоять свой собственный мир и попадает в зависимость от технических средств. Они могут лишить его собственной активности, подавляют его фантазию, многие дети перестают играть, поэтому до определенного возраста необходимо предельно сократить (а лучше вовсе исключить) контакт ребенка со средствами массовой информации.
Еще одно важное своеобразие вальдорфской дошкольной педагогики — это запрет на всякую оценку ребенка. Воспитатели в вальдорфском детском саду избегают всякого вмешательства в свободное развитие ребенка, и оценка как отрицательная, так и положительная, также считается вмешательством в естественное развитие, формой внешней власти взрослого. Ребенок, ожидающий оценки, действует под внешним давлением, страстно желая похвалы или стараясь избежать порицания. При этом он лишается возможности действовать исходя из своей сущности, из любви к самому делу, поэтому не следует фиксировать внимание ребенка на себе самом — не только на его недостатках, но и на его успехах. Дети, слишком рано обретающие самосознание, становятся демонстративными, жаждущими непрерывных похвал. Гораздо важнее в дошкольном возрасте направлять интерес ребенка на какое-либо дело, а не на себя самого.
Поскольку в вальдорфской педагогике нет определенной программы или методики (одно это уже требует высокого мастерства и непрерывного творчества), можно с уверенностью сказать, что воспитатель вальдорфского детского сада — это высокий профессионал, непрерывно работающий над собой, мастер своего дела. В этой педагогической системе просто не может быть "средних" и неквалифицированных воспитателей.