Тема 5. ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Контрольные задания
1. Укажите, какие принципы используются в системе физического воспитания в качестве руководящих положений:
1) общесоциальные и общепедагогические принципы;
2) общеметодические принципы;
3) специфические принципы;
4) общесоциальные, общепедагогические, общеметодические и специфические принципы.
2. Укажите, какие из перечисленных принципов являются общеметодическими:
1) принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации;
2) принцип непрерывности, принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
3) принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок, принцип циклического построения занятий;
4) принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий, принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания.
3. Какой принцип предусматривает оптимальное соответствие задач, средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся?
1) принцип сознательности и активности;
2) принцип доступности и индивидуализации;
3) принцип научности;
4) принцип связи теории с практикой.
4. Какой принцип предусматривает планомерное увеличение объема и интенсивности физической нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма?
1) принцип научности;
2) принцип доступности и индивидуализации;
3) принцип непрерывности;
4) принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий.
5. Укажите, какой принцип обязывает последовательно изменять направленность физического воспитания в соответствии с возрастными этапами и стадиями человека, т. е. применительно к сменяющимся периодам онтогенеза и особенно периодам возрастного физического развития организма:
1) принцип научности;
2) принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания;
3) принцип систематичности и последовательности;
4) принцип всестороннего развития личности.
Запишите выбранные вами ответы на контрольные тесты в таблицу (карточку* ответов).
Номер вопроса | |||||
Номер ответа |
Задания для самостоятельной работы
1. Перечислите специальные методические приемы, способствующие повышению сознательности и активности в физическом воспитании:
1)… 2) … 3) … 4) … 5) … 6) … 7)…
2. Заполните таблицу «Формы практической наглядности в физическом воспитании и их характеристика (назначение и средства)».
Практическая наглядность в процессе физического воспитания | ||
Форма наглядности | Назначение | Средства |
3. Заполните таблицу «Принцип доступности и индивидуализации в физическом воспитании и его характеристика».
Принцип доступности и индивидуализации | |
Назначение | Характеристика |
4. Перечислите критерии (показатели), по которым определяется доступность нагрузок и двигательных заданий в физическом воспитании.
Объективные показатели | Субъективные показатели |
5. Заполните таблицу «Специфические принципы физического воспитания и их характеристика».
Специфические принципы физического воспитания | Характеристика принципов |
Задание с проблемными ситуациями
Тема «Сущность принципов методики физического воспитания»
Проблемная ситуация. Методика лишь тогда ведет кратчайшим путем к цели, когда основывается на верных принципах. Есть ряд принципов, которые выражают главным образом методические закономерности педагогического процесса и в силу этого являются обязательными при решении образовательных задач. Это принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации.
Задание. Попробуйте определить, какие последствия или сбои можно наблюдать при осуществлении педагогического процесса в случае пренебрежения каким-либо принципом. Раскройте устно логику поиска и ответа на данный вопрос с использованием примеров из реального профессионально-педагогического процесса.