Основные процедуры правовых исследований.
Исследовательская процедура
Исследовательская процедура — это не любая произвольно взятая часть исследования, а такая его часть, которая обладает определенной самостоятельностью, автономностью и целостностью, представляет собой своего рода микроисследование, проводимое в рамках всего исследования и направленное на получение совокупного конечного результата. Успех научного исследования является суммарным результатом успешного проведения всех необходимых исследовательских процедур.
Исследовательская процедура, будучи органичной автономной частью исследования, обладает его общими признаками: имеет свой объект, осуществляется с применением соответствующих методов научного познания и обеспечивает получение знаний, без которых дальнейшее продвижение к конечным результатам исследования невозможно.
Научная процедура представляет собой относительно самостоятельную часть научного исследования, осуществляемую в методологически детерминируемой форме и направленную на решение какой-либо конкретной познавательной задачи. Знание исследовательских процедур и их творческая реализация — необходимое условие успешного проведения научного исследования в целом. В научном исследовании наиболее широкое применение находят процедуры описания, классификации, формулирования, объяснения, аргументации и критики определений и понятий.
Описание
Процедура систематизации эмпирического материала, завершающаяся его системным и целостным изложением, называетсяописанием. Характерная особенность описания состоит в том, что оно преследует цель изложения системной информации о каком- либо явлении, процессе, событии, составляющем объект исследования. Описание отвечает на вопрос «что есть или что было?». Тем самым оно остается в пределах эмпирического уровня познания. Описанию органически противопоказаны рассуждения о причинах возникновения и развития исследуемого, о соотношении сущего и должного, закономерного и случайного. Словом, ответы на вопросы «почему?», «по каким причинам?» не входят в компетенцию данной процедуры научного познания, что и отличает ее от аргументирования, объяснения и других процедур теоретического познания, ориентированных на поиск и раскрытие общего, устойчивого, необходимого и закономерного.
Описание состоит из трех стадий: 1) сбора и анализа эмпирического материала; 2) его систематизации; 3) изложения полученных результатов.
Классификация
Классификация понимается как распределение предметов по группам (классам) на основании какого-либо общего признака, свойства, характеризующегося различными формами проявления. При этом каждый обособленный класс образуют явления, представляющие собой какую-либо одну форму признака, взятого основанием классификации.
Классификация состоит из объекта, основания и компонентов (классов).
Объектом классификации всегда выступает определенное множество однородных предметов, явлений, а не какой-либо единичный предмет или отдельное событие. Объект классификации нередко называют наблюдаемой совокупностью.
Основание классификации представляет собой какой-либо признак, присущий объекту, исходя их которого производится классифицирование. Чаще всего этот признак характеризуется разнообразием форм проявления.
Компоненты (классы) классификации — это группы предметов, явлений и т.д., которые выделяются в наблюдаемой совокупности в соответствии с основанием классификации. В основе каждого выделенного класса — определенный вид, форма проявления признака, взятого основанием классификации. В результате получается определенная совокупность компонентов (классов), которые отличаются друг от друга единственным признаком — видом проявления основания классификации.
Научная классификация проводится по каким-либо существенным признакам и способствует более глубокому познанию исследуемой совокупности предметов.
Вспомогательная классификация применяется для отыскания какого-либо единичного предмета из совокупности других аналогичных предметов.
Разновидностью классификации выступает типология. Принципиальное различие типологии и классификации видится в их объекте. Типология имеет объектом наиболее сложные политико-правовые явления, например государство и право. В конечном счете, типология должна приводить к выявлению совокупности закономерностей, общих тенденций и процессов, которые лежат в основе каждого выделенного исторического типа государства и права и которые, по мнению исследователей, обеспечивают устойчивость и развитие политико-правовой надстройки этого периода.
Понятия и их дефиниции
Предметом правовых понятий, могут быть все правовые явления (норма права, механизм правового регулирования, правосознание, правоотношение и др.), правовые процессы (правотворчество, правоприменение, правовая деятельность, правозащита и др.), отдельные компоненты, свойства, связи этих явлений и процессов (гипотеза, диспозиция и санкция, нормативность, формальная определенность, ясность, иерархическая соподчиненность норм права и проч.).
Содержание понятия составляет совокупность признаков, благодаря которой осуществляются обобщение и выделение предмета. Например, понятие «норма права» содержит признаки, отличающие данный вид социальных правил поведения от норм морали, обычаев, религиозных и корпоративных норм, технических норм.
Содержание понятия отражается в его определении (дефиниции). Дать дефиницию — значит назвать совокупность признаков, составляющих содержание понятия. Например, правонарушение мы определяем как виновное противное деяние, совершенное деликтоспособным лицом. Соответственно в это определение входят четыре признака понятия «правонарушение»: 1) виновность, 2) деяние, 3) противоправность, 4) деликтоспособность.
Языковой формой понятия выступает не его определение, а термин — отдельное слово или словосочетание.
Характерной чертой научной терминологии является ее однозначность — каждый термин обозначает строго определенное научное понятие. Смысл же термина раскрывается через определение понятия.
Процедуру формулировки определения понятия следует проводить с учетом логических правил.
Объяснение
Объяснение представляет собой научную процедуру, в которой на основе теоретических или эмпирических знаний раскрываются сущность и (или) структура исследуемого явления, причины его возникновения и функционирования, иные значимые для науки связи и отношения.
Объяснение состоит из трех частей: эксплананса, экспланандума и логической формы, — дедукции и индукции, обеспечивающих получение нового достоверного знания.
Эксплананс (объясняющий) содержит научно обоснованные положения, из которых с необходимостью или вероятностью следует заключение (экспланандум).
Экспланандум содержит заключение, которое с необходимостью или определенной вероятностью вытекает из эксплананса и в котором утверждается или отрицается наличие соответствующих свойства, связи у исследуемого явления, процесса, словом, содержится ответ на вопросы «почему?», «что?» или «каким образом?».
Объяснение может быть дедуктивным или индуктивным.
В правовых исследованиях наиболее широкое применение находят нормативно-правовой (догматический), целевой (телеологический) и функциональный виды объяснений.
Аргументация
Под аргументацией понимается процедура обоснования достоверности (истинности) какого-либо научного положения (утверждения) с использованием других эмпирических, теоретических и методологических положений науки.
В аргументации выделяют три члена: тезис, аргументы, или основания, и демонстрацию.
Критика
Оценка наличного теоретического или эмпирического знания, объективированного в печатных или рукописных источниках, понимается как критика.
Специфика критики как процедуры научного познания состоит в следующем. Ее объектом выступает научное знание, а не объективная реальность, составляющая объект или предмет соответствующей науки. Объектом критики могут стать положения какой- либо правовой теории, школы, доктрины, взгляды отдельного ученого, положения конкретной монографии, иного научного труда либо просто отдельные высказывания по какому-либо вопросу.
Критика может проводиться с самыми различными целями, во- первых, для оценки состояния научных исследований по какому- либо вопросу, научной проблеме, отрасли научного знания, научной значимости отдельной работы; во-вторых, для раскрытия идей правовых школ, теорий, доктрин; в-третьих, для объяснения процессов становления и развития политических и правовых учений в пределах отдельного региона, государства или в планетарном масштабе.
По своей логической природе критика во многом напоминает аргументацию, только проводимую с прямо противоположными целями. Если аргументация проводится для обоснования научного знания, то критика, наоборот, преследует цели выявления фактов неполного соответствия научного знания логическим, методологическим и теоретическим требованиям. Поэтому терминология, используемая в аргументации, с успехом применяется для обозначения соответствующих компонентов критики.
Вопросы для повторения.
1. Дайте понятие исследовательской процедуры.
2. Назовите структуру описания.
3. Чем отличается классификация от типологии?
4. Как соотносится понятие и дефиниция?
5. Охарактеризуйте объяснение как процедуру правового исследования.
6. Охарактеризуйте аргументацию как процедуру правового исследования.
7. В чем отличие аргументации от критики.
Резюме по теме
Для того, чтобы эффективно проводить правовые исследования необходимо знать что представляет собой правовое исследование, его структуру и виды; строго соблюдать стадийность исследования, грамотно формулировать новизну юридического исследования и обоснованно применять процедуры правовых исследований.