Организация опытно-исследовательской деятельности дошкольников.
Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.
Детское экспериментирование – это особая форма опытно-исследовательской поисковой деятельности, которая направлена на развитие наглядно-действенного мышления, возникновения и развития новых мотивов личности; создает условия для самодвижения, саморазвития ребенка.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Основная задача ДОУ: поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой.
Следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.
После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.
Структура детского экспериментирования:
· Цель - развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира;
· Задачи:
- развитие мыслительных процессов;
- развитие мыслительных операций;
- освоение методов познания;
- развитие причинно-следственных связей и отношений;
· Содержание - информация об объектах и явлениях, предметах;
· Мотив - познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?». В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать - научиться – познать»;
· Средства - язык, речь, поисковые действия;
· Формы - элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты;
· Условия - постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций;
· Результат - опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Последовательность детского экспериментирования:
· Проблемная ситуация;
· Целеполагание;
· Выдвижение гипотез;
· Проверка предположения;
· Если предположение подтвердилось, формулирование выводов (как получилось);
· Если предположение не подтвердилось, возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулирование выводов (как получилось).
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
· Как я это делаю?
· Почему я это делаю именно так, а не иначе?
· Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Примерная структура занятия - экспериментирования:
· Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
· Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
· Уточнение плана исследования.
· Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
· Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
· Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Содержание уголков экспериментальной деятельности:
Задачи уголка:развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
· место для постоянной выставки, где размещают музей; различные коллекции; экспонаты; редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);
· место для приборов;
· место для хранения материалов (природного, «бросового»);
· место для проведения опытов;
· место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).
Опытно - исследовательская деятельность может быть «обрамлена» другими видами деятельности.
Возможны следующие сочетания:
· чтение небольшого художественного произведения, вводящего в конкретную тему, затем, собственно опыты и эксперименты;
· познавательно-исследовательская деятельность, затем продуктивная деятельность, продолжающая тему (рисование, аппликация, конструирование, лепка);
· познавательно-исследовательская деятельность, затем сюжетная игра (по мотивам путешествий по карте или «реке времени»).
Для того чтобы привлечь внимание детей к поставленной проблеме или задаче использую различные стимулы:
· новизна, необычность объекта, тайна, сюрприз;
· мотив помощи;
· познавательный мотив;
· ситуация выбора.
Методы и приемы работы:
· Традиционные –
- Наглядные (наблюдения, экскурсии, иллюстрации, просмотр диафильмов о природе);
- Словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов);
- Практические (игры - эксперименты, игры-опыты).
· Инновационные –
- метод игрового проблемного обучения (заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы);
- метод наглядного моделирования (разработан на основе идей известного детского психолога Л.А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования).