Поняття конструювання. його вплив на розвиток дитини

Конструювання ______________________________________________________________

_____________

_____________

_____________

Під дитячим конструюванням розуміють __________________________________________

_____________

_____________

_____________

Конструктивна діяльність _____________________________________________________

_____________

_____________

_____________

Розвиток дитини в процесі навчання конструювання ____________________________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

Види конструювання. Конструктивні матеріали.

Художнє конструювання–______________________________________________________

_____________

_____________

_____________

_____________

Технічне конструювання –_______________________________________________________

_____________

_____________

_____________

_____________

Класифікація видів конструювання зумовлена матеріалами, які діти використовують у процесі навчання:

а) ______________________________________

б) ______________________________________

в) ______________________________________

Будівельний матеріал

Будівельний матеріал Конструктор
Дрібний Великий
поняття конструювання. його вплив на розвиток дитини - student2.ru поняття конструювання. його вплив на розвиток дитини - student2.ru поняття конструювання. його вплив на розвиток дитини - student2.ru

Зміст навчання конструювання в різновікових группах.

Молодша група Середня група Старша група
Мета навчання
Зміст навчання
Рівень компетентності

Орігамі. Традиції та сучасність.

Орига́ми (яп. 折り紙, букв.: «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. то одно из самых главных правил оригами — не прибавлять и не вычитать ничего лишнего. Это закон, которому следуют уже многие века все художники оригами. Благодаря этому данный вид искусства уже тысячелетия считается самым необычным и оригинальным. Появилось оригами почти сразу после появления бумаги в Японии. Именно японцы, а не первооткрыватели нового писчего материала — китайцы, догадались использовать бумагу в качестве сырья для декоративных украшений и изделий.

Сначала новый изысканный и ценный материал использовали в проведении различных религиозных церемоний. яСлова «бумага» и «Бог» на японском языке созвучны. Поэтому всем бумажным изделиям стал придаваться религиозный смысл. В храмах стены были украшены бумагой с изображением богов и записанными их заповедями. С помощью листов разжигались жертвенные костры. В особых бумажных коробочках было принято приносить дары в храмы. В монастырях из бумаги впервые начали складывать необычные фигурки. Они символизировали различных богов, животных, людей, даже времена года и природные явления. А так как порвать лист бумаги считалось страшным грехом, лист всегда использовался целиком. Постепенно строго регламентированное число церковных фигурок начало возрастать, техника отшлифовывалась и становилась настоящим искусством. Важно отметить, что оригами — не просто развлечение или занятие для рук. На своем долгом пути становления оно впитало в себя массу аспектов философии Японии, а после и Китая. Оригами складывалось изначально на фундаменте различных восточных верований. Особенную роль здесь сыграла философия буддизма. Массовость искусства оригами приобрело лишь в двенадцатом-тринадцатом веках. Когда бумага распространилась по всему миру, когда цены на нее значительно упали и сделали этот материал доступными. Понемногу фигурки из бумаги покинули пределы храмов и монастырские стены и стали играть значительную роль в быту мирских людей.

Вскоре бумажные фигурки стали использоваться и в повседневных церемониях - во время свадебных церемоний и праздничных шествий, а не только в таинственных божественных обрядах. Через некоторое время фигурки оригами стали использовать и в качестве украшений для дома. После некоторые мастера научились писать и прятать в фигурках послания, которые мог прочитать, не порвав, только человек, посвященный в тайну оригами. Такие послания часто принимали красивейшие формы птиц, бабочек, цветов или простых абстрактных геометрических фигур. Но чаще всего использовалась форма журавля, который издревле в Японии считался символом долголетия и счастья. Такая фигурка называлась цуру. С тех далеких времен и по сей день журавлики являются для оригамистов очень важным и светлым знаком. А не так давно журавлик приобрел и новое значение. Он стал символом избавления от атомной угрозы и лучевой болезни.

Эта светлая птица, которую так не сложно исполнить в бумаге, является на протяжении многих веков изображением свободы и надежды. Возможно именно связь птицы с небом, а также ее величавость и грациозность послужили этому.

Искусство складывания фигурок из бумаги быстро закрепилось в феодальной Японии. Владение бумагой, как материалом для создания различных форм, стало необходимым признаком хорошего вкуса, грамотного воспитания и образцового образования. Быть учителем по бумажной пластике стало почетной должностью. А зажиточные родители не скупились на зарплату, нанимая оригами-мастеров в учителя своим детям. В какой-то момент по оригами устраивались целые соревнования и турниры. Богатые и знатные люди охотно брались спонсировать данные мероприятия. Любое отношение к оригами в те времена считалось значительным и престижным. Часто доходило до того, что фигурки оригами стали появляться на фамильных гербах знатных и богатых домов. Они стали символами и защитниками дома, семьи, очага, благополучия. А вот сам термин «оригами» возник и закрепился значительно позже, сравнительно с самим искусством. Это произошло только в 1880 году, когда данное искусство стало частью аристократического общества, когда оно вошло в быт всех японских семей. Секреты складывания различных фигурок из бумаги передавались из поколения в поколение, и такое наследие веков постепенно стало не дешевле золота или фамильных драгоценностей.

Виды и техники оригами. В оригами используется единая система универсальных знаков, позволяющая записать процесс складывания любой модели в виде серии чертежей. Она была придумана лишь в середине XX века известным японским мастером оригами Акирой Ёсидзавой и позволила оригами распространиться по всему миру.

Сгиб долиной, линия сгиба долиной. поняття конструювання. його вплив на розвиток дитини - student2.ru Сгиб горой, линия сгиба горой. поняття конструювання. його вплив на розвиток дитини - student2.ru
Перегнуть долиной. поняття конструювання. його вплив на розвиток дитини - student2.ru Перегнуть горой, существующая линия. поняття конструювання. його вплив на розвиток дитини - student2.ru
Складка-молния (комбинация сгибов долиной и горой). поняття конструювання. його вплив на розвиток дитини - student2.ru Совместить отмеченные точки. поняття конструювання. його вплив на розвиток дитини - student2.ru
Перевернуть фигуру, невидимая линия. поняття конструювання. його вплив на розвиток дитини - student2.ru Повернуть фигуру в одной плоскости. поняття конструювання. його вплив на розвиток дитини - student2.ru
Тянуть, тащить. поняття конструювання. його вплив на розвиток дитини - student2.ru Двойная складка-молния (внутрь). поняття конструювання. його вплив на розвиток дитини - student2.ru
Двойная складка-молния (наружу). поняття конструювання. його вплив на розвиток дитини - student2.ru Раскрыть (обычно карман). поняття конструювання. його вплив на розвиток дитини - student2.ru
Вогнуть внутрь. поняття конструювання. його вплив на розвиток дитини - student2.ru Выгнуть наружу. поняття конструювання. його вплив на розвиток дитини - student2.ru
Вогнуть внутрь, утопить. поняття конструювання. його вплив на розвиток дитини - student2.ru Повторить действие (сбоку или сзади) один, два или три раза. поняття конструювання. його вплив на розвиток дитини - student2.ru
Равные углы. поняття конструювання. його вплив на розвиток дитини - student2.ru Равные части. поняття конструювання. його вплив на розвиток дитини - student2.ru
Надуть. поняття конструювання. його вплив на розвиток дитини - student2.ru Завернуть. поняття конструювання. його вплив на розвиток дитини - student2.ru
Увеличение изображения. поняття конструювання. його вплив на розвиток дитини - student2.ru    

Модульное оригами

поняття конструювання. його вплив на розвиток дитини - student2.ru Кусудама

Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. В технике модульного оригами часто делаются: коробочки, плоские и объемные звезды, объекты шарообразной формы, которые в России получили не совсем точное название куcудама, так как первоначально кусудама предполагала сшивание модулей в шар.

Простое оригами

Простое оригами— стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом. Простое оригами ограничено использованием только складок горой и долиной. Целью данного стиля является облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками. Данное выше ограничение означает невозможность многих (но не всех) сложных приёмов, привычных для обычного оригами, что вынуждает к разработке новых методов, дающих сходные эффекты.

Складывание по развёртке

Развёртка (англ. crease pattern; паттерн складок) — один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки базовой формы модели. Далее остается только придать ей вид, согласно модели фотографии автора. Складывание по развёртке сложнее складывания по традиционной схеме, однако, данный метод даёт не просто информацию, как сложить модель, но и как она была придумана. Дело в том, что развёртки используются при разработке новых моделей оригами. Последнее также делает очевидным факт отсутствия для некоторых моделей иных диаграмм, кроме развёртки.

Мокрое складывание

Мокрое складывание — техника складывания, разработанная Акирой Ёсидзавой, использует смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости. Особенно актуален данный метод для таких негеометричных объектов, как фигурки животных и цветов. В этом случае они выглядят намного естественней и ближе к оригиналу.

Не всякая бумага подходит для мокрого складывания, а лишь та, в которую при производстве добавляют водорастворимый клей для скрепления волокон. Как правило, данным свойством обладают плотные сорта бумаги.

Бумага и другие материалы

Хотя для складывания подходит практически любой листовой материал, выбор последнего очень сильно влияет как на процесс складывания, так и на окончательный вид модели.

Для несложных моделей, таких как журавлик или водяная бомбочка, подходит обычная бумага для принтера 70-90 г/м². Более тяжёлые сорта бумаги (более 100 г/м²) могут быть использованы для мокрого складывания.

Существует также специальная бумага для оригами, часто называемая «ками» (бумага по-японски), которая продаётся сразу в виде квадратов, чьи размеры по стороне меняются от 2,5 см до 25 см и более. Обычно одна сторона такой бумаги белая, а другая — цветная, но встречаются и двуцветные разновидности и разновидности с орнаментом. Бумага для оригами чуть легче принтерной, что делает её подходящей для широкого класса фигурок.

Фольгированная бумага, или как её часто называют «сэндвич», представляет тонкий лист фольги, склеенный с тонким листом бумаги, иногда фольга оклеивается бумагой с обеих сторон. Этот материал обладает тем немаловажным преимуществом, что он очень хорошо держит форму и позволяет проработать мелкие детали.

В самой Японии в качестве материала для оригами господствует тип бумаги под названием васи (яп. 和紙?). Васи жёстче обыкновенной бумаги, сделанной из древесной массы и используется во многих традиционных искусствах. Васи обычно делается из волокон коры Edgeworthia papyrifera, но также может производиться из бамбука, пеньки, риса и пшеницы.

Формат бумаги

Чаще всего для оригами используют квадратные листы бумаги, но допускается и применение других форматов. Например, прямоугольные листы (часто формата А), треугольники, пятиугольники, шести- и восьмиугольники, круги.

С помощью различных оригами техник легко можно развивать у детей образное и логическое мышление, воображение и интеллект, изобретательность и фантазию. При этом делается это совершенно незаметно для малыша в форме игры и интересного время провождения. Использование элементов оригами в других предметах значительно упростит процесс обучения, разнообразит его и позволит привить детям интерес к занятию. Уходя с урока, ребенок будет еще долго помнить радость, которую доставило ему интересное, необычное занятие. В 1941 году в Японии был издан первый учебник по оригами для школьников. Этот учебник интересен тем, что надолго завоевал внимание и доверие учителей и учеников. В нем рассказывалось множество различных методик складывания фигурок из бумаги. При этом фигурки были от самых простых до сложнейших мастерских оригинальных методик. Оригами можно очень продуктивно использовать в процессе обучения. С его помощью ученики быстрее освоят математику (особенно ее раздел — геометрию, т.к. понятие о геометрических фигурах лежит в основе всех методик). Бумажные техники помогут понять и другие точные науки, основы архитектуры и других искусств. Усвоив основы оригами, они легко смогут увидеть и применить его отражения в таких сферах жизни, как реклама, сервировка стола, упаковка подарка и многих других. В начале двадцатого столетия оригами было исключительно модным веянием. Поэтому девушек в обязательном порядке учили различным техникам складывания фигурок из бумаги, так как считалось, что любая образованная женщина должна обладать этими навыками. В определенный период оригами было обязательным предметов в женских школах. Но потом педагоги сочли это занятие бесполезным и неинтересным. Обращаясь к оригами, все педагоги могут найти в нем необходимые психологические и развивающие аспекты, которые не всегда легко найти в обычном классическом образовании. Занятия по этому виду искусства значительно улучшает координацию движений, логику, конструктивное и художественное мышление детей.

«Способность манипулировать руками в эволюции человечества послужила одной из отправных точек в развитии интеллектуальных способностей. Проекция кистей рук широко представлена в двигательной и сенсорной зонах коры головного мозга, и намного больше, например, проекции спины или ног, (а площадь проекции пропорциональна сложности управления соответствующими мышцами). Известно также, что правая половина нашего тела управляется левым полушарием головного мозга, а левая половина – правым полушарием. Оригами – это вид деятельности, в котором задействованы одновременно обе руки. В этом плане оригами представляется очень выигрышным занятием, способствующим повышению активности и левого, и правого полушария головного мозга. Т.о. активная работа рук, наряду с работой интеллекта создает очень интересные условия для развития психических способностей человека. Пластичность детского мозга и минимальное доминирование одного полушария над другим в детстве является очень благоприятной почвой для развития обеих половин мозга и для выработки стратегии взаимодействия полушарий», - отметили в своем докладе Е.Р. и Ю.В.Шумаковы, психологи из г.Ростов-на-Дону.

Е.Р.и Ю.В. Шумаковы выдвинули гипотезу, что деятельность, в которой активно участвуют обе руки, будет способствовать более активной работе обоих полушарий головного мозга, раскрытию возможностей обоих полушарий и их гибкому взаимодействию в работе целого мозга, и, следовательно, повышению психических способностей.

В результате этой работы были сделаны выводы о том, что оригами:

· повышает навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки;

· повышает активность правого и левого полушарий мозга;

· повышает интеллектуальные способности;

· активизирует творческое мышление, увеличивает его скорость и гибкость;

· развивает пространственное воображение;

· улучшает глазомер, снижает тревожность, повышает и стабилизирует на высоком уровне психоэмоциональное состояние.

А в 1896 году, сто лет назад, к искусству оригами обратился Л.Н.Толстой в своей очень известной статье «Что такое оригами».

Сам он умел складывать журавликов и называл их «петушками». Однажды во время путешествия писатель познакомился с детьми В.Д.Поленова и сложил для них птичек, машущих крыльями. Сложенных Л.Н.Толстым «петушков» до сих пор можно увидеть в витрине музея в усадьбе В.Д.Поленова.

Л.Н.Толстой подчеркивал социально-эмоциональный аспект искусства, которое приобщает людей самых разных сословий к проявлению прекрасного и вызывает у них чувство радости.
«Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все улыбались и радовались: как похоже на птицу эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство», - писал Л.Н.Толстой.

Сегодня техника оригами широко используется во всем мире для обучения, развития, коррекции и психотерапии. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что занятия оригами уменьшают уровень тревожности, уравновешивают психическое состояние человека.

С точки зрения нейропсихологии - двуручная деятельность является одним из наиболее эффективных способов развития межполушарного взаимодействия, которое, в свою очередь, обеспечивает улучшение развития всех высших психических функций.

Завдання до лекційного матеріалу.

1. Складіть блок-схему впливу мистецтва орігами на розвиток дітей дошкільного віку.

2. Напишіть міні-твір на тему «Орігамі – сходинки до тврчості»

МОДУЛЬ А

ПРАКТИЧНІ ЗАНЯТТЯ

Наши рекомендации