Экзаменационный билет № 10

Экзаменационный билет № 1

1. Русский язык и культура речи: цели и задачи данной дисциплины, связь с другими дисциплинами, роль культуры речи в профессиональной деятельности.

2. Практические задания.

1. Расставьте ударения в словах: газопровод, договор, досуг, дремота, изобретение, кремень, ломоть, мусоропровод, мышление, намерение, приданое, свекла, статуя, щавель.

2. Раскройте скобки, употребив уместный в данном контексте пароним. Отца (представили/предоставили) к ордену. Перед нами (встал/стал) вопрос. Актер играл (главную/заглавную) роль. Девочка (одела/надела) костюм.

3. Найдите ошибки, исправьте предложения. И по сей день произведения Куприна читаются и любят. Членов правительства нельзя будет призывать к уголовной ответственности. Издавать они стали мало и плохо, толстые журналы полетели быстренько в трубу.

4. Используя данные слова, составьте небольшое приветствие первокурсникам. Глубокое знание, требования, профессионализм, незаурядные способности, авторитет, образ жизни, уважение.

КГБПОУ «Ачинский педагогический колледж»

Одобрена на заседании на отделении преподавателей специальности

«» «»

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе _________ М.С. Киселева

Дисциплина: Русский язык и культура речи

Специальность:

Курс

Экзаменационный билет № 2

1. Современный русский литературный язык: понятие, основные признаки, этапы формирования.

2. Практические задания.

1. Расставьте ударения в словах: ходатайство, апостроф, бюрократия, гастрономия, значимость, иконопись, каучук, похороны, упрочение, феномен, асимметрия.

2. Восстановите паронимические пары, объясните значения каждого слова, употребив слова в контексте: хронический -, каменистый -, опечатки - , удачливый - , одеть -.

3. Определите, какие свойства слов нарушены при составлении предложений. Отредактируйте. В актовом зале школы царила деловая суета. Следует поднять вопрос на должную высоту об уровне преподавания некоторых дисциплин. К сожалению, на высоком уровне находится количество дорожно-транспортных происшествий. Фирменное блюдо ехидны - муравьи и термиты.

4. Напишите расписку на получение радиоаппаратуры из кабинета.

КГБПОУ «Ачинский педагогический колледж»

Одобрена на заседании на отделении преподавателей специальности

«» «»

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе _________ М.С. Киселева

Дисциплина: Русский язык и культура речи

Специальность:

Курс

Экзаменационный билет № 3

1. Язык как система: единицы языка (значение, специфика, функции), уровни языка, языковые отношения.

2. Практические задания.

1. Расставьте ударения в словах. Бензопровод, вероисповедание, ветеринария, генезис, диспансер, жизнеобеспечение, камбала, каталог, квартал, некролог, нефтепровод,

2. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов. Ученый стоял у источников ракетостроения. Она пришла в цветистом платье. Командировочный долго ждал место в гостинице. Артист завоевал признательность зрителей. Мне представили новую квартиру.

3. Образуйте формы Родительного, Дательного, Творительного, Предложного падежей количественных числительных 14298.

4. Вставьте пропущенные буквы в словах: прик…сновение, сотв…рить, покл…няться, пл…вчиха, оз…рять, р…стовщик, пром…кашка, попл…вок, з…ревать, Р…стислав, пром…кают (сапоги).

КГБПОУ «Ачинский педагогический колледж»

Одобрена на заседании на отделении преподавателей специальности

«» «»

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе _________ М.С. Киселева

Дисциплина: Русский язык и культура речи

Специальность:

Курс

Экзаменационный билет № 4

1. Язык и речь. Функции языка. Функции речи.

2. Практические задания.

1. Расставьте ударения в словах. Диалог, искра, кладовая, недуг, партер, путепровод, ракурс, столяр, фарфор, христианин, зкзальтированный.

2. Объясните различия между словами, употребите их в предложениях. Отборный - отборочный, логический - логичный, геройский - героический, усвоить - освоить, типичный – типовой.

3. Отредактируйте данные предложения. Чистота улиц в целом от этого не прогрессировала. Ожидается очень грандиозная акция. Все дети страшно обрадовались новому мультику. Любой человек бывает малость грубоват, хотя должен следить за собой.

4. Используя данные слова, напишите небольшую заметку в газету: «Хочу быть таким учителем…» Авторитет учителя, глубокое знание, нравственность, любовь, профессионализм, культура речи, совершенствование, теория и практика, безупречность в быту, интеллигентность, уважение.

КГБПОУ «Ачинский педагогический колледж»

Одобрена на заседании на отделении преподавателей специальности

«» «»

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе _________ М.С. Киселева

Дисциплина: Русский язык и культура речи

Специальность:

Курс

Экзаменационный билет № 5

1. Литературный язык, языковая норма, виды языковых норм.

2. Практические задания.

1. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте словосочетания. Атлас - атлАс, брОня - бронЯ, вИдение - видЕние, вЯзанка - вязанкА, клУбы - клубЫ, мокрОта – мокротА.

2. Раскройте скобки, правильно сочетая слова. Единый, один (момент, миг), карий, коричневый (глаза, костюм), тяжелый, тяжкий (рюкзак, наказание), истинный, настоящий, подлинный (друг, человек, документ, охотник, аметист).

3. Найдите ошибки, исправьте предложения. Его ностальгия заела и зов бизнеса позвал. Обывателей и страстно интересующихся в салоне дефилировало предостаточно. Все так же многие плюют на популярность. Стоянка машин около Дома печати состоялась благодаря решению администрации. К такой мебели подходит только такой натюрморт.

4. Составление деловой документации: заявление (стандартизированная форма, реквизиты).

КГБПОУ «Ачинский педагогический колледж»

Одобрена на заседании на отделении преподавателей специальности

«» «»

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе _________ М.С. Киселева

Дисциплина: Русский язык и культура речи

Специальность:

Курс

Экзаменационный билет № 6

1. Устная и письменная речь, их специфика.

2. Практические задания.

1. Объясните значения слов, составьте словосочетания: острОта - остротА, лАвровый — лаврОвый, Угольный - угОльный, харАктерный - характЕрный, языкОвый - языковОй,

2. В каких словосочетаниях нарушена лексическая сочетаемость слов. Живой труп, три единственные дочери, обыкновенное чудо, очевидное - невероятное, облокотиться спиной, страшная красавица, ужасно интересная книга, отменный негодяй, сломать стеклянную вазу.

3. Отредактируйте предложения. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. Рекорды продолжаются. Вдруг она заметила, что по коридору идет кот на цыпочках.

4. Образуйте формы Родительного, Дательного, Творительного, Предложного падежей количественного числительного 765.

КГБПОУ «Ачинский педагогический колледж»

Одобрена на заседании на отделении преподавателей специальности

«» «»

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе _________ М.С. Киселева

Дисциплина: Русский язык и культура речи

Специальность:

Курс

Экзаменационный билет № 7

1. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический; краткая их характеристика.

2. Практические задания.

1. Объясните значения слов, составьте словосочетания: Склонен - склонён, трУсить- трусИть, зАмкнутый - замкнУтый, Отзыв - отзЫв, проЯсниться - прояснИться, перехОдный - переходнОй.

2. Объясните различия между словами, употребите их в предложениях. Боязно - боязливо, осудить - обсудить, цветной - цветовой, нетерпимый - нестерпимый, невежа - невежда.

3. Исправьте предложения. Телезритель начал «изменять» голубому экрану. При голосовании поднялся лес рук. Работу начинали с первыми кочетами. Утирка осталась в кармане пальто. Этот фильм дубовато поставлен. Куприн - потрясающий писатель своего времени. Хорошие ученики завсегда выполняют домашние задания.

4. Образуйте формы Родительного, Дательного, Творительного, Предложного падежей количественного числительного 543.

КГБПОУ «Ачинский педагогический колледж»

Одобрена на заседании на отделении преподавателей специальности

«» «»

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе _________ М.С. Киселева

Дисциплина: Русский язык и культура речи

Специальность:

Курс

Экзаменационный билет № 8

1. Акцентология. Акцентологическая норма языка, варианты ударений.

2. Практические задания.

1. Расставьте ударения в словах: безудержный, кухонный, неоцененный, исповедание, давнишний, искристый, мизерный, юродивый, договор.

2. Объясните различия между паронимами, употребите их в предложениях. Факт - фактор, сытый - сытный, целый - цельный, командировочный - командированный, абонент - абонемент, проблемный - проблематичный.

3. Найдите речевые ошибки, исправьте предложения. На уроках ребята хорошо ведут. Вчера я нес дежурство в студенческой столовой. Вчера был дождь, а ныне день теплый и светлый. Задержалось доставление книг в школьную библиотеку.

4. Приведите примеры бытовой эмоционально окрашенной лексики (не менее 5 слов).

Приведите примеры заимствованной лексики в современном русском языке (не менее 5 слов).

КГБПОУ «Ачинский педагогический колледж»

Одобрена на заседании на отделении преподавателей специальности

«» «»

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе _________ М.С. Киселева

Дисциплина: Русский язык и культура речи

Специальность:

Курс

Экзаменационный билет № 9

1. Орфоэпия. Орфоэпическая норма русского языка, произношение звуков, произношение иностранных слов.

2. Практические задания.

1 .Расставьте ударения в словах: украинский, балованный, заиндеветь, закупорить, премировать, усугубить, запломбировать, искриться, втридорога, донельзя, мастерски, углубить.

2. С данными словами - паронимами составьте словосочетания. Изготовить - приготовить, мифический - мифологический, особый - особенный, подменить - заменить, эффектный - эффективный, скрытый - скрытный, представить - предоставить.

3. Укажите речевые ошибки, отредактируйте. В эти годы наблюдается бурный рост кинематографии. Его мировые рекорды помнят только отъявленные любители спортивной статистики. Выпас собак запрещается. Склад закрыт на санитарный день ввиду прихода тараканов.

4. Приведите не мене 3 примеров наименований учреждений, предприятий, магазинов, улиц, которые, с Вашей точки зрения, не отвечают критериям эстетического вкуса. Обоснуйте ответ.

КГБПОУ «Ачинский педагогический колледж»

Одобрена на заседании на отделении преподавателей специальности

«» «»

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе _________ М.С. Киселева

Дисциплина: Русский язык и культура речи

Специальность:

Курс

Экзаменационный билет № 10

1. Орфография: принципы русской орфографии.

2. Практические задания.

1. Поставьте ударение в словах: гренки, предмет, алфавит, пепелище, шофер, партер, портфель, квартал, свекла, документ, километр, творог, морковь, планер.

2. С данными словами - паронимами составьте словосочетания. Бережный - бережливый, веский - весомый, надеть - одеть, задерживать - сдерживать, жилищный - жилой, выборочный - выборный, драматичный - драматический.

3. Исправьте предложения, объясните характер ошибок. Хочется особо отметить дуэт двух тромбонов. На уроке он изложил главную суть книги. Решили обрыбитъ наш водоем и окюветитъ к нему дорогу. Наши люди трудятся с трудовым подъемом. Работаю во всю ивановскую - уже сил нет.

4. Объясните значение данных фразеологических оборотов. Ахиллесова пята, двуликий Янус, прокрустово ложе, яблоко раздора, рог изобилия.

КГБПОУ «Ачинский педагогический колледж»

Одобрена на заседании на отделении преподавателей специальности

«» «»

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе _________ М.С. Киселева

Дисциплина: Русский язык и культура речи

Специальность:

Курс

Наши рекомендации