Методика №2. Изучение психологического климата класса
ПРОГРАММА-ПЛАН ОФОРМЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ
КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Программа изучения классного коллектива включает следующие разделы:
— общие данные обследуемой группы;
— исследование социометрического статуса каждого члена группы;
— характер межличностных отношений в классе;
— изучение профессиональных интересов учащихся;
— профессиональная рефлексия педагогического общения;
— воспитательная работа практиканта в классе (группе).
Общие данные обследуемой группы
Наименование учебного заведения, его местонахождение. Количество воспитанников, половой и возрастной состав. Уровень успеваемости и дисциплинированности, наличие второгодников, отличников, новичков. Актив класса (группы), его роль в жизни класса (группы).
Исследование социометрического статуса каждого
Члена группы
Результаты социометрии (лидеры, аутсайдеры; наличие группировок, их состав и направленность; взаимоотношения мальчиков и девочек (юношей и девушек)); социоматрица (методика № 1, обязательная).
Характер межличностных отношений в классе
Изучение психологического климата класса (группы) (методика № 2), изучение представлений ученика о его месте в коллективе (методика № 3), определение стадии развития коллектива (методика № 4), определение привлекательности класса (группы) для ученика (методика № 5).
Студент выбирает и проводит любые две из предложенных методик.
Изучение профессиональных интересов учащихся
Исследование профессиональной направленности учащихся, исходя из способностей и склонностей испытуемых (методики № 6, № 7).
Студент выбирает одну из предложенных методик.
Профессиональная рефлексия педагогического общения
Изучение особенностей общения студента-практиканта с учащимися, проводится в последние две недели практики (методика № 8).
Воспитательная работа практиканта в классе (группе)
Основные цели и задачи учебно-воспитательной работы с коллективом на период практики. Что удалось сделать в отношении повышения успеваемости, дисциплины, сплочения коллектива? Что удалось и что не удалось из намеченного и почему? Конкретные рекомендации в адрес педагогов, классного руководителя, в адрес семьи, родителей, в адрес воспитанников.
Подпись практиканта.
Подпись классного руководителя (мастера).
Дата составления характеристики.
Психодиагностические методики изучения классного коллектива
Методика №1. Социометрия
Социометрическая анкета.
В отличие от обычных анкет социометрическая анкета не может быть анонимной. Испытуемый обязан указать фамилию, имя, школу, класс (группу) и дату заполнения социоанкеты. Тайна ответов гарантируется.
Вопросник социоанкеты включает следующие задания-вопросы:
А) С кем из своих одноклассников ты более всего хочешь вместе сидеть за одной партой (остаться в одном классе в случае расформирования классов; вместе готовиться к экзаменам; пойти в многодневный поход с ночевками; готовиться к спортивным состязаниям; согласен вместе пойти в разведку и т.п.)?
2. Выбор………(имя, фамилия)
3. Выбор………(имя, фамилия)
4. Выбор………(имя, фамилия)
Б) С кем из своих одноклассников ты менее всего хочешь вместе сидеть за одной партой (остаться в одном классе в случае расформирования классов; вместе готовиться к экзаменам; пойти в многодневный поход с ночевками; готовиться к спортивным состязаниям; согласен вместе пойти в разведку и т.п.)?
1. Выбор………(имя, фамилия)
2. Выбор………(имя, фамилия)
3. Выбор………(имя, фамилия)
Обычно испытуемые без особого труда выбирают партнеров по симпатиям (иногда называют более трех партнеров; в этом случае учитываются только первые три выбора; гораздо сложнее происходит выбор по антипатиям, что связано с ”психологической защитой”, поэтому при выборах по антипатиям в случае затруднений со стороны испытуемого можно ограничиться выбором двух (иногда даже одного) партнеров.
Социоматрица:
№ п/п | Ф.И. уч-ся | Порядковые номера (по алфавиту) | ||||||||
………… | ||||||||||
… | Антонов А. Белов А. Волков П. Галкин П. Донцова Е. Ежов М. Жукова Т. …………… Яшина Л. | + + + + + + … + | + + + + … + | + + + + + … - | + + + - - … - | - - - - + - - … + | - - - - + … - | - - - - + - - … | ………… | - - - … |
ИТОГО: | ||||||||||
Выборов по симпатиям | ||||||||||
Выборов по антипатиям | ||||||||||
Выборов по взаимосимпатиям | ||||||||||
Выборов по взаимным антипатиям |
Методика №2. Изучение психологического климата класса
Инструкция: Оцените, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе, выставив ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине.
Оценки: 3 – свойство проявляется в группе всегда;
2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
1 – свойство проявляется редко;
0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.
Утверждения
№ | Свойства психологического климата А | Оценка | Свойства психологического климата В |
Преобладает бодрый, жизнерадостный тип настроения | Преобладает подавленное настроение | ||
Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии | Конфликтность в отношениях, антипатия | ||
В отношениях между группировками внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание | Группировки конфликтуют между собой | ||
Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности | Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности | ||
Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов группы | Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство | ||
С уважением относятся к мнению других | Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению других | ||
Достижения и неудачи группы переживаются как собственные | Достижение и неудачи группы не находят окликов у ее членов | ||
В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение: «один за всех и все за одного» | В трудные дни группа «раскисает»: растерянность, ссоры, взаимные обвинения | ||
Чувство гордости за группу, если ее отмечает руководство | К похвалам и поощрениям группы относятся равнодушно | ||
Группа активна, полна энергии | Группа инертна, пассивна | ||
Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоиться в коллективе | Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность | ||
В группе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту | Группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительное отношение к слабым | ||
Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно | Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах |
Обработка данных. Сложить оценки левой стороны в вопросах 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13 – сумма А; сложить оценки правой стороны во всех вопросах – сумма В; найти разницу С = А – В.
Если С равно нулю или имеет отрицательную величину, то имеем ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида; если С более 25, то психологический климат благоприятен; если С менее 25 – климат неустойчиво благоприятен.