Особенности тестового контроля
Система мониторинга и система рейтинговой оценки подразумевают использование тестирования.
Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения контроля с управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний учащихся с тестированием сравниться не может, но и абсолютизировать возможности тестовой формы нет никаких оснований.
Широкое распространение получили диагностические тесты успеваемости, использующие форму альтернативного выбора правильного ответа из нескольких вариантов, написания очень краткого ответа (заполнения пропусков), дописывания букв, цифр, слов, частей формул и т.п. С помощью этих несложных заданий удается накапливать значительный статистический материал, получать объективные выводы в пределах тех задач, которые предъявляются к тестовой проверке. В настоящее время тесты печатаются в виде сборников, прилагаются к учебникам, распространяются на компьютерных дискетах.
Содержание педагогического теста определяется дидактическими задачами на различных этапах обучения, спецификой учебных предметов, уровнем подготовки и развития студентов. Очень важно, чтобы тестовый контроль не сводился исключительно к проверке знаний студентов путем простого воспроизведения полученной ими от преподавателя или из учебников информации. В процессе тестового контроля большое значение имеет комплексная проверка всей учебной деятельности учащегося, в том числе динамики его общего развития, формирования специальных умений и навыков, активности, познавательных интересов, творческих способностей.
При продуманной организации тестовый контроль воспринимается учащимися как обычный элемент учебного процесса и не вызывает отрицательных эмоций. Более того, как показывают отечественные и зарубежные психологические исследования, уровень стресса при тестовом контроле значительно ниже, чем при традиционных (особенно устных) формах субъективного контроля.
Как известно, самоконтроль студентов обеспечивает функционирование внутренней обратной связи в процессе обучения, получение самим учащимся информации о полноте и качестве изучения программного материала, прочности сформированных умений и навыков, возникших трудностях и недостатках. Самопроверка с помощью диагностических тестов имеет большое психологическое значение, стимулирует учение. С ее помощью студент реально убеждается в том, как он овладел знаниями, проверяет правильность выполнения действий, оценивает практическую значимость результатов выполненных заданий. В настоящее время в образовании сосуществуют два основных вида оценки результатов учебной деятельности — субъективная, выставляемая преподавателем или группой (комиссией) экспертов, и объективная, являющаяся результатом педагогического тестирования. Оба вида оценки, очевидно, необходимы и взаимодополняют друг друга. Недостаточное внимание к объективизации оценки (то есть отсутствие тестовых технологий педагогического измерения) приводит к понижению качества подготовки специалистов. Объективная тестовая оценка учебной деятельности студентов имеет большое образовательное и воспитательное значение.
Образовательная рольтестовой оценки состоит в том, что студенты получают объективную информацию о результатах своей учебной работы. Дополняемая самооценкой учащегося и субъективной оценкой преподавателя, она указывает на достижения студента в овладении знаниями, умениями и навыками, а также на недостатки, упущения и пути их устранения.
Воспитательная рольтестовой оценки заключается в осознании студентами способов совершенствования различных видов учебной деятельности и путей повышения эффективности учения. Правильно установленная, справедливая и объективная тестовая оценка учебной деятельности студентов служит важным стимулом формирования и развития познавательных интересов и таких положительных качеств личности, как честность, трудолюбие, активность, самостоятельность, ответственность за выполнение своих обязанностей, умение преодолевать трудности и т.д. И наоборот, субъективность, а часто несправедливость экзаменационной оценки вызывают серьезные осложнения в обучении, воспитании и развитии студентов, отрицательно влияя на результативность учебно-воспитательного процесса.
Воспитывающая функция проявляется в большей (по сравнению с традиционным контролем) ответственности студентов за свою самостоятельную программу в определении шагов в обучении, что отражается в ритмах его учебы, в наборе им баллов. В связи с тем, что студенты сами определяют те виды деятельности, в которых они могут наиболее полно реализовать себя по предмету, (в данном случае проявляется их самостоятельность), то они и ответственны за свои действия.
Правильная тестовая оценка деятельности студентов, установленная на основе соблюдения педагогических требований к разработке высококачественного теста, объективно свидетельствует об успехе и недостатках в работе преподавателя и учебного заведения в целом.
Виды тестового контроля
1. Тесты обученностиприменяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений. Тесты обученности получают все большее распространение. Сегодня кратковременный опрос всех учащихся с помощью тестов используют почти все педагоги. Преимущество такой проверки в том, что одновременно заняты и продуктивно работают все учащиеся и за несколько минут можно получить результаты работы всей учащихся. Это вынуждает их готовиться тщательнее к занятиям, работать систематически. Таким образом решается проблема эффективного формирования знаний, умений и навыков. Такая проверка помогает определить пробелы в знаниях, что очень важно для продуктивного самообучения. Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися по предупреждению неуспеваемости также основывается на текущем тестировании. Естественно, не все необходимые характеристики усвоения можно получить средствами такого тестирования. Некоторые показатели, такие, например, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков диагностировать с помощью тестирования невозможно.
2. За рубежом в практике контроля нередко используются так называемые тесты успешности, которые включают несколько десятков заданий. Естественно, что это позволяет более полно охватить все основные разделы курса. Предъявляемые задания обычно выполняются в письменном виде. При этом используются два вида заданий:
· задания первого уровня сложности с выборочным типом ответа. В последнем случае учащийся выбирает из числа предъявленных ответ, который он считает правильным;
· задания второго уровня сложности с конструктивным типом ответа, требующие от учащихся самостоятельного составления ответа.
Важно отметить, что эти типы заданий подвергаются серьезной критике. Отмечается, что задания с конструктивным типом ответа приводят к необъективности оценок. Так, разные экзаменаторы и нередко даже один и тот же экзаменатор ставят разные оценки за один и тот же ответ. Кроме того, чем больше свободы в ответе у учащихся, тем больше и вариантов оценки у преподавателей. («Психология и педагогика». Авторский коллектив: Богданов И.В., Лазарев СВ., Ануфриенко С.С., Чмыхова Е.В.; Усольцева И.В., Калинина Н.В. Материал сайта: http://ido.edo.ru/ffec/psych/ps 1 .html).
Таким образом, тестирование должно обязательно сочетаться с другими (традиционными) формами и методами проверки. Правильно действуют те педагоги, которые, предлагая письменные тесты, дают возможность учащимся устно обосновывать свои ответы или используют задания второго конструктивного уровня сложности, требующие развернутых ответов, а также творческие задания.