Многоаспектность образования
Образование как социокультурный феномен
Образование есть функция государства, осуществляемая им для достижения вполне определенных целей,
Аристотель
Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.
Я.А. Каменский
· Сущность, аспекты и функции образования
Аспекты образования
Наличие множества определений понятия «образование» показывает, что оно является сложным, многоаспектным. По мнению академика Б.С. Гершунского, можно выделить по меньшей мере четыре аспекта образования:
- образование как ценность,
- образование как система,
- образование как процесс
- образование как результат (табл. 1).
Безусловно, аспектное разделение образования не отрицает его целостности.
Многоаспектность образования
(по Б.С. Гершунскому)
Образование как ценность
Содействие политическому, экономическому и культурно-технологическому развитию общества; как «локомотив» общества, образование движет его вперед, обеспечивая должное развитие. Формирование нравственного, интеллектуального и ресурсного потенциала государства.
Всестороннее и гармоничное развитие личности, создание условий для реализации ее потенциальных возможностей, интересов и склонностей. Общество и государство должны относиться к образованию как к приоритетной сфере, обращать на него особое внимание, понимая, что образование определяет будущее общества. Не случайно в развитых странах на образование выделяется 10-14% национального дохода, продолжительность обязательного образования увеличена до 12-13 лет, разрабатываются и осуществляются национальные программы развития образования
Функции образования
В рамкахличностно-ориентированной концепции образование должно обеспечивать приоритет развития над обучением, выполнять как социальные, так и личностныефункции (схема 1).
|
|
|
Таким образом, мы увидели, что образование — очень сложное, многоаспектноеявление и его нельзя определить однозначно.
Можно выделить следующие характеристики образования:
• социокультурный феномен: цели и задачи его определяются обществом
и одновременно образование выступает важным фактором общественного
развития, является составным компонентом культуры;
• открытая, гибкая и целостная система преемственных образовательных про
грамм, государственных стандартов, образовательных учреждений и органов
управления;
• целенаправленный и непрерывный процесс и результат развития личности
путем научно организованного обучения, воспитания и самообразования;
• достигнутый гражданином определенный ценз, который удостоверяется
соответствующим документом.
По мере перехода к информационному обществу образование всё больше будет становиться самообразованием.
Главной задачей образовательных учреждений станет создание максимально благоприятных условий для самообразования и саморазвития личности, а также для взаимообразования.
Парадигма — это совокупность теоретических и методических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которыми руководствуются в качестве образца в научной практике на данном этапе.
В современной педагогике выделяют четыре ведущие парадигмы образования:
· когнитивную
· личностно-ориентированную
· функционалистскую
· культурологическую