Многоаспектность образования

Образование как социокультурный феномен

Образование есть функция государства, осу­ществляемая им для достижения вполне определенных целей,

Аристотель

Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ниче­го не прибавил к своему образованию.

Я.А. Каменский

· Сущность, аспекты и функции образования

Аспекты образования

Наличие множества определений понятия «образование» показывает, что оно является сложным, многоаспектным. По мнению академика Б.С. Гершунского, можно выделить по меньшей мере четыре аспекта образования:

  • образование как ценность,
  • образование как система,
  • образование как процесс
  • образование как результат (табл. 1).

Безусловно, аспектное разделение образования не отрицает его целостности.

Многоаспектность образования

(по Б.С. Гершунскому)

Образование как ценность

Содействие политическому, экономическому и культурно-техноло­гическому развитию общества; как «локомотив» общества, обра­зование движет его вперед, обеспечивая должное развитие. Формирование нравственного, интеллектуального и ресурсного потенциала государства.

Всестороннее и гармоничное развитие личности, создание усло­вий для реализации ее потенциальных возможностей, интересов и склонностей. Общество и государство должны относиться к образованию как к приоритетной сфере, обращать на него особое внимание, пони­мая, что образование определяет будущее общества. Не случайно в развитых странах на образование выделяется 10-14% нацио­нального дохода, продолжительность обязательного образова­ния увеличена до 12-13 лет, разрабатываются и осуществляются национальные программы развития образования

Многоаспектность образования - student2.ru Функции образования

В рамкахличностно-ориентированной концепции образование должно обеспечивать приоритет развития над обучением, выполнять как социальные, так и личностныефункции (схема 1).

Многоаспектность образования - student2.ru Многоаспектность образования - student2.ru Многоаспектность образования - student2.ru

Профессиональная компетентность
  • Развитие, обучение и воспитание личности в интересах самой личности, общества и государства
 
  • Подготовка человека к успешной и безопасной преобразователь­ной деятельности в современном социуме
 
Функции образования
Схема1 Многоаспектность образования - student2.ru

Социальные · Формирование интеллектуаль­ного, нравственного и ресурсного потенциала общества и государства · Содействие политическому, экономическому и культурно- технологическому развитию  

Таким образом, мы увидели, что образование — очень сложное, многоаспектноеявление и его нельзя определить однозначно.

Можно выделить следующие характеристики образования:

• социокультурный феномен: цели и задачи его определяются обществом
и одновременно образование выступает важным фактором общественного
развития, является составным компонентом культуры;

• открытая, гибкая и целостная система преемственных образовательных про­
грамм, государственных стандартов, образовательных учреждений и органов
управления;

• целенаправленный и непрерывный процесс и результат развития личности
путем научно организованного обучения, воспитания и самообразования;

• достигнутый гражданином определенный ценз, который удостоверяется
соответствующим документом.

По мере перехода к информационному обществу образование всё больше будет становиться самообразованием.

Главной задачей образовательных учреж­дений станет создание максимально благоприятных условий для самообразова­ния и саморазвития личности, а также для взаимообразования.

Парадигма — это совокупность теоретических и методических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которыми руководствуются в качестве образца в научной практике на данном этапе.

В современной педагогике выделяют четыре ведущие парадигмы образования:

· когнитивную

· личностно-ориентированную

· функционалистскую

· культуроло­гическую

Наши рекомендации