Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место».

Т.В. ПЯТНИЦА

ГРАМОТА?

ДА!

Подготовка к обучению грамоте

Детей дошкольного возраста

Часть 3

Минск 2005

Тема: Слог. Деление слов на слоги

a закреплять представления детей о слоге как части слова, упражнять дошкольников в делении слов на слоги, в выделении начального звука в словах, изменении слов путем удаления одного звука.

Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место». - student2.ru 1. Развитие зрительного восприятия. Дидактическое упражнение «Незаконченный рисунок»

-Художник не закончил рисовать картинку. Посмотрите и догадайтесь, кого хотел он нарисовать?

Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место». - student2.ru

Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место». - student2.ru 2. Звуковой анализ слов ЛУНА и АИСТ, выкладывание схемы слова цветными фишками.

 
- Отгадайте загадку.

Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место». - student2.ru ЛАМПА НОЧЬЮ НАД ДЕРЕВЬЯМИ ВИСИТ,
УТРОМ СОЛНЦЕ ПОТУШИТЬ ЕЕ СПЕШИТ,
НО ЧУТЬ ВЕЧЕР – ЛАМПА СНОВА ЗАЖЖЕНА,
А ЗОВУТ ЕЕ, КУДЕСНИЦУ, … (Луна)

- Что нарисовано на ваших карточках? (Луна)

Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место». - student2.ru - Сколько звуков в этом слове? (Четыре звука)

- Как вы догадались?

- Отметьте первый звук в слове. Назовите его. (Звук Л)

- Этот звук гласный или согласный? (Согласный)

- Какого цвета фишку надо поставить на схему? (Синюю)

- Какой звук второй? (Звук У). Скажите об этом звуке. (Это гласный звук, его нужно обозначить красной фишкой)

- Назовите и обозначьте третий звук в слове (Звук Н, синяя фишка)

- Какой звук завершает слово? (Звук А). Какую фишку вы выберите для этого звука? Почему?

- Сколько гласных звуков в слове ЛУНА? (Два гласных звука)

- Сколько согласных звуков в слове ЛУНА? (Два согласных звука)

- А теперь самостоятельно составьте схему слова АИСТ. Будьте внимательны. Это интересное слово.

Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место». - student2.ru
После выполнения задания:

- Сколько звуков в слове АИСТ?

- Сколько гласных звуков? Какие гласные?

- Сколько согласных звуков? Какие?

- На каком месте в слове стоят гласные звуки?

Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место». - student2.ru - Посмотрите, дети, какая у нас получилась интересная схема слова: сначала две красные фишки, потом две синие. Почему? ( В слове сначала стоят рядом два гласных звука, а потом - два согласных звука)

- Поиграем с живыми звуками. Сегодня звуками будут … (называются имена детей). Звуки, станьте друг за другом и составьте слово АИСТ.

- Подойдите ко мне звуки в такой последовательности: первый звук, четвертый звук, второй звук, третий звук. Дети, придумайте задания для звуков.

- Звуки, уберите фишки со схемы. (Последовательность: Т, С, И). Какой звук остался на схеме? (Звук А)

Деление слов на слоги.

Карандаш:

- Посмотрите, ребята, что я принес. Вы знаете, что это? (Топор)

- Для чего нужен топор? (Топор нужен, чтобы рубить дрова)

- А я принес вам волшебный топор. Он умеет рубить слова на части. Вспомните, как называются части слов? (Слоги)

- Возьмите в руки свои «топоры» (Пальцы рук сложить в замок – это «топорик», им ударяют по столу – делят слова на слоги)

- Слушайте слова и рубите их на слоги.

ТУФ-ЛИ СА-ПО-ГИ БО-ТИН-КИ ТА-ПОЧ-КИ

КЕ-ДЫ ВА-ЛЕН-КИ БО-СО-НОЖ-КИ и т.д.

Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место». - student2.ru Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место». - student2.ru 4. Определение первого звука в слове, деление слов на слоги. Дидактическая игра «Звуковое лото»

Каждый ребенок получает карту с шестью предметными картинками (можно использовать любое лото) и фишки.

- Я буду показывать символы звуков, а вы закрывайте фишками те картинки, слова-названия которых начинаются с названных звуков. Победителем станет тот, кто первым закроет фишками все картинки.

Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место». - student2.ru

Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место». - student2.ru   Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место». - student2.ru Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место». - student2.ru Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место». - student2.ru
Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место». - student2.ru Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место». - student2.ru Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место». - student2.ru Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место». - student2.ru

После определения победителя детям предлагается снимать с карты предметные картинки, называть их и определять, сколько слогов в каждом слове.

Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место». - student2.ru Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место». - student2.ru 5. Преобразования слов. Дидактическая игра «Фокус»

-Дети, вы хотели бы стать фокусниками? Это легко. Мы сейчас будем превращать одно слово в другое. Для этого нужно убрать из слова только один звук. Называйте слово, которое у вас получилось, и звук, который оказался лишним.

СТОЛБ – СТОЛ, УГОЛ – ГОЛ, УКОЛ – КОЛ, ВОЛК – ВОЛ, СТОЛ – СТО, ХЛЕВ – ЛЕВ, ГРАД – РАД, ОЛЕНЬ – ЛЕНЬ, УТОЧКА – ТОЧКА, ЩЕЛЬ – ЕЛЬ, ЗУБР – ЗУБ, БЕДА – ЕДА.

Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место». - student2.ru 6. Развитие мелкой моторики.Упражнение «Мы писали»

МЫ ПИСАЛИ, МЫ ПИСАЛИ,

НАШИ ПАЛЬЧИКИ УСТАЛИ.

ВЫ СКАЧИТЕ, ПАЛЬЧИКИ,

КАК СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ.

ПРЫГ-СКОК, ПРЫГ-СКОК,

ПРИСКАКАЛИ НА ЛУЖОК.

ВЕТЕР ТРАВУШКУ КАЧАЕТ,

ВЛЕВО, ВПРАВО НАКЛОНЯЕТ.

ВЫ НЕ БОЙТЕСЬ ВЕТРА, ЗАЙКИ,

ВЕСЕЛИТЕСЬ НА ЛУЖАЙКЕ.

(Руки стоят, упираясь локтями в стол. Поочередное сгибание и разгибание пальцев рук, повторяемое 4-6 раз. Затем продвижение рук вперед с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев. Повторить 6 раз с постепенным нарастанием темпа выполнения)

Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место». - student2.ru 7. Формирование графических навыков.Прописывание «восьмерки» одним росчерком с опорой на вспомогательную линию под счет: 1-2-3-4.

«ПРОПЕЛЛЕРЫ»

           
  Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место». - student2.ru
    Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место». - student2.ru   Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место». - student2.ru
 

Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место». - student2.ru Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место». - student2.ru

Занятие 24.

Тема: Звуковой анализ слова. Ударение.

a формировать у детей представление об ударении в словах, учить произносить слова интонационным выделением ударного звука и слога, упражнять дошкольников в соотнесении схемы со словом

Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место».

- Внимание: сейчас слева от меня встанут те дети, в имени которых – 2 слога (ТА-НЯ, ВА-НЯ, справа – в имени которых 3 слога (ДА-НИ-ЛА, МА-РИ-НА)

- Глеб, почему ты остался стоять на месте? (В имени «Глеб» один слог).

- Ребята, подумайте, можно ли изменить ваше имя так, чтобы поменять свое место. (ТАНЯ – 2 слога, ТАТЬ-Я-НА – 3 слога; ВАНЯ – 2 слога, И-ВАН – тоже 2 слога, но можно изменить имя – И-ВА-НУШ-КА – 4 слога).

Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место». - student2.ru 2. Звуковой анализ слова ПАУК, выкладывание схемы слова цветными фишками.

- Отгадайте загадку. Со словом-отгадкой мы сегодня будем играть.

Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место». - student2.ru Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место». - student2.ru Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место». - student2.ru
НАПЛЕТЕТ, НАПЛЕТЕТ,

СЯДЕТ И ДОБЫЧУ ЖДЕТ.

КТО ЭТО? (Паук)

Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место». - student2.ru - Составим с помощью фишек схему слова ПАУК.

- Прочитайте слово.

- Сколько звуков в слове ПАУК? (4 звука)

- Сколько согласных звуков в этом слове? (2 согласных звука). Назовите согласные звуки. (Звук П, звук К).

Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место». - student2.ru - Звуки П и К звонкие или глухие? (Глухие).

- Сколько слогов в слове ПАУК? (2 слога). Как это проверить? (Нужно посчитать, сколько гласных звуков, потому что слогов в слове столько же, сколько гласных)

- Какой первый гласный звук в этом слове? (Звук А). Назовите первый слог. (Слог ПА)

- Какой второй гласный? (Звук У). Назовите второй слог. (Слог УК).

- В каком порядке расположены гласные и согласные звуки в слове ПАУК

Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место». - student2.ru 3. Фонематический синтез слова ПАУК. Дидактическая игра «Живые звуки»

- Поиграем с живыми звуками. (На роли звуков назначаются четыре ребенка)

Задания для звуков: 1. Станьте друг за другом так, чтобы получилось слово ПАУК.

2. Звук П, назови имя мальчика, которое бы начиналось с твоего звука.

(Паша, Петя)

3. Звук К, назови слово, которое бы заканчивалось твоим звуком

(Мак, рак, сок)

4. Звук А, подбери слово, в котором было бы два слога.

5. Звук У, подбери слово, состоящее из трех слогов.

Наши рекомендации