Развитие младших школьников в процессе трудового обучения
На уроке труда, с одной стороны, ученики имеют возможность систематически усваивать знания, умения и навыки по труду, что обеспечивает их умственное развитие, с другой стороны, создание продукта впервые приобщает учащихся к общественной сущности труда в нашем обществе, что позволяет формировать высокие гражданские качества, стремления, мотивы.
Возможность умственного развития на уроках труда, как и в процессе обучения в целом, определяется в настоящее время принципом развивающего обучения.
Реализация этого принципа в начальных классах школы способствует формированию важнейших психических новообразований младшего школьного возраста, обеспечивающих возможность полноценного перехода в последующий возрастной период. К ним в первую очередь психологи и педагоги относят абстрактное мышление, произвольность действий, внутренний план действия, самоконтроль и самооценку. При соответствующих условиях обучения в начальных классах уроки труда обеспечивают большие возможности в формировании этих новообразований.
Как известно, дети в основном приходят в I класс с конкретно - образным мышлением. Традиционные методы обучения на уроках труда, в том числе обучение трудовым операциям под диктовку, не способствуют формированию абстрактного мышления. Первокласснику диктуется и показывается каждое действие, и это ограничивает его возможности размышлять отвлеченно, представлять и планировать последующие операции.
Как показывают экспериментальные работы Э. А. Фарапо - новой, важнейший шаг к переводу внешних действий ученика в умственный план, обеспечивающий успешное развитие абстрактного мышления,— это обучение учащегося на уроках труда планированию.
Пооперационное планирование, которое применяют сейчас многие учителя начальных классов, по данным Э. А. Фарапо - новой, не только возможно внедрять с первых месяцев обучения в I классе, но и необходимо использовать при изготовлении учениками каждого изделия.
Формирование умения планировать идет, с одной стороны, от планирования, проводимого совместно с учителями, к самостоятельной деятельности по планированию и, с другой стороны, от планирования с опорой на наглядность, т. е. действия с образом предмета, к действию, в котором ученик руководствуется внутренним представлением.
Вот как, например, были организованы уроки в I классе, на которых дети учились планированию. К началу урока на доске был вывешен образец готового изделия (небольшая гирлянда из цветной бумаги) и предметно - наглядная учебно - инструкционная карта, которая состояла из:
листа бумаги с расставленными на расстоянии 2 см точками вдоль верхнего края;
листа бумаги с расставленными таким же образом точками вдоль нижнего края;
листа бумаги с линиями, проведенными по линейке и соединяющими каждую верхнюю и нижнюю точки попарно;
листа бумаги с несколькими точно по линии отрезанными полосками бумаги;
кольца, склеенного из полосы цветной бумаги.
Как видно, на учебно - инструкционной карте в предметно - наглядной форме указаны все основные операции, последовательность работы и требования, которым должно соответствовать выполнение задания на каждом этапе работы.
На первых уроках пооперационное изготовление предмета осуществляется под руководством учителя (объяснение и показ учителя).
После выполнения каждого этапа работы дети самостоятельно указывали, что нужно делать дальше.
Уже во второй – четверти учебного года ученики I класса, рассмотрев образец и предметно - наглядную инструкционную карту, самостоятельно намечали план работы, указывали необходимые материалы и инструменты, изготовляли изделия.
Дальнейший путь умственного развития на уроках трудового обучения состоял в самостоятельном составлении плана и чертежа - развертки (построение развертки—один из приемов изображения на плоскости чертежа различных объемных предметов: коробочек, кубиков и др.) и изготовлении предметов по нему.
Обучение составлению чертежа также проводилось по определенному плану, где предусматриваются все операции (от приготовления инструментов до оценки готового изделия).
Наконец, для развития абстрактного мышления усложнялись сами изделия. Сначала работа проводилась с открытыми моделями, и ученики имели возможность рассматривать образец снаружи и внутри, т. е. опираться на конкретно - образное мышление, а потом модели закрывались крышками, и, - наконец, предлагалась закрытая модель, требовавшая отвлеченного мышления (надо было представить внутреннее строение закрытого кубика).
Обучение планированию, составлению чертежей, пооперационным действиям учит младших школьников действовать последовательно, целеустремленно, развивает произвольность.
Очень важным является развитие на уроках труда такого волевого качества, как самостоятельность. После учебно - тренировочных упражнений, под руководством и контролем учителя в экспериментальных классах проводились уроки самостоятельной работы, причем степень самостоятельности возрастала постепенно: сначала учащиеся самостоятельно выполняли отдельные работы, потом, получив задание, рассматривали его и сами планировали работу.
Особенностью младшего школьника в начале обучения является интерес не к результату, а к процессу труда. В силу большой отвлекаемости, непроизвольности в первое время ученик часто не следует образцу, получает какие - то случайные детали и начинает сам выдумывать. Планирование, чертежи и т. п. формируют настойчивость в достижении цели, требуют обязательного выполнения необходимых элементов деятельности по образцу.
При организации работы на уроке у учителя имеются большие возможности для развития самоконтроля, обеспечивающего успех всякой деятельности. Сличение учеником своих операций с инструктивной картой, с планом, чертежом способствует развитию пооперационной формы самоконтроля, которая позволяет ученику заранее предотвратить ошибки, оценить себя в процессе создания поделки.