Практическое занятие №16 Социально-трудовая адаптация и реабилитация лиц с ОВЗ. (2 часа)
Цель: теоретическое освоение темы: Социально-трудовая адаптация и реабилитация лиц с ОВЗ, формирование готовности к деятельности по реабилитации и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья
Задачи:
- сформировать у студентов теоретические знания по теме занятия, формирование практических умений анализа системы социально-трудовой адаптации и реабилитации лиц с ОВЗ; формирование готовности к деятельности по реабилитации и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья, формирование умения реферировать первоисточники, вести дискуссию по докладу
Перечень необходимого оборудования
Аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные стандартным набором учебной мебели, учебной доской и стационарным или переносным комплексом мультимедийного презентационного оборудования.
Основные понятия:адаптация, абилитация, реабилитация, дистанционные образовательные технологии
Методические материалы:раздаточный материал, электронные приложения к практическим занятиям: презентации, схемы.
Перечень используемых образовательных технологий: развернутая беседа, дискуссия, обсуждение презентаций, устный опрос, оппонирование докладов, дискуссии, конспектирование первоисточников, работа со словарями, хрестоматиями, электронными книгами, электронными периодическими изданиями.
План практического занятия
1 Понятия социально-трудовая адаптация и реабилитция
2 Современные подходы к решению проблем профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья
3 Модель комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья
4 Стратегии, формы и методы реабилитации лиц с сенсорными, двигательными, интеллектуальными, комплексными нарушениями и соматическими заболеваниями
5 Педагогические требования к использованию дистанционных образовательных технологий в профессиональном обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях надомного обучения
6 Формирование у педагогических работников готовности к обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Вопросы для обсуждения
1 Дать определения понятиям адаптация и реабилитация, социально-трудовая адаптация и реабилитация.
2 Охарактеризовать подходы к решению проблем профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе.
3 Рассказать о комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
4 Выявить стратегии, формы и методы реабилитации лиц с сенсорными, двигательными, интеллектуальными, комплексными нарушениями и соматическими заболеваниями.
5 Обосновать необходимость использования дистанционных образовательных технологий в профессиональном обучении лиц с ОВЗ в условиях надомного обучения, выявить педагогические требования к дистанционным технологиям.
6 Формирование у педагогических работников готовности к обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
СРС
1 Написание эссе по теме:
«Социально-трудовая адаптация и реабилитация лиц с ОВЗ».
«Современные дистанционные образовательные технологии в профессиональном обучении лиц с ОВЗ»
Методические рекомендации преподавателю по организации практических занятий: Обратить внимание на методические материалы к практическому занятию, предложить студентам написать эссе по теме занятия.
Рекомендуемая литература:
а) основная литература
1. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2006.
2. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2006.
3. Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д, 2007.
4. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб., 2006.
Б) дополнительная
1. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 2002.
2. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. – М., 2004.
3. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики /Под ред. В.А.Сластенина. – М., 1999.
4. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (по отдельным направлениям). – М., 1999.
5. Дефектология. Словарь-справочник /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1996
6. Коррекционная педагогика /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1998.
7. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.
8. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. – М.,1974.
9. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97 //Вестник образования, 1998, № 4.
10. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М., 2005.
11. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. М.: ВЛАДОС, 2001. – 136 с.
12. Электронные издания журналов по специальной педагогике http://www.schoolpress.ru/products/magazines/index.php, http://pressa.ru/izdanie