Практическое занятие №2 2 часа

Тема занятия:Сущность воспитания и его место в целостной структуре педагогического процесса

Основные понятия:воспитание (в узком и широком социальном и педагогическом смысле), процесс воспитания, закономерности воспитания (общие и частные), развитие, формирование личности, содержание воспитания, воспитательная деятельность, образовательный процесс, образование.

Вопросы для обсуждения:

1. Воспитание как социокультурный феномен.

2. Предмет воспитания и его историческая обусловленность.

3. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса.

4. Гуманизация как основа идеологии воспитания.

5. Прогнозирование в воспитании.

Задание для самостоятельного осмысления для всех (домашнее задание, выполняются самостоятельно и предоставляются преподавателю на занятии)

1. Составьте опорный конспект по лекции 1 и 2 (1,5 – 2 стр.).

2. Выпишите и выучите основные понятия по теме (укажите источник).

3. Найдите в педагогическом словаре определения четырех любых видов воспитания из предложенных: воспитание духовное, воспитание нравственное., воспитание правовое, воспитание трудовое, воспитание умственное, воспитание физическое, воспитание художественное, воспитание экологическое, воспитание экономическое, воспитание эстетическое, воспитание этическое.

Выпишите выбранные определения в строчки ниже.

Укажите выходные данные словаря (-ей), которым (-и) Вы пользовались.

План занятия

1. Проверка домашнего задания:

а) тестирование, терминологический диктант

б) обсуждение вопросов занятия №1, 2 (5-10 мин.);

в) обсуждение обязательного домашнего задания (5-10 мин.);

г) работа в микрогруппах: обсуждение вопроса из книги №3, выступление представителей микрогрупп с результатами обсуждения (10 мин.).

2. Обсуждение современных подходов к гуманизации воспитания и фиксация основных идей концепции (15-20 мин.).

3. Заслушивание сообщений, подготовленных по вопросу №5 (10-15 мин.).

4. Самостоятельная работа по микрогруппам (15-20 мин.):

1. Сравните понятия «воспитание» с понятиями «образование» и «обучение».

2. Перечислите и обоснуйте особенности воспитания.

3. Назовите факторы среды, влияющие на воспитание личности?

4. В чем суть биологизаторской и социологизаторской теорий?

5. Раскройте сущность социоцентрической, антропоцентрической, натуроцентрической, теоцентрической моделей воспитания?

6. Обоснуйте, какую роль в развитии и формировании личности играет сам человек?

7. Cформулируйте аксиомы воспитания.

8. Выстройте иерархию основных понятий.

5. Подведение итогов изучения темы (5 мин.):

а) рефлексия;

б) самооценка работы на занятии.

Список рекомендуемой литературы

Основная

1. Беликова Е.В. Теория и методика воспитания: Конспект лекций / Е. В. Беликова, О. И. Битаева, Л. В. Елисеева. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с. - ISBN 978-5-699-25590-0

2. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 576 с. - ISBN 5-7695-5654-8

3. Сластенин В.А.Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 576 с. - ISBN 5-7695-5654-8

Дополнительная

1. Кинелев В.Г. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций / В. Г. Кинелев, В. Б. Миронов. - М.: Владос, 1998. - 520 с. - ISBN 5-691-00163-9

2. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Гриценко. - М.: Академия, 2005. - 240 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-1851-0 : 125-84.

3. Педагогика (учебные курсы: "Теория и методика воспитания" Социальная педагогика): УМК для спец. "Биология"; курс 3(2), семестр 5(3); [Рукопись] / Юрьева Г.П., сост. - Славянск-на-Кубани, 2007. - б/ц.

4. Педагогика: электронный учебник: CD / Крившенко Л.П., ред. - М.: КНОРУС, 2009. - ISBN 978-5-390-00249-0 : 232-50.

5. Юрьева Г.П.Учебно-методическое пособие по курсу "Педагогика" (разделы "Теория воспитания", «Социальная педагогика») / Г. П. Юрьева. - Славянск-на-Кубани: ИЦ СГПИ, 2007. -91 с.

Практическое занятие №3

Наши рекомендации