Как готовиться к уроку по русскому языку

Ознакомьтесь с материалом всей темы, изучаемой в школе (по учебным, методическим, лингвистическим пособиям).

Прочитайте теоретические сведения, изложенные в школьном учебнике. Проанализируйте упражнения и выясните:

а) не содержится ли в них дополнительная информация по данной теме;

б) по каким наблюдениям над языковыми фактами делаются выводы и обобщения, по каким нет;

в) определите систему упражнений по теме.

Определите место урока в системе уроков по данной теме, тип урока.

Определите сведения, которые необходимо знать учащимся для усвоения нового материала, а также, что изучалось по данной теме ранее, сопричастные темы в перспективе.

Дайте анализ изучаемого материала (определения или правила).

Определите главное, второстепенное, трудности, связанные с изучением материала.

Установите, с каким материалом следует сопоставить изучаемый материал с целью его обобщения и систематизации, а также предупреждения смещения языковых фактов и отрицательного взаимодействия навыков.

Подумайте, какие наглядные пособия могут быть использованы на уроке.

Сформулируйте тему урока и определите его цель.

Определите логическую линию урока, отберите материал для урока.

Продумайте методы и приемы работы, определите виды упражнений, их конкретные дидактические задачи и выясните соответствие их изучаемому материалу и цели урока.

Определите части урока, их последовательность и соразмерность. Составьте план урока.

Перед тем как приступить к составлению конспекта урока, выясните, надо ли проверять домашнюю работу в классе. Если такая необходимость есть, подумайте, какое новое решение вы внесете в процесс проверки. Определите виды опроса.

Работая над конспектом урока, обратите внимание на формулировки вопросов и заданий, на то, как вы будете активизировать познавательную деятельность учащихся.

Подумайте, как вы подведете итоги урока.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ УЧИТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ

  Анализ теоретического материала и заданий к упражнениям учебника.   ®   Формулирование ведущих учебных задач урока. ®   Планирование этапа изучения нового, методов и форм работы.
  Анализ материала упражнений, дидактического материала   ®   Уточнение всех задач урока, в том числе воспитательных. ®   Планирование закрепления и домашнего задания.  
  Установление связи с предыдущим.   ®   Уточнение учебных, развивающих задач. ®   Планирование опорного повторения.
  Определение места урока среди других, его связи с предыдущими и последующими работами.   ®   Продумывание взаимосвязи разделов, речевой направленности урока. ®   Планирование проверки домашнего задания и других видов повторения.

Таким образом, основой для подготовки учителя к уроку должны служить программа и учебник. Исходным в построении урока является лингвистическое содержание урока, извлекаемое из анализа программы и учебника.

.При подготовке к уроку надо в первую очередь планировать работу по изучению нового с закреплением и опорным повторением, а уже потом (в зависимости от остающегося времени) — начало урока, т.е. проверку домашнего задания, способ проверки, различные виды повторения (обобщающего, систематизирующего, закрепляющего).

Для определения ведущих учебных задач урока анализ теоретического и практического материала параграфа учебника должен идти примерно по следующему плану:

а) анализ понятий, содержащихся в данном параграфе, и способ их подачи;

б) анализ, характеристика правил и способов их подачи;

в) анализ заданий к упражнениям;

г) установление наличия особых языковых факторов;

д) анализ дидактического материала упражнений.

Для определения внутренней логики в подаче лингвистического материала следует проанализировать, что сообщается учащимся о значении изучаемого явления, о форме выражения и особенностях употребления.

( По статье Лыжовой Л. И. : Лыжова Л. И. Логический анализ содержания учебника как основа для выбора оптимальных методов обучения // РЯШ.– 1987.– № 5.– С. 25 – 32).

Наши рекомендации