Приоритетные направления деятельности учителя-логопеда по реализации Образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
– детский сад компенсирующего вида № 51
Принято: Утверждаю:
На Педагогическом Совете № 1 Заведующий ГБДОУ № 51
Протокол № _1____от « » августа 2016 г. Краевая С.В.______________
Приказ № ________
от «____» _________ 2016 г.
Рабочая программа
воспитания и обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи
5 -7 лет жизни для группы компенсирующей направленности
на 2016-2017 уч. год
Составила:
учитель – логопед выс. кв. кат.
Чехомова Юлия Васильевна
Санкт-Петербург
Содержание:
l. Целевой раздел | ||
1. | Пояснительная записка. | |
1.1. | Введение. | |
1.2. | Цели и задачи реализации Программы. | |
1.3. | Принципы и подходы к формированию Программы. | |
1.4. | Приоритетные направления деятельности учителя-логопеда по реализации Образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. | |
1.5. | Характеристики, значимые для разработки и реализации «Программы», в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста, имеющих речевую патологию. | |
1.6. | Целевые ориентиры. Планируемые результаты освоения программы. | |
1.7. | Система мониторинга индивидуального развития детей. | |
1.7.1. | Диагностика речевого развития детей с 5 до 6 лет. | |
1.7.2. | Диагностика речевого развития детей с 6 до 7 лет. | |
l l. Содержательный раздел | ||
2. | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка. | |
2.1. | Основные направления коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. | |
2.2. | Реализация образовательной области «Речевое развитие». | |
2.2.1. | Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы в старшей группе. | |
2.2.2. | Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе. | |
2.3. | Особенности организации образовательной деятельности. | |
2.4. | Планирование логопедической работы. | |
2.5. | Этапы сопровождения детей детского сада от 2 до 7 лет, находящихся в «группе риска»,для последующего набора в группу компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. | |
2.6. | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. | |
2.6.1. | Формы и способы организация подгрупповых занятий. | |
2.6.2. | Формы и способы организация индивидуальных занятий. | |
2.6.3. | Методы реализации программы. | |
2.6.4. | Методы и приёмы сопровождения детей в образовательной деятельности (раздел: «Обучение элементам грамоты) в соответствии с образовательными маршрутами. | |
2.6.5. | Средства реализации программы. | |
2.7. | Интеграция усилий учителя-логопеда и педагогов. | |
2.8. | Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников. | |
2.8.1. | Инновационные формы работы с родителями. | |
l l l. Организационный раздел | ||
3.1. | Материально-техническое обеспечение Программы. | |
3.1.1. | Программно-методический комплекс. | |
3.1.2. | Методический комплект к образовательной программе. | |
3.2. | Организация предметно-пространственной среды. | |
3.2.1. | Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды для детей с 5 до 6 лет. | |
3.2.2. | Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды для детей с 6 до 7 лет. | |
3.2.3. | Обеспечение предметно-пространственной развивающей среды | |
3.3. | Календарный учебный график. | |
3.4. | Тематическое планирование образовательного процесса. | |
3.4.1. | Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса по разделу «Обучение грамоте». | |
3.4.2. | Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса по разделу «Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи» для детей старшей группы. | |
3.4.3 | Календарный план подгрупповых занятий по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей старшей группы. | |
3.4.4. | Календарный план подгрупповых занятий по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей подготовительной группы. | |
3.4.5. | Календарный план подгрупповых занятий по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей подготовительной группы. | |
3.5. | Модель логопедического сопровождения детей в дошкольном образовательном учреждении. | |
3.5.1. | Модель логопедического сопровождения детей дошкольного возраста. | |
3.5.2. | Этапы индивидуального сопровождения ребенка. | |
3.5.3. | Модель организации коррекционно-развивающей работы. | |
3.6. | Организация пребывания детей в образовательном учреждении. | |
3.7. | Расписание работы учителя-логопеда. | |
3.8. | План работы учителя-логопеда по взаимодействию с педагогическим коллективом. | |
3.9. | План работы учителя-логопеда по взаимодействию с семьями воспитанников. | |
3.10 | Методика проведения обследования ребенка с ОНР с 4 до 7 лет учителем-логопедом (речевые карты). | |
3.11. | Перечень методической литературы. |
l. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Введение
Рабочая программа представляет собой целостную, методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в ДОУ компенсирующего вида для детей с 5 до 7 лет, имеющих фонетические, фонетико-фонематические нарушения и общее недоразвитие речи второго, третьего, четвёртого уровня.
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012, с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования №1155 от 17.10.2013 года, Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка РФ» №124-ФЗ от 24.07.1998 года, СанПиНом 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 года, Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15); а также АОП ДО ГБДОУ детский сад № 51 Приморского района Санкт-Петербурга от 01.09.2015 г., Положения о рабочей программе педагога от 26.05.2015 года, принятым на Педагогическом совете №5, а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Разработанная Рабочая Программа представляет собой интеграцию следующих образовательных программ:
- «Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», под редакцией Н.В. Нищевой, 2015 год;
- «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», под редакцией Н.В. Нищевой, 2015 год.
Программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Программа содержит подробное описание организации и содержания коррекционно-развивающей работы в старшей и подготовительной к школе группы для детей с ФНР, ФФНР, ОНР-2,3,4 уровня.
В Программе прописано взаимодействие специалистов и родителей, которое отражено в блоках «Интеграция усилий учителя-логопеда и педагогов», «Взаимодействие с семьями воспитанников», а также в совместной работе всех участников образовательного процесса во всех пяти образовательных областях.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с речевой патологией, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели в рамках общей лексической темы. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
В Программе предложена система логопедической диагностики индивидуального развития детей, даны методические рекомендации по проведению диагностики, представлены схемы обследования ребенка с общим недоразвитием речи (с 5 до 7 лет). В методический комплект включен стимульный материал для проведения диагностики учителем-логопедом.
В Программе даны рекомендации по созданию и оснащению предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете и групповом помещении. В соответствии с Программой предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда и в групповом помещении обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учѐта особенностей и коррекции недостатков их развития.
В Программе прописан полный методический комплект, включающий в себя все необходимые методические пособия:
- наглядно-дидактический материал, дидактические настольно-печатные игры;
- картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой, мимической, дыхательной, артикуляционной гимнастики;
- методические материалы для родителей, рабочие тетради.
Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена следующим фактором: растет число детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Это обусловливает актуальность «Программы» и необходимость ее внедрения в практику образования.
1.2. Цель и задачи реализации «Программы»
Цель программы - построение системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
Основными задачами программы являются:
· овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками общения, фонетической системой русского языка, элементами грамоты*, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования;
· сохранение и укрепление физического и психического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка;
· взаимодействие и единство подходов детского сада и семьи в процессе воспитания и развития здорового ребёнка-дошкольника.
Основой программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с речевой патологией. Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей работы в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.
Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей-логопатов. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ФНР, ФФНР, ОНР-2,3,4 уровня и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.
1.3. Принципы и подходы к формированию «Программы»
Теоретической основой «Программы» стали:
- концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений (Л. С Выготский);
- учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей (Л. С. Выготский, Н. Н. Малофеев);
- концепция о соотношении мышления и речи (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже и др.);
- концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка (В. М. Солнцев);
- концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка (Л. С. Выготский, А. Р Лурия);
- современные представления о структуре речевого дефекта (Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова, Е Ф. Соботович, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.).
Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с речевой патологией и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме. Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы:
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
-принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
-принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
- принципы интеграции усилий специалистов;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода.
В рамках данных принципов ребенок рассматривается как субъект образовательной деятельности. Мы создаем условия, и ребенок взаимодействует с ними в окружающей действительности, в основе которых лежат постепенность, пошаговая технология, позволяющие объединять детей в подгруппы по образовательным маршрутам, с учётом определенных показателей здоровья.
Образовательные маршруты составлены в соответствии с рекомендациями Токаевой Т.Э., автора программы «Азбука здоровья».
I образовательный маршрут | II образовательный маршрут | III образовательный маршрут |
Дети I оздоровительного маршрута с уровнем развития – высокий, выше среднего, средний. Дети II оздоровительного маршрута с уровнем развития - высокий, выше среднего. Максимальная интеллектуальная нагрузка, интенсивное развитие, кружки. Среда - сложные варианты игр, развивающие игры, тренажеры, схемы, алгоритмы с максимальным количеством шагов. Пед.техника – диалог; педагог – компьютер; индивидуальные карточки – повышенная степень сложности; упражнения на взаимодействие; на любой вопрос: «Давай подумаем, посоветуемся, сообразим». Творческие формы взаимодействия. Оценка от имени героя. | Дети I оздоровительного маршрута с уровнем развития – ниже среднего, низкий. Дети II оздоровительного маршрута с уровнем развития – средний, ниже среднего, низкий. Дети III оздоровительного маршрута с уровнем развития – высокий, выше среднего. Дети IV оздоровительного маршрута с уровнем развития – высокий, выше среднего. Интеллектуальная нагрузка выше среднего и средняя. Длительность занятия может быть сокращена до 10 минут. Среда – алгоритмы, схемы – количество шагов уменьшается. Пед.техника – педагог – помощник, организатор. Оценка деятельности от имени героя. Взаимодействие с родителями – подгрупповые консультации с приглашением специалистов, круглый стол по проблеме. | Дети III оздоровительного маршрута с уровнем развития – средний, ниже среднего, низкий. Дети IV оздоровительного маршрута с уровнем развития – средний, ниже среднего, низкий. Интеллектуальная нагрузка средняя и ниже средней. Среда – алгоритмы, схемы – минимальное число шагов. Пед.техника – педагог-дублер. Обучение через индивидуальные занятия, упражнения. Взаимодействие с родителями – тренинги, индивидуальные консультации. |
Приоритетные направления деятельности учителя-логопеда по реализации Образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Приоритетное направление педагогической деятельности – обеспечение равных возможностей при освоении воспитанниками детского сада Примерной основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с их индивидуальными возможностями и потребностями.
Реализация данного направления обеспечивается психолого-педагогическим сопровождением детей с особыми образовательными потребностями через:
- организацию эффективных условий, обеспечивающих максимальную коррекцию речевого недоразвития у детей и качественное усвоение ими содержания образования;
- использование игровых компьютерных технологий на занятиях, как средство повышения эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста, с целью оптимизации процесса формирования предпосылок учебной деятельности;
- вовлечение семей воспитанников в орбиту педагогической деятельности, способствующей индивидуализации образовательного процесса и достижению высоких результатов в развития каждого ребёнка.
1.5. Характеристики, значимые для разработки и реализации «Программы», в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста, имеющих речевую патологию.
Контингент детей группы
Возрастная группа | Количество детей | Из них мальчики | Из них девочки |
Старшая группа от 5 до 6 лет | |||
Подготовительная к школе группа от 6 до 7 лет | |||
Итого |