Цели и задачи выполнения выпускной квалификационной работы
Бондарук А.Ф., Семенова С.В., Ходаковская О.В.
Методические рекомендации по подготовке и защите
Выпускных квалификационных работ
Для студентов психологических и педагогических
Направлений высшего образования
Под редакцией В.М.Голянича
Санкт-Петербург
УДК
ББК
К
Печатается по решению
Авторы: Бондарук А.Ф., кандидат психологических наук; Семенова С.В., кандидат психологических наук, доцент; Ходаковская О.В., кандидат психологических наук.
Ответственный редактор: Голянич В.М., доктор медицинских наук, профессор.
Рецензенты:
Королева Наталья Николаевна, зав. кафедрой методов психологического познания Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, доктор психологических наук, профессор.
Дмитриева Ирина Игоревна, доцент кафедры туризма и социально-культурного сервиса Санкт-Петербургского государственного института культуры, кандидат педагогических наук, доцент.
Бондарук А.Ф., Семенова С.В., Ходаковская О.В. Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ для студентов психологических и педагогических направлений высшего образования / Под ред. В.М.Голянича. СПб.: Изд-во СПбГИК, 2016. 64 с.
Содержание
1.2.2.3. | Общие положения | |
1.1.0.0. | Область применения | |
1.2.0.0. | Цели и задачи выполнения выпускной квалификационной работы | |
1.3.0.0. | Научное руководство и консультирование | |
2.2.2.3. | Организационно-методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы | |
2.1.2.0. | Порядок выбора темы выпускной квалификационной работы | |
2.2.1.0. | Требования к структуре и содержанию выпускной квалификационной работы | |
2.2.1.0. | Требования к вводной части выпускной квалификационной работы | |
2.2.2.0. | Требования к основной части выпускной квалификационной работы | |
2.2.2.1. | Теоретическая глава выпускной квалификационной работы | |
2.2.2.2. | Методологическая глава выпускной квалификационной работы | |
2.2.2.3. | Эмпирическая глава выпускной квалификационной работы | |
2.3.1.0. | Заключение и выводы выпускной квалификационной работы | |
3.2.2.3. | Требования к оформлению и защите выпускной квалификационной работы | |
3.1. | Объём и структура и общие требования к оформлению текста | |
3.2. | Стиль изложения текста | |
3.3. | Построение текстового документа | |
3.4. | Оформление таблиц, иллюстраций, списка литературы и приложений | |
3.5. | Критерии оценки выпускной квалификационной работы | |
3.6. | Требования к отзыву руководителя и рецензента на выпускную квалификационную работу | |
3.7. | Порядок и процедура защиты выпускной квалификационной работы | |
2.2.3. | Приложения |
Общие положения
Область применения
Настоящие методические рекомендации определяют общие требования к структуре, содержанию, оформлению и порядку защиты выпускных квалификационных работ, выполняемых студентами психологических и педагогических направлений высшего образования.
В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), утверждённых Министерством образования и науки Российской Федерации, итоговая государственная аттестация выпускников образовательных учреждений высшего образования предполагает сдачу государственного экзамена и защиту выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты.
Выпускная квалификационная работа (далее – ВКР) представляет собой самостоятельное и логически завершенное исследование на выбранную тему, написанное лично выпускником под руководством научного руководителя, подтверждающее уровень теоретической и практической подготовленности выпускника к работе в различных организациях и учреждениях в соответствии с приобретенными общекультурными и профессиональными компетенциями по соответствующим видам профессиональной деятельности. ВКР должна свидетельствовать о глубоких теоретических знаниях и практических навыках, полученных при освоении профессиональной образовательной программы.
Существуют следующие виды выпускных квалификационных работ в зависимости от области применения ее результатов. Выпускная квалификационная работа может быть теоретической, эмпирической и прикладной.
Теоретическая выпускная квалификационная работа опирается на литературные данные, логические выводы, выкладки, результаты исследований, ранее проведенных по выбранной теме другими учеными. В ней предусматривается критический анализ исторического аспекта выбранной темы и разработанность на момент изучения.
Эмпирическая работа основывается на собственном эмпирическом исследовании, собственных фактах.
Прикладная работа может быть представлена в виде разработки тренинговой или коррекционной программы, нового диагностического материала или модификации существующего.
ВКР является результатом самостоятельного исследования, выполненного выпускником под руководством научного руководителя, и может основываться на обобщении выполненных выпускником курсовых работ и содержать материалы, собранные выпускником в период производственной или преддипломной практик.
Требования к содержанию, объему и структуре ВКР определяются образовательным учреждением высшего профессионального образования.
Цели и задачи выполнения выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа должна выявлять уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности.
Общей целью подготовки выпускной квалификационной работы является систематизация и углубление теоретических и практических знаний, полученных в рамках учебного плана, закрепление навыков самостоятельной исследовательской работы. Работа должна свидетельствовать о степени готовности к практической деятельности. Она предназначена для выявления подготовленности выпускника к продолжению образования по образовательно-профессиональной программе следующей ступени и выполнению профессиональных задач на уровне требований государственного образовательного стандарта в части, касающейся минимума содержания и качества подготовки.
Целями ВКР являются:
- обобщение теоретических знаний, развитие навыков практической помощи лицам различных возрастов, профессий, психологического и соматического статусов;
- систематизация, расширение и углубление теоретических знаний, ориентация в современных научных концепциях;
- приобретение навыков практического применения теоретических знаний при решении психологических проблем;
- демонстрация навыков информационного поиска, умение ставить и решать исследовательские и практические задачи;
- развитие способностей студентов самостоятельно делать научно-обоснованные выводы и рекомендации по возникающим психологическим проблемам; прогнозировать изменение состояния человека под воздействием различных влияний;
- выявление способностей и навыков правильного применения теоретических положений изученных научных дисциплин;
- умение использовать современные математические и статистические методы; грамотно выполнять статистические процедуры с использованием компьютерных средств;
- умение применять передовые достижения современной науки и практики, обосновывать психологическую целесообразность их внедрения;
- умение четко и логично формулировать свои мысли, предложения и рекомендации;
- умение делать обоснованные выводы и вносить конкретные предложения по оказанию психологической помощи населению;
- формирование навыков ведения самостоятельных теоретических, эмпирических и экспериментальных исследований;
- демонстрация навыков научно-исследовательской и практической работы;
- приобретение опыта обработки, анализа и систематизации результатов исследований, оценки их практической значимости;
- приобретение опыта представления и публичной защиты результатов исследовательской деятельности;
- демонстрация профессиональных компетенций сложившегося специалиста в области психологии и педагогики, способного к самостоятельной деятельности на высоком профессиональном уровне.
Основные задачи ВКР:
1) обосновать актуальность выбранной темы, ее ценность и практическое значение;
2) изучить теоретические положения, проанализировать различные точки зрения и подходы, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме;
3) собрать необходимый эмпирический материал для проведения конкретного анализа;
4) изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме;
5) провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации;
6) сделать выводы и разработать рекомендации на основе проведенного анализа по избранной теме;
7) при необходимости выполнить расчет эффективности от внедрения предлагаемых рекомендаций и разработок;
8) оформить исследовательскую работу в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данным работам в вузе.
Цель ВКР всегда одна, а задач, детализирующих эту цель – несколько, от трех до шести. |