Цели и задачи выполнения выпускной квалификационной работы

УТВЕРЖДАЮ

и.о.зав. кафедрой режиссуры

_________ А.А. Екатерининская

«_____» _____________ 2017 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

СТУДЕНТОВ КАФЕДРЫ РЕЖИССУРЫ

(специальность 55.05.01 «Режиссура кино и телевидения»,

специализация «Режиссер игрового кино - и телефильма, педагог»)

Санкт-Петербург

Составители:

к.полит.н. Будилов В.М.,

к.иск., Екатерининская А.А.,

к.э.н., доц. Ртищева Т.В.,

Васильев В.Е.

Карбула Н.Г.

Рекомендовано к изданию в качестве методических указаний

кафедрой режиссуры

Протокол № __ от __.__.______

©Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный

институт кино и телевидения», 2017.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 5

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ.. 5

2. РУКОВОДСТВО ВЫПОЛНЕНИЕМ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ.. 7

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ.. 8

3.1. Девелопмент (предподготовка) проекта. 9

3.2. Подготовительный период. 17

3.3. Съемочный период. 31

3.4. Монтажно-тонировочный период (postproduction) 33

3.5. Предварительная защита ВКР. 35

4. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ВКР. 36

5. ЗАЩИТА ВКР. 45

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 52

1. Перечень этапов выполнения ВКР. 53

2. Карта реализации проекта. 56

3. Творческо-техническое задание драматургу на написание сценария. 58

4. Творческо-техническое задание композитору (звукорежиссеру) на написание (подбор) музыки (звукового оформления) фильма. 60

5. Образец заявления на утверждение темы ВКР. 61

6. Образец календарного плана выполнения ВКР. 62

7. Образец задания на выполнение ВКР. 63

8. Образец заявки на обеспечение съемок. 64

9. Режиссерский сценарий (шаблон) 66

10. Образец календарно-постановочного плана. 67

11. Образец генеральной сметы затрат проекта. 68

12. Договор с автором сценария на передачу неисключительных прав на сценарий и фильм 75

13. Инструкция о порядке предоставления съемочного оборудования СПбГИКиТ и сторонних организаций студентам очной, очно-заочной форм обучения. 79

14. Образец заявки на предоставление транспорта. 80

15. «О правовых основах организации кино- и телепроизводства в СПбГИКиТ» 81

16. АКТ об окончании подготовительного периода. 82

17. Образец Вызывного листа для производства АВП.. 83

18. Образец заявки на монтажно-тонировочные работы и звуковое оформление 85

19. Музыкальная справка на фильм. 86

20. Договор с режиссером-постановщиком на передачу неисключительных прав на аудиовизуальное произведение (фильм) 87

21. Акт приема-передачи к договору с режиссером-постановщиком на передачу неисключительных прав на аудиовизуальное произведение (фильм) 90

22. Форма заявления об использовании отснятого материала исключительно в учебных целях, не для публичного показа. 91

23. Образец титульного листа ВКР. 92

24. Образец титульного листа к литературному сценарию ВКР. 93

25. Образец титульного листа к режиссерскому сценарию ВКР. 94

26. Образец оформления монтажных листов. 95

27. Образец информационного паспорта фильма. 96

28. Образец карты АВП.. 97

29. Оформление DVD.. 98

30. Отзыв руководителя о выпускной квалификационной работе. 99

31. Образец оформления рецензии на выпускную квалификационную работу 101

32. Образец авторского договора на размещение выпускной квалификационной работы в ЭБС СПбГИКиТ. 103

33. Анкета для осуществления фестивальной рассылки. 105

34. Образец заявления о выдаче удостоверения национального фильма. 111

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания разработаны для студентов очной формы обучения факультета экранных искусств Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, обучающихся по основной образовательной программе высшего образования 55.05.01 Режиссура кино и телевидения (специализация «Режиссер игрового кино - и телефильма, педагог»), с целью соблюдения единых требований к подготовке и защите выпускной квалификационной работы.

Они содержат единые для всех студентов рекомендации к составу содержательной части, оформлению приложений, а также к сопроводительным документам на выпускную квалификационную работу.

Подготовительный период.

Этот этап имеет своей целью подготовку к началу съемочного периода.

На основании утвержденной концепции фильма и литературного сценария в соответствии с графиком учебного процесса происходит утверждение тем ВКР (Приложение 5), составление календарного плана выполнения ВКР (Приложение 6) и выдача кафедрой задания на выполнение ВКР (Приложение 7).

После чего происходит окончательное формирование съемочной группы и начинается работа над постановочным проектом для представления его на Художественном совете. Защита постановочного проекта на Художественном совете института является обязательным условием допуска к выполнению и защите ВКР.

Подача документов на Художественный совет осуществляется Учебным киновидеоцентром.

В связи с этим студенты должны:

А). За месяц до предполагаемого выхода на Художественный совет в распечатанном виде в УКВЦ (ул. Бухарестская, д. 22, каб.3209) представить заявку на обеспечение съемок(форма заявки представлена в Приложении 8) и утвержденный руководителем ВКР и заведующим кафедрой режиссуры литературный сценарий.

В последующий период времени студенты готовят презентацию и оформляют режиссерский сценарий фильма.

Режиссерский сценарийфильма разрабатывается на основе утвержденного литературного сценария. Разработка и редакция режиссерского сценария осуществляется студентом-режиссером, определяющим основные направления съемочного процесса, формирующим мизансцены и ориентирующим деятельность художника, оператора, звукорежиссера, режиссера мультимедиа. Также в разработке режиссерского сценария принимают участие: студент-оператор, создающий световое, цветовое и техническое решение будущего фильма; студент-звукорежиссер, создающий звуковое оформление фильма; студент режиссер мультимедиа, выявляющий графическое оформление фильма; студент-продюсер, координирующий и контролирующий этот процесс.

Режиссерский сценарий представляет собой тщательно и глубоко продуманный план всей творческой и производственной работы постановочного коллектива. Рекомендуемый формат режиссерского сценария приведен в Приложении 9.

Постановочный проект для защиты на Художественном совете оформляется в виде презентации в файле Microsoft Office Power Point ppt или pptx или аналогичных программ.

Структура презентации должна включать в себя следующие разделы:

Титульный лист. На данном слайде указывается основные характеристики проекта:

-название аудиовизуального произведения;

-тип аудиовизуального произведения (короткометражный);

-вид (игровой);

-жанр;

-хронометраж (в минутах);

-основная целевая аудитория;

-возрастные ограничения.

Здесь же указываются ФИО (полностью) членов команды, защищающих проект, и их основные контакты (e-mail, адрес страницы в социальных сетях, телефон с международным префиксом)

Раздел 1. Сущностные характеристики фильма:

– теглайн (краткая фраза о сути будущего фильма – какая проблема раскрывается авторами);

– логлайн.

Допускается представить несколько слайдов, которые будут способствовать раскрытию истории фильма.

Важно использовать визуальные материалы (фото, рисунки), для построения ассоциативного ряда соответствующего идеи фильма. Наиболее простое решение – привести референсы.

Раздел 2. Производственная команда

Раздел должен включать в себя краткое портфолио авторов и основных участников творческого коллектива (кроме актеров), которые планируются привлечь к реализации проекта (желательно с фотографиями).

Примерный список должен включать в себя:

– автора сценария;

– режиссера;

– композитора;

– оператора;

– звукорежиссера;

– режиссера мультимедиа;

– продюсера;

– художника-постановщика;

– художника по костюмам;

– прочие лица.

Здесь ОБЯЗАТЕЛЬНО следует указать – является ли член съемочной группы студентом СПбГИКиТ (курс, группа, мастер/куратор) или нет.

Раздел 3. Актеры/ персонажи

В этом разделе необходимо привести фотографии и портфолио актеров-исполнителей главных ролей, а также прочих актеров, как привило исполнителей ролей второго плана или участвующих в съемках отдельных эпизодов, которые могут способствовать повышению зрительского интереса.

В случае если в проекте задействованы молодые артисты – студенты других организаций высшего образования, необходимо обосновать свой выбор, доказав, что студенты мастерских СПбГИКиТ не подошли на данные роли.

Необходимо быть готовым показать видеопробы артистов.

Если актеры не утверждены, то следует представить дрим-каст, привести рисунки или фотографии персонажей.

Раздел 4. Стилистика проекта.

В разделе необходимо дать представление о стилистическом решении проекта одним или несколькими способами:

– продемонстрировать трейлер (отражающий общее содержание)/, тизер (небольшой отрывок из фильма);

– привести референсы звуковых, визуальных, аудиовизуальных решений (звук, фото или видеоматериалы);

– продемонстрировать фото актеров в образах (загримированных), декораций, ключевых интерьерных и натурных локаций, грима, костюмов;

ОСОБО следует продемонстрировать решения нестандартных/ сложных задач: съемки на улице, в воде, в воздухе, движущемся транспорте и пр.

Раздел 5. Календарный план.

В данном разделе необходимо привести укрупненный календарно-постановочный план производства в разрезе производственных периодов: подготовительном (PreProduction), съемочном (Production), монтажно-тонировочном (PostProduction) по датам или укрупненным временным показателям (месяц). Указать планируемый срок окончания работ.

Раздел 6. Необходимое оборудование для:

1) съемок (камеры, оптика, свет, штативы, рельсы, краны, коптеры, спец. приспособления и пр.);

2) postproduction (количество смен на монтаж, озвучивание, сведение, создание титров и субтитров и пр.).

Раздел 7. Стоимость/ лимит производства.

Данный раздел должен включать в себя таблицу, содержащую сводные данные по укрупненным группам затрат.

Для того чтобы проект фильма был допущен до защиты на Художественном совете, все члены творческой группы, являющиеся студентами СПбГИКиТ, должны получить согласование своих научных руководителей.

Б.) За две недели до выхода на Художественный совет в электронном виде на электронную почту УКВЦ ([email protected]) необходимо представить следующее:

1. Утвержденный режиссерский сценарий

2. Синопсис

3. Календарно-постановочный план

4. Постановочную экспликацию (включающая в себя режиссерскую, операторскую и звукооператорскую экспликации),

5. Раскадровку, заверенную мастером;

6. Кастинг (Видеопробы актеров).

7. Локации

8. Лимит затрат

9. Заключенные договоры со всеми владельцами авторских и смежных прав на фильм, а также в случае необходимости с юридическими и физическими лицами на осуществление работ и оказание услуг.

10. Разрешения в свободной форме от собственников квартир, служебных помещений, руководителей предприятий, на территории которых планируются съемки.

11. Заявку на согласование от Комитета по культуре Санкт-Петербурга для съемок на определенных «общественных» территориях Санкт-Петербурга.

Календарно-постановочный план (КПП)создается в разрезе объектов и времени исполнения работ, исполнителей по всем этапам. Форма установочного календарно-постановочного плана приведена в приложении к методическим указаниям (Приложение 10).

Студент-продюсер формирует календарно-постановочный план съемки фильма. Основой для составления КПП являются:

- утвержденный режиссерский сценарий;

- рамочные условия.

Календарно-постановочный плануточняется несколько раз в подготовительном периоде: под даты готовности павильонных декораций, интерьеров или игрового реквизита и, наконец, после утверждения исполнителей ролей, под график их занятости.

К рамочным условиям относятся: рабочее время и время отдыха, регулируемые Трудовым кодексом Российской Федерации.

Рамочными условиями также являются ресурсные возможности УКВЦ, которые устанавливают ограничения на число съемочных дней, на которые может быть предоставлено оборудование – 8 съемочных дней (смен) для фильмов продолжительностью от 21 до 26 минут и до 7 съемочных дней (смен) для фильмов продолжительностью до 20 минут.

Постановочная экспликация (включающая в себя режиссерскую, операторскую и звукооператорскую экспликации), предусматривающая оптимальные творческо-постановочные решения съемок и монтажа фильма должна содержать:

- референсы визуальных и/или аудиовизуальных решений (фото или видеоматриалы);

- характеристики (указание исторических или каких-либо других особенностей) и пробы грима (при необходимости);

- фотографии выбранных интерьеров и натурных объектов;

- эскизы и фотографии костюмов;

- эскизы и фотографии декораций с приложением производственных разработок, в случае, если декорации будут использоваться в съемках АВП;

- фотографии игрового транспорта (при необходимости);

- фото или эскизы ключевого реквизита (при необходимости);

- разработку комбинированных съемок (при необходимости);

- звуковое решение АВП;

- и т.д.

Операторская экспликация это специальная дополнительная разработка режиссерского сценария в его съемочной части. В экспликации фиксируется творческий замысел операторского решения будущего фильма на экране, принятый на основе режиссерской идейно-художественной трактовки сценария. В экспликации записывается, какую производственно-техническую подготовку необходимо провести операторской группе для работы над фильмом. Целесообразно дополнять операторскую экспликацию графической разработкой экспозиционных общих планов, массовых сцен, кадров проходов и проездов, панорам и т. д.

Предварительная зарисовка кадра на производстве рассматривается не как обязательный эскиз будущей композиции, а как наглядная графическая запись содержания кадра. Такой рисунок помогает наглядно показать то, что обычно записывается в словесной форме в постановочном сценарии и что иногда не дает исчерпывающего представления о задуманном решении кадра.

Пообъектные разработкиформируются в разрезе павильонных, интерьерных и натурных съемок. В данном разделе студенту необходимо осуществить привязку конкретного оборудования и персонала к конкретным объектам. Для этого необходимо сформировать вызывной лист, раскадровку со схемами света и реестр оборудования, необходимого для съемки в конкретный день.

Раскадровка –это схематическое (графическое) изображение кадров, планирование проекта, позволяющее заранее представить действия актеров, окружающую их обстановку, костюмы, монтажные фразы, расположение и движение камер, а также необходимое световое оборудование.

В подразделекастингприводится описание исполнителей главных и эпизодических ролей, количество человек, участвующих в массовке, фото и видео пробы актеров. Кастинг актеров, фото и видеопробы организует продюсер, при непосредственном участии студента-режиссера и студента-оператора. Подбор актеров проводится в соответствии с дрим-кастом и/или описанием персонажей. За утверждение актеров на роли ответственность несет студент-режиссер. Рекомендовано задействовать в ВКР студентов СПбГИКиТ, обучающихся по специальности «Актерское искусство» и актеров-педагогов СПбГИКиТ.

Подразделлокациисодержит фотографии и описание выбранных объектов: референсы и реальные локации. В соответствии с утвержденным сценарием студенты – режиссер, продюсер и оператор осуществляют поиск локаций и объектов, фиксируют их на фото- и видеоносители. Студент-режиссер ответственен за утверждение локаций и объектов для съемки.

В случае участия в разработке проекта фильма студента художника-постановщика он определяет художественное решение фильма и разрабатывает эскизы костюмов и реквизита. Если возможность привлечения студента художника-постановщика к проекту отсутствует, то ответственность за разработку эскизов и подбором костюмов и реквизита несет студент-режиссер, а выполнять эти работы ему помогают продюсер и оператор. Продюсер осуществляет поиск или изготовление соответствующих костюмов и реквизита, а оператор согласует отобранные костюмы и реквизит для создания в кадре желаемого образа и композиции.

Заключительным этапом при подготовке постановочного проекта фильма является формирование студентом-продюсером генеральной сметы затрат на фильм, которая должна быть оформлена в соответствии с формой, приведенной в Приложении 11 к настоящим методическим указаниям. Допускается оформление лимита затрат по упрощенной схеме. (приложение ??)

На величину и структуру генеральной сметы затрат на фильм влияет перечень операторского, светового и звукового оборудования. Состав такого оборудования определяют студенты операторы и звукорежиссеры соответственно, на основании возможностей и ограничений УКВЦ. Под возможностями УКВЦ понимается перечень доступного для предоставления студентам оборудования, который размещается на сайте УКВЦ (http://www.gukit.ru/kvs/oborudovanie). Под ограничениями понимается предельная сметная стоимость оборудования на один проект, устанавливаемая ежегодно распоряжением декана ФЭИ. Таким образом, студенты при определении перечня планируемого к использованию оборудования рассчитывают его стоимость как произведение стоимости оборудования, количества оборудования и продолжительности его использования (в днях), при этом они не должны выйти за рамки предельной сметной стоимости фильма.

В случае необходимости предоставления транспорта для обеспечения доставки оборудования УКВЦ на выездные съемки студент заполняет заявку по форме, представленной в Приложении 12.

В случае проведения съемок на натуре группой от 10 человек студенты обязаны получать официальное разрешение на съемки в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.02.2010 №153 «О взаимодействии исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при проведении кино- и видеосъемок в Санкт-Петербурге».

Условия для проведения кино- и видеосъемок в Санкт-Петербурге создаются исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в случае подачи организатором, желающим провести кино- или видеосъемку, в Комитет по культуре заявки о создании условий для проведения кино- или видеосъемки в Санкт-Петербурге в установленные вышеуказанным Постановлением сроки.

В заявке должны быть указаны:

- фамилия, имя, отчество либо наименование организатора (организаторов), сведения о месте проживания или пребывания (для физических лиц), месте нахождения (для юридических лиц), сведения о государственной регистрации (для юридических лиц) и контактные телефоны;

- дата, время начала и окончания проведения кино- или видеосъемки;

- территория проведения кино- или видеосъемки;

- в случае необходимости временного ограничения движения транспортных средств на дорогах в Санкт-Петербурге – участок дороги, на котором требуется ограничить движение транспортных средств, и точное время ограничения движения транспортных средств, необходимое для проведения кино- или видеосъемки;

- предполагаемая численность и основной возрастной состав участников кино- или видеосъемки, сведения об участии в кино- или видеосъемке несовершеннолетних лиц с указанием их возраста и численности;

- количество обслуживающего персонала, привлекаемого для проведения кино- или видеосъемки;

- время, необходимое для подготовки и проведения кино- или видеосъемки;

- краткое содержание сцены или эпизода кино- или видеосъемки;

- время и место монтажа, установки сложных декораций и макетов (при наличии);

- дата, время, место проведения пиротехнических эффектов, каскадерских трюков (при наличии);

- перечень используемого при проведении кино- или видеосъемки технического оборудования и транспортных средств;

- сведения об использовании при проведении кино- или видеосъемки массовки, численный состав которой превышает 50 человек;

- сведения об использовании животных при проведении кино- или видеосъемки;

- условия для проведения кино- или видеосъемки, о создании которых просит организатор.

К заявке должна быть приложена схема размещения оборудования и иных элементов оформления при проведении кино- или видеосъемки.

Заявка в обязательном порядке визируется директором УКВЦ и заносится в реестр заявок. УКВЦ принимает только полностью оформленные и заполненные заявки в Комитет по культуре, для их проверки, подписания и дальнейшей отправки в канцелярию Комитета по культуре.

Рекомендовано для съемок на территориях общественного пользования формировать малые съемочные группы (не более 9 человек в смену).

В) Творческая группа защищает свой проект фильма, для чего на заседание Художественного совета Института предоставляет на электронном носителе Презентацию, а также следующее:

1. Распечатанный режиссерский сценарий, подписанный научным руководителем (мастером) и заведующим кафедрой режиссуры.

2. КПП съемок.

Проект представляется всеми участниками творческой группы, ответственными за тот или иной участок работы (режиссер, оператор, звукорежиссер, продюсер, режиссер-мультимедиа, художники по костюмам и гриму, композитор и т.д.).

Во время защиты съемочная группа кратко (до 10 мин.) представляет свой проект и отвечает на вопросы членов Художественного совета.

На основании защиты Художественный совет Института выносит решение о разрешении съемок фильма, либо дает рекомендации по доработке проекта к следующему заседанию.

Г) В случае положительного решения Художественного совета составляется график съемок, согласованный с графиком использования оборудования УКВЦ. Между автором сценария фильма и Институтом заключается договор на передачу неисключительных прав на сценарий фильма (в соответствии с приказом ректора от 07.12.2016 № 1228-о. «О правовых основах организации кино- и телепроизводства в СПбГИКиТ» (Форма договора содержится в Приложении 13 к методическим указаниям).

Проекты, авторами которых (режиссер, оператор) являются студенты очной формы обучения, обучающиеся за счет средств федерального бюджета, имеют право на получение техники УКВЦ на безвозмездной основе в расчёте не более чем на 8 съемочных смен. В случае если проект предполагает большее количество съемочных смен, студенты арендуют (приобретают) необходимое оборудование за счет собственных средств. В случае необходимости обращения в прокатные организации, студенты вправе заказать в деканате факультета справку, подтверждающую их статус студента СПбГИКиТ, дающую право на скидку при аренде аппаратуры в организациях, имеющих партнерские отношения с Институтом (список организаций, с которыми заключены контракты на обеспечение съёмок, представлен и ежегодно обновляется на странице УКВЦ на официальном сайте СПБГИКиТ в разделе Партеры: http://www.gukit.ru/kvs/partners).

Порядок предоставления съемочного оборудования СПбГИКиТ и сторонними организациями студентам регулируется «Инструкцией о порядке предоставления съемочного оборудования СПбГИКиТ и сторонних организаций студентам очной, очно-заочной форм обучения», утвержденной ректором СПбГИКиТ 25.01.2017г. (в Приложении 14 к настоящим методическим указаниям).

Не позднее, чем за две недели до начала съемок творческая группа готовит и предоставляет начальнику отдела организации фильмопроизводства (каб. 3209 ул. Бухарестская, 22) в распечатанном виде следующие документы:

1. Подписанная заявка на обеспечение съемок.

2. Утвержденный литературный сценарий.

3. Утвержденный режиссерский сценарий.

4. Синопсис.

5. Календарно-постановочный план.

6. Постановочная экспликация (включающая в себя режиссерскую, операторскую и звукооператорскую экспликации).

7. Раскадровка, заверенная мастером.

8. Кастинг (Видеопробы актеров).

9. Список локаций

10. Лимит затрат.

11. Заявка на транспорт.

12. Заключенные договоры со всеми владельцами авторских и смежных прав на фильм, а также, в случае необходимости, с юридическими и физическими лицами на осуществление работ и оказание услуг.

13. Разрешения в свободной форме от собственников квартир, служебных помещений, руководителей предприятий, на территории которых планируются съемки.

14. Согласование от Комитета по культуре для съемок на определенных «общественных» территориях Санкт-Петербурга.

15. Акт об окончании подготовительного периода.

16. Договор о материальной ответственности.

Правовые отношения Института и владельцев авторских и смежных прав на фильм при заключении договоров со всеми владельцами авторских и смежных прав на фильм, а также с юридическими и физическими лицами на осуществление работ и оказание услуг регулируются приказом ректора от 07.12.2016 № 1228-о «О правовых основах организации кино- и телепроизводства в СПбГИКиТ» (содержится в Приложении 15 к методическим указаниям) и Гражданским кодексом Российской Федерации (части 2 и 4).

Решение об окончании подготовительного периода принимают студент-режиссер и студент-продюсер, подписывая акт об окончании подготовительного периода (форма содержится в приложении к методическим указаниям). Данный акт подписывается научным руководителем ВКР, утверждается директором УКВЦ и является свидетельством о запуске проекта в съемочный период (Приложение 16).

Съемочный период.

Целью этого периода является создание исходного аудиовизуального материала игрового фильма.

Перед выходом на съемочную площадку все студенты-участники съемочной группы должны пройти инструктаж по технике безопасности и охране труда и подтвердить свое согласие с этими правилами, расписавшись в соответствующем журнале.

Безопасность студентов при съемках регулируется «Программой по соблюдению безопасности на съемочной площадке».

Подготовка к съемке включает следующие группы работ:

1. Уточнение заказа и получение техники для съемок, исходя из конкретных условий съемок (погода и т. п.).

2. Подготовка съемочного объекта, включающая в себя: выстраивание декораций и достройку, в соответствии с разработанными мизансценами и экспликациями; расстановку основного оборудования, используемого на установленном месте в течение всего времени съемки эпизода; декорирование объекта и т.п. работы. Подготовка может осуществляться накануне съемочного дня или в день до начала следующего съемочного этапа.

3. Освоение съемочного объекта, осуществляющееся с помощью оператора, режиссера, каскадеров и постановщика трюков (в случае необходимости и их наличия). Цель – осуществление технико-технологической и творческой подготовки снимаемого кадра как основного элемента эпизода. Включает в себя:

- установку техники в места, необходимые для съемки кадра в определенном ракурсе, в соответствии с заданными в режиссерском сценарии мизансценой и монтажной экспликацией, световым и цветовым решением фильма, эпизода или кадра, в зависимости от сформированной операторской экспликации. При этом необходимо учитывать удобство расположения оборудования для игры актеров, задействованных в кадре, а также их безопасность.

- репетиции с ведущими актерами и актерами, задействованными в эпизоде, осуществляемые режиссером, «разводка» сцен и т. п.

- репетиция игры актеров и их взаимодействия с работой оборудования и технического персонала.

- репетиции сложных и трюковых сцен.

- световые репетиции.

За организацию работ на съемочной площадке отвечает продюсер. Он составляет вызывные листы (рекомендуемая форма в Приложении 17) на каждый съемочный день и выдает их каждому члену съемочной группы. Все участники съемок должны явиться на съемки в соответствии с вызывным листом. На каждый съемочный день также распечатывается выборка из режиссерского сценария соответствующая плану съемок. В задачи продюсера на этом этапе входит также организация еще одной съемочной группы для создания бэкстейджа фильма (съемки того что происходит «за кадром») и привлечение фотографа для создания фотоматериалов для оформления афиши и других рекламных материалов к фильму.

Съемки фильма осуществляются в строгом соответствии с утвержденным КПП.

Сотрудники факультета экранных искусств вправе контролировать процесс проведения съемок ВКР в части соблюдения техники безопасности, соблюдения графика съемок, использования оборудования УКВЦ и др.

По окончании съемочного дня (смены) должна быть обеспечена загрузка снятого материала (плейбэк) в доступный для совместного просмотра и комментирования сервис (Frame.io, The Takes и др.) для дальнейшего его просмотра всеми членами творческой группы, научными руководителями ВКР и членами Художественного совета института. Все руководители ВКР должны ежесменно или после окончания каждого блока[1] отсматривать снятый их студентами материал, осуществлять контроль, давать замечания и рекомендации используя выбранную систему. Контроль отснятого материала осуществляется по следующим параметрам:

- выработка в смену;

- соблюдение технических параметров фильма (по свету, звуку, камере);

- соответствие снимаемого материала режиссерскому сценарию;

- соответствие снимаемого материала профессиональным требованиям по каждой специальности.

Предварительная защита ВКР.

С целью контроля за соблюдением студентом календарного плана подготовки ВКР, ходом решения задач ВКР, соблюдения требований к оформлению и т.д. в Институте организуется предварительная защита ВКР.

Завершение подготовки ВКР в первом варианте и представление её научному руководителю осуществляется не позднее, чем за неделю до предварительной защиты (за один месяц до ориентировочной даты защиты ВКР).

Оформление ВКР в окончательном варианте и предварительная защита должна состояться на кафедре не позднее, чем за три недели до даты защиты ВКР.

К предварительной защите студент представляет задание на ВКР, диск с записью АВП и полный непереплетенный (несброшюрованный) вариант пояснительной записки ВКР.

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ВКР

Выпускная квалификационная работа должна содержать:

1. Документальная часть (пояснительная записка)

1.1 Титульный лист

1.2 Содержание

1.3 Введение

1.4 Основную часть

1.5 Заключение

1.6 Список использованных источников

1.7 Приложения

2. Созданный творческий продукт (фактическое воплощение аудиовизуального проекта)

К ВКР должны быть приложены:

1. Отзыв руководителя о выпускной квалификационной работе.

2. Рецензия на выпускную квалификационную работу.

3. Календарный график выполнения ВКР.

4. Задание на ВКР.

5. Файл на электронном носителе, содержащий электронную копию текста ВКР в электронном виде в формате PDF. Данный файл должен в своем имени содержать фамилию и инициалы студента, шифр направления подготовки, год написания ВКР, формат файла, например: Иванова МА_55.05.04_2016.pdf.

6. Копии договоров о передаче прав на аудиовизуальные произведения, созданные студентами СПбГИКиТ.

7. Копии актов приема-передачи к договору с авторами на передачу неисключительных прав на аудиовизуальное произведение (фильм).

8. Копии соглашений на использование изображения гражданина и использование в фильме фактов биографии.

9. Авторский договор на размещение ВКР в ЭБС Института.

Документальная часть ВКР(включая приложения) выполняется на компьютере (за исключением экспликаций, нарисованных от руки) на листах формата А4. Поля: верхнее – 2,5 см., нижнее – 2,5 см., левое – 3,0 см., правое – 1,5 см. 27-30 строк на странице, 60-66 знаков в строке, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пт. Выравнивание текста должно быть произведено по ширине страницы. Обязательным является использование в тексте «красных строк» с табуляцией 1,25 см.

Страницы в документальной части дипломного проекта должны быть пронумерованы. Нумерация осуществляется вверху страницы по центру. Первая страница включается в общее число страниц, однако номер на ней не ставится. Приложения в общий объем документального оформления не входят.

Обязательным условием является использование в работе научного, а не популярного (разговорного) стиля изложения. Недопустимо механическое переписывание учебников и других источников.

Титульный лист оформляется по установленному в Институте образцу (Приложение 23).

Содержаниевключает наименование всех частей ВКР (разделов (глав), пунктов, введение, заключение, список использованных источников и приложения) с указанием номеров страниц, с которых начинаются соответствующие части ВКР.

Во введении дается обоснование актуальности выбранной темы, определяются предмет, цели и задачи, подлежащие решению в процессе создания ВКР, круг разрабатываемых проблем; кратко описывается методика создания ВКР, дается описание объема и структуры работы.

Актуальность темы. Обосновывается значимость выбранной темы в современных условиях развития кинематографии страны и культуры в целом.

Основной целью работы выступает производство законченного аудиовизуального произведения.

Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить определенные задачи. Формулировка задач осуществляется в соответствии с особенностями каждой ВКР.

Объектом дипломного проекта является производимое аудиовизуальное произведение, обладающее рядом признаков.

К таким признакам относятся следующие характеристики:

- тип (кино, видео, телевизионный);

- класс (фильм);

- вид (игровой);

- жанр (приключенческий, боевик, комедийный, детективный, фантастический, исторический и др.);

- спецификация (фильмы для семейного просмотра, с возрастным ограничением (с 14, 18 лет, 21 года), для ограниченного проката (фестивальный), детские).

В основной частираскрывается содержание ВКР и содержатся следующие подразделы:

1. Девелопмент проекта.

1.1 Характеристика целевой аудитории фильма.

1.2 Синопсис фильма.

1.3 Дрим-каст.

1.4 Дрим-объекты.

1.5 Решения сложнопостановочных сцен (по использованию футажей, компьютерной графики, мультипликации и т.д.).

1.6 Творческо-техническое задание драматургу на написание литературного сценария.

1.7 Творческо-техническое задание композитору (звукорежиссеру) на написание (подбор) музыки (звукового оформления) фильма.

1.8 Лимит затрат и планируемые источники финансирования фильма.

1.9 Укрупненный график производства фильма.

2. Литературный сценарий (образец оформления титульного листа в Приложении 24).

3. Постановочный проект фильма.

3.1 Режиссерский сценарий (образец оформления титульного листа в Приложении 25).

3.2 Режиссерская экспликация.

3.3 Операторская экспликация.

3.4 Звукооператорская экспликация.

3.5 Утвержденные актеры.

3.6 Утвержденная творческая группа.

3.7 Утвержденные локации.

3.8 Постановочная экспликация, предусматривающая оптимальные творческо-постановочные решения съемок и монтажа фильма.

3.9 Календарно-постановочный план производства фильма

3.10 Раскадровка.

3.11 Генеральная смета затрат на фильм.

Наши рекомендации