Начальные представления о воспитании
Воспитание — для всех времен и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, Ибо его назначение — передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. Без этого невозможен прогресс человечества. Без этого немыслимо развитие человека в онтогенезе. Вот почему воспитание относится к числу категорий общечеловеческих, категорий вечных. Оно появилось с возникновением человеческого общества, с ним вместе и развивается: изменяются цели воспитания, его содержание и средства, методы и педагогические приемы... в зависимости от типа культуры (первобытно-общинной, античной, средневековой, нововременной, современной). К.Д. Ушинский писал: «Воспитательная деятельность, без сомнения, принадлежит к области разумной и сознательной деятельности человека, самое понятие воспитания есть создание истории, в природе его нет...»
Издревле слово «воспитание» обозначало «вскармливание». Но люди очень рано, еще на заре человеческого общества, поняли, что дитя человеческое нуждается не только в пише физической, материальной, но и в пище духовной. Поэтому и стало воспитание иметь смысл более духовный, нежели материальный. Уже у Платона читаем: «Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни. Мать и кормилица, отец и дядька («педагог»), лишь только ребенок начинает понимать их, только и хлопочут о его усовершенствовании»
адаваясь целью поставить воспитание («духовное питание») на высокий профессиональный уровень, общество постепенно создает различные воспитательные учреждения: воспитательные дома, детские сады, приюты, школы, интернаты, университеты...
Таким образом, издревле и до наших дней воспитанию придается большое значение. Даже отдается приоритет перед образованием. А. Экзюпери: «Современный человек по сравнению с пещерным не представляет собой биологического прогресса. Воспитание имеет приоритет перед образованием. Создает человека воспитание... Имеет значение не багаж (образование), а орудие, которым его схватываешь...» М.М. Пришвин: «Устойчивое нравственное правило для воспитания детей нам нужно сейчас больше, чем хлеб».
О важности воспитания, о том, что дитя человеческое становится Человеком только благодаря воспитанию, именно «духовному питанию», говорят многочисленные истории с «Маугли» — детьми, вскормленными и взращенными в логове зверя. В 1694 г. ирландский врач Б. Коннор описал случай, когда на границе Литвы и России был найден десятилетний мальчик, живший с медведями. Голландский врач Бургове в XVIII веке рассказал о ребенке, обнаруженном среди диких коз. В Индии в 1920 г. в волчьем логове вместе с волчатами отыскали двух девочек. Уже в наши дни в Гвинее-Бисау обнаружен ребенок 9—10 лет, выросший в стае обезьян. Индийская девочка Камала, попав к людям в 7—8 лет, только через два года научилась стоять, через 6 лет — ходить. К 17—18 годам сумела с трудом приобрести умственное развитие четырехлетнего ребенка. Словарный запас таких детей ограничивается несколькими десятками слов; писать и выполнять простейшие арифметические действия они вообще не могут.
Хорошо известны каждому школьному педагогу печальные истории детей из неблагополучных семей, не получивших надлежащего воспитания, судьбы детей и подростков-правонарушителей, пагубные последствия алкоголизма, наркомании и токсикомании детей и подростков...
Что же такое воспитание? Как его понимают учителя-практики? Как его ощущают наши воспитанники? И что значит это с научной точки зрения? Учителям г. Севастополя мы задали вопрос: «Как, по-вашему, что самое главное в воспитании? В чем его суть?» Получили очень много признаков, характеризующих воспитание как позитивный процесс воздействия на формирование личности школьника: «понять суть ученика — отсюда возникают методы воспитания»; «научить ребенка делать правильный выбор между добром и злом; истиной и ложью, прекрасным и безобразным»; «воспитать человека нужного обществу, достойного, красивого в своих поступках и делах»; «воспитать высоконравственного, трудолюбивого человека»; «понять причины поведения ребенка и работать с ним, исходя из ЕГО миропонимания, помочь ребенку понять себя»; «уважение в ребенке личности и уважение ребенком личности воспитывающего и доверие к нему. Умение поставить себя на место ребенка».
Нетрудно заметить, что в этих отрывочных точках зрения, высказанных педагогами, просматриваются гуманистические начала отношения к воспитанию, которые исповедуются сегодня лучшими учителями, и в определении цели и задач воспитания, и в содержании, и в позиции педагога по отношению к ученику, и в методике и технике воспитательного воздействия.
Однако среди общего позитивного стиля и тона высказываний есть и такое: «Авторитет педагога, когда дети безоговорочно принимают то, что сказал педагог. Есть люди, обладающие магическим действием на коллектив». Здесь просматривается хорошо известный в истории педагогики (и в теории, и в практике), а также и в современной жизни (в семье, школе, общественных местах) авторитарный подход в воспитании и обучении. Он основан на авторитете, правильных взглядах, верных нравственных посылках... Но, не об этом ли у Ш. Фурье: «Мораль! Какие грустные мысли порождает это слово! Мораль! При этом слове ребенку кажется, что он видит вооруженных розгами учителей; молодая женщина представляет себе ревнивцев, угрожающих кипящим котлами ада; честный человек вспоминает о множестве интриганов и преступников, которым мораль служила во все времена».
Спросите у детей разного возраста, любят ли они, когда их воспитывают? — получите однозначный ответ: «Нет!» Особенно, когда «я знаю, что права, а меня неправильно воспитывают», «если меня пытаются воспитывать неуважаемые мною люди», «если воспитатели меня в чем-то обвиняют и ругают».
Вот почему А.С. Макаренко выдвигает педагогическую аксиому: «Не следует въедаться детям в печенки педагогикой». Можно в этих рассуждениях пойти еще дальше. У Максимилиана Волошина в дневнике читаем: «Из всех насилий, производимых над человеческой личностью, убийство является наименьшим насилием, а воспитание -наибольшим». Аналогично у А. Толстого: «Каждый живет для проявления своей индивидуальности, воспитание стирает ее». Еще более категорично у Ф. Вольтера: «От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах».
Почему так? Видимо, насилие над личностью, унижение ее и уничтожение смерти подобно. Ведь если личность раздавлена, то нет и человека. Громко? Трагично? Да, но ведь так и есть. И только в суматохе будней не вдумываемся мы, когда корежим формирующуюся личность школьника воздействиями типа: «Только посмей...», «Прекрати сейчас же..!», «Кто.., тот будет весь год...» Сплошные угрозы, наказания, чтение нотаций, морализирование, запреты, слова-руководства: «Нет!», «Не смей!», «Нельзя!» и т.п. Тогда нравственность и превращается в «-полицию духа» (К.Д. Ушинский), вызывает бурный (или тихий) протест воспитуемого, порождает всякого рода защитные реакции (нигилизм, грубость и дерзость, аффект неадекватности, повышенный критицизм, непослушание, «смысловой барьер»); появляется «сопротивление воспитанию».
Известный педагог, наш современник В. Лизинский пишет: «Дурное воспитание основывается на постоянном применении к воспитуемому частицы «не» с глаголами».
Проверим себя: не так ли поступает педагог в общении с ребенком, который не всегда укладывается в предписываемые ему нормы поведения, бунтует против подавления естественных потребностей, развития его природы — физической и психической. Внимательно прочитаем стихотворение Р. Рождественского «Алешкины мысли»:
Мне на месте не сидится.
Мне — бежится!
Мне — кричится!
Мне — играется, рисуется,
лазается и танцуется!
Вертится, ногами дрыгается,
ползается и подпрыгивается!
Мне кривляется, дурачится,
улыбается и плачется,
ерзается и поется,
падается и встается!
Лично и со всеми вместе к небу
хочется взлететь!
Не сидится мне на месте...
А чего на нем сидеть?!
И как это ни парадоксально, чем выше статус личности ребенка (подростка), чем развитее его позитивные качества, тем сложнее оказывается совершение педагогического воздействия на него. Это подметил еще А.С. Макаренко: «Нормальные дети или дети, приведенные в нормальное состояние, являются наиболее трудными объектами воспитания. У них тоньше натуры, сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения. Они требуют от вас не широких размахов воли и не бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей техники».
Вот почему в "последнее десятилетие в педагогических кругах заговорили об экологии детства, экологии воспитания, экологии духовной жизни растущего человека. Известно, что экология (греч. yikos -«дом, жилище, местопребывание») - наука об отношениях организмов с... окружающей средой. Чаще человечество озабочено влиянием последствий НТР на природу. Но педагогам известно, что для нормального развития ребенка (подростка) важна также среда социальная и, как самая приближенная к растущему человеку, микросреда, т.е. родители, педагоги, ближайшее окружение других людей - друзей, сверстников на улице, других взрослых... И взаимоотношения со средой — залог их нормального развития.
В этой связи следует рассматривать и проблему прав человека (и ребенка, в частности). Признавая необходимость роста грамотности в области прав человека, ООН объявила период с 1995 по 2005 г. десятилетием просвещения в области прав человека. Насущные права ребенка, как известно, отражены в двух основных документах: «Декларации прав ребенка» (1959 г.) и «Конвенции о правах ребенка» (1989 г.). (СНОСКА: Книги, которые помогут педагогу-практику решить возникшие правовые проблемы, связанные с воспитанием:
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Права ребенка. — 1998. — № 1.
Сборник законов РФ в защиту детства НИИ детства. М, 1999.
Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. М., 1997.
Бабушкин А.В. Как подростку защитить свои права. М., 1999.
О положении детей в РФ. Государственный доклад. М., 2000.
Дети России на пороге XXI века. Российский детский фонд. НИИ РДФ. М., 2001.)
Приведем здесь лишь две выдержки, имеющие прямое отношение к реализации идей экологии детства и воспитания:
«Ребенок имеет право на получение образования... которое бы способствовало его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить чувство ответственности и стать полезным членом общества» (из «Декларации прав ребенка», Генеральная Ассамблея ООН, 20 ноября 1959 г.).
«Всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности в безопасных и благоприятных условиях...» (из «Всемирной Декларации об обеспечении выживания защиты и развития детей». Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.).
Этой же идее отвечает и складывающаяся идея полисистемности образования и воспитания: нахождение для каждого конкретного ребенка (подростка) адекватной ему воспитательной системы. Вот почему в сегодняшней школе продуктивна тенденция к расширению многообразия типов и моделей учебно-воспитательных учреждений.
В итоге необходимо отметить: в условиях современной школы ее воспитательные функции возрастают: школа -островок культуры, на котором и решаются жизненно важные задачи разностороннего, гармоничного развития личности, где можно успешно решить главную цель воспитания — самоактуализацию личности взрослеющего человека.