Суфийская мудрость (VIII в.). 8 заповедей

1. Обращайся с учениками как с собственными детьми, относись к ним с радостью и добром.

2. Следуй примеру дающего закон: он не должен ждать вознагражде­ния за работу и не должен принимать ни оплаты, ни благодарности.

3. Не отказывай ученику в совете и не позволяй работать на такой сте­пени трудности, к какой он не готов.

4. Отговаривая ученика от дурного, учитель действует намеком, а не прямо. Прямые запреты разрушают покров благоговения и вызыва­ют упрямство.

5. Учитель, обучающий определенной науке, не должен пренебрежи­тельно отзываться о другой науке.

6. Учитель должен ограничивать ученика посильными для его ума дей­ствиями.

7. Учитель должен давать ученикам только то, что подходит их ограни­ченному пониманию. Даже самые скудоумные среди людей обычно радуются совершенству своего ума.

8. Учитель должен делать сам то, чему он учит, и не давать своим делам изобличать во лжи свои слова.

Задание 44. Насколько эта фраза способствует повышению успеваемости уча­щихся?

После проверки контрольных работ учеников 3-го класса учитель сказал:

«Какая молодец Маша Иванова, у нее в работе нет ни одной ошибки, а вот у Пети Сидорова их, к сожалению, много».

Задание 45. В следующей ситуации выберите наиболее приемлемое для вас реше­ние. Оцените, какой группе воздействий вы отдаете предпочтение: репрессивным, пассивным или конструктивным.

Ученик успешно ответил у доски, получил высшую оценку, но затем учитель заметил у него шпаргалку. Как поступить учителю?

Варианты решений:

1. Забрать шпаргалку и исправить оценку.

2. Сделать вид, что не заметил шпаргалки.

3. Пристыдить, но оценку не менять.

4. Похвалить за хорошо подготовленную шпаргалку.

5. Сказать, что эта оценка не будет учитываться при подведении итогов четверти (полугодия, года), что ее нужно подтвердить.

6. Выразить сожаление, что не заметили шпаргалки, но оценки не менять.

7. Выразить сожаление по поводу того, что ученик не мог самостоятель­но, без помощи шпаргалки так же хорошо ответить.

Задание 46. Как поступить учителю в данной ситуации?

N замучил учителя вопросами. Он задает каверзные вопро­сы, пытаясь поймать учителя на неумении ответить на них, на недостатке знаний, эрудиции. На очередной вопрос учитель не может сразу ответить. Варианты решений:

1. Не отвечать на вопросы N.

2. Предложить ответить на вопрос на следующем занятии.

3. Признаться в отсутствии мгновенного ответа на вопрос, обещать по­думать над ним.

4. Предложить всему классу ответить на данный вопрос и пообещать спросить о решении в следующий раз.

5. Отчитать N за вопрос не по теме, не по существу и не отвечать на него.

6. Шуткой уйти от ответа, по возможности в следующий раз к нему вер­нуться.

7. Похвалить N за хороший вопрос и пообещать обсудить его при нали­чии времени.

Задание 47. Ка­кова реакция учителя на поведение ученицы?

Учитель опрашивает учащихся по пройденному материалу в 7-м классе. Когда он обращается с вопросом к одной из учениц, то в от­вет получает отказ в довольно резкой форме: «Что вы от меня хотите?! Я не буду отвечать!». Поведение для данной ученицы не характерное. Варианты решений:

1. Выяснить причину такого поведения ученицы.

2. Указать на некорректность отношения ученицы к учителю, попросить подойти после урока для объяснений.

3. Проигнорировать слова ученицы и обратиться с тем же вопросом к кому-либо другому.

4. Поставить «2».

5. Не акцентировать внимание класса на данной ситуации, после урока попытаться выяснить у ученицы, что помешало ей ответить на вопрос.

6. Спокойно пошутить: «Оленька! К чему такие эмоции? Я не ожидал(а), что мой невинный вопрос тебя лично заденет».

7. Предложить письменно ответить на данный вопрос.

Задание 48.Что предпринять учителю в данной ситуации?

Учитель объявляет тему урока в 10-м классе и собирается за­фиксировать ее на доске, но, оказывается, что мел не пишет. При более внимательном рассмотрении оказалось, что вместо мела у него в руках покрашенный деревянный брусок.

Варианты решений:

1. Возмутиться и отказаться записывать на доске тему урока, необходи­мые пояснения диктовать устно.

2. Начать выяснять, кто это сделал, чтобы наказать виновного.

3. Посмеяться остроумной шутке и предложить кому-нибудь принести нормальный мел.

4. Изменить предусмотренную первоначально форму проведения урока, исключив объяснение на доске, и предложить через некоторое время кому-либо из учеников ответить письменно на доске.

5. Дать проверочную письменную работу

6. Не акцентировать внимание на ситуации и предложить принести дру­гой кусок мела.

Наши рекомендации