Профессионально-значимые качества личности учителя музыки
Урок музыки следует рассматривать как урок искусства.Учитель должен быть личностью, способной увлечь учеников музыкой, вызвать желание с удовольствием слушать и исполнять ее, стремиться к общению с высоким искусством, самостоятельно его познавать.
Как известно, личность складывается из качеств личности. Учитель музыки сам должен быть прежде всего человеком высокой духовной культуры, не говоря уже о культуре музыкальной. Лингвисты признают, что слово "интеллигент" очень трудно адекватно перевести на иностранный язык. Но именно интеллигентность в самом высоком смысле этого слова является важной составляющей личности учителя музыки, даже если далеко не все психологи согласны принять ее как качество личности. В равной мере и значимость мировоззрения учителя музыки следует рассматривать чрезвычайно высоко, имея в виду, например, эпиграф программы Д.Б. Кабалевского, по которой занимается сегодня большинство школьников: "Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека" (В.А. Сухомлинский). [19;37].
Среди первых из этих качеств, очевидно, выступает музыкальность. Когда мы говорим именно об учителе музыки, то, очевидно, музыкальность следует рассматривать в ее широком понимании - как основу, определенным образом пронизывающую собой все другие его профессиональные качества и окрашивающую их глубоким духовным отношением к музыке, ярко выраженным чувством музыки, совокупностью музыкальных способностей, направленных на постижение жанрово-интонационной природы этого искусства, потребностью увлечь музыкой другого. Конечно, В.А. Сухомлинский прав, считая, что мы не должны воспитывать музыкантов в общеобразовательной школе. Однако если учитель музыки по-настоящему музыкален, он способен помочь ребенку почувствовать себя музыкантом. Думается, что без этого полнопенное музыкальное воспитание невозможно.
Если первое, отмеченное здесь качество очень специфично и как приоритетное может относиться только к учителю музыки, то любовь к детям, эмпатия, безусловно, является качеством, в равной мере необходимым для учителя любого предмета. Любовь к ребенку, как правило, окрашивает сердечное отношение к нему учителя, определяет его терпимость и мудрость, способность рассматривать тот или иной поступок, процесс воспитания, обучения и развития в определенной перспективе, умение выделить в ребенке все то хорошее и доброе, что в нем есть, помогает научить его справляться со своими недостатками. Специфика, однако, состоит в том, что все отмеченные выше стратегические и тактические задачи решаются учителем с помощью музыки и любви к детям - именно на этой основе учитель музыки способен развивать в учащемся творческие способности, фантазию и интуицию, пробуждать в ребенке более глубокое восприятие мира, ощущение и осознание себя личностью в этом мире. XX век показал, что проблема эмпатии - способности к сопереживанию, сочувствию, - стала одной из центральных и в психологии, и в педагогике. Эмпатия является противопоставлением отчужденности, эгоизму, черствости души - может быть, самым распространенным болезням нашего времени. Русская музыкальная культура во все свои времена отличалась ярко выраженной способностью к состраданию. "Я всеми силами души хотел бы, - признавался П.И. Чайковский, - чтобы моя музыка служила людям подпорой и утешением". Это творческое и мировоззренческое кредо великого композитора может в полной мере стать эпиграфом деятельности и личности учителя музыки, ибо музыкальное искусство по своей природе призвано вызывать эмпатию и развивать ее. Музыка способна раскрыть перед юным существом самые тончайшие чувства и образы, и искусство учителя состоит в том, чтобы помочь детям душевно откликнуться на них, вызвать желание быть причастным к миру Добра и Красоты.
В последние годы все большее внимание привлекается к таким качествам личности учителя музыки, как профессиональное мышление и самосознание. Конечно, они весьма специфично проявляются в содеятельности педагога-музыканта и учащихся. Суть этой специфики - в сплаве художественного и педагогического аспектов мышления. Б.В. Асафьев и Б.Л. Яворский сделали огромный шаг вперед в педагогике музыкального образования, включив в нее проблемы музыкального мышления, основанные на интонационной природе искусства, и этим значительно расширили представление (например, по сравнению с ладовым мышлением) о границах и направленности как профессионального мышления учителя музыки, так и музыкального мышления учащихся. В дальнейшем Д.Б. Кабалевский, опираясь на эти идеи, углубил представление о профессиональном мышлении учителя и развитии музыкального мышления учащихся на жанрово-интонационной, стилевой основе музыкального искусства. Осмысление конструктивно-логической организации звукового материала в единстве со способностью чувственно воспринимать выразительный смысл музыкальной интонации, концепция двойственности синкретического механизма музыкального мышления - все эти его слагаемые лежат в основе профессиональной подготовки учителя музыки. Вместе с тем в последние годы появилась тенденция начиная с первого класса развивать у учащихся теоретическое и даже философское мышление на уроках музыки в общеобразовательной школе. Эта стратегия музыкального образования противоречит главному предназначению уроков музыки, прежде всего в начальной школе, - развивать эмоциональную отзывчивость, образное восприятие музыки, музыкально-творческие исполнительские навыки.
Сущность педагогического мышления заключается в проектировании, осуществлении и анализе музыкально-образовательного процесса. В силу неповторимости состава учащихся того или иного класса деятельность учителя музыки, его педагогическое мышление носят ярко выраженный творческий характер как в построении урока в целом, так и в каждой конкретной ситуации. При этом учитель вносит свои собственные идеи, определяет личностное видение проблемы, оригинальные способы решения поставленных задач, исходя из возможностей конкретного класса, уровня его общей и музыкальной культуры, условий проведения занятий и т.д.
Профессиональное самосознание учителя музыки проявляется прежде всего в способности анализа собственной конструктивной, исполнительской, коммуникативной, организаторской, исследовательской деятельности, а также анализа музыкального развития своих воспитанников. В процессе самосознания на том или ином отрезке времени учитель музыки, с одной стороны, выявляет, насколько его профессиональный багаж отвечает необходимым требованиям организации и проведения современного урока музыки, и в соответствии с этим намечает пути профессионального саморазвития. С другой стороны, он сравнивает исходный уровень музыкального развития учащихся с уже имеющимся уровнем и на этой основе делает выводы о том, в какой мере осуществляемый им музыкально-образовательный процесс является эффективным. В конечном счете уровень профессионального самосознания и волевых аспектов является решающим условием повышения мастерства учителя музыки.
Музыкально-педагогическая интуиция рассматривается как акт непосредственного решения учителем музыкально-педагогических задач без предварительного логического профессионального анализа. Такого рода интуиция проявляется как в ситуациях собственно музыкального плана, так и педагогического. Например, по ходу урока вместо запланированного исполнения определенного произведения учитель может почувствовать необходимость предварительно исполнить фрагменты уже известных учащимся сочинений этого композитора; во время разучивания трудной песни - применить игровые приемы; завершить насыщенный урок шуткой; после удавшейся кульминации занятия изменить ранее запланированное его окончание и т.д.
Артистизм учителя музыки как профессиональное качество личности проявляется прежде всего в исполнительской, коммуникативной и музыкально-организаторской деятельности. Важно, чтобы учитель музыки обладал способностью "влучать" (К.С. Станиславский) эмоционально-эстетическую по характеру, душевную энергию в учащихся, например перед тем, когда они будут слушать тот или иной музыкальный шедевр; заражать их желанием и волей разучить и с удовольствием исполнить вокально-хоровое произведение; вызывать желание попытать свои силы в сочинении мелодий, ритмов, движений и т. п. И главное - ярко выраженный артистизм учителя музыки поможет укрепить интерес к музыке и музыкальным занятиям.
Личностная профессиональная позиция учителя музыки проявляется прежде всего в способности уметь обосновать свое видение сущности, организации и проведения процесса музыкального образования. Эта позиция сказывается в выборе учебной программы, в расстановке акцентов в решении музыкально-образовательных задач и реализации тех или иных музыкально-педагогических принципов; в определении приоритетных видов деятельности учащихся и т.д.
Характер и направленность личностной профессиональной позиции учителя музыки часто во многом зависит от уровня профессиональной (музыкальной и педагогической) подготовки, от адекватной самооценки способностей, знаний и умений, от уровня профессиональных притязаний и амбиций. Совершенно очевидно, что наличие личностной профессиональной позиции - необходимая и важная часть мастерства учителя музыки. Условием ее успешного становления является осознание учителем "баланса", некоего равновесия между реальным профессиональным багажом и глубиной проявления этой позиции. Так, например, в период перестройки системы образования в стране в 1990-е гг. появилось огромное число авторских программ, но только единицы из них отвечали необходимому профессиональному уровню: учителя музыки не осознавали, что создание новой программы дело весьма трудное, подчас непосильное даже для целых творческих коллективов. В равной мере отрицательно сказывается на становлении личностной профессиональной позиции заниженный уровень самооценки, неверие в свои силы, а порой и давление со стороны некоторых представителей органов народного образования, предписывающих действовать "по образцу", строго руководствоваться методическими указаниями.
В последние годы о методологической культуре все больше говорят не только по отношению к педагогам-музыкантам - исследователям, но и учителям музыки - практикам. Явление это достаточно новое и потому требует специального пояснения.
Методология - это область той или иной науки, которая связана с методами исследования, а не с методами обучения, преподавания. Может быть, кто-то спросит: а при чем здесь учитель музыки? Он должен выполнять свою работу, вовсе не связанную с исследовательской. Действительно, учитель музыки, как и всякий другой учитель, прежде всего образовывает, воспитывает, обучает детей музыке. Но разве при этом он не наблюдает за детьми, за процессом их музыкального развития? Учитель музыки сознательно, а иногда и бессознательно фиксирует, осмысливает этот процесс, радуется успехам, огорчается неудачам своих питомцев. Так в постоянном исследовании процесса музыкального развития и протекает его работа.
Задача состоит в том, чтобы современный учитель музыки был методологически образован, чтобы пока еще отдельные проявления его грамотной, продуктивной и вдохновенной исследовательской работы, результатом которой является преобразование процесса преподавания музыки, - становились в наступившем веке "обычным" явлением.
На реализацию этой задачи и направлен новый вузовский учебный предмет "Методология музыкально-педагогического образования". В нем, шаг за шагом, будущие учителя музыки осваивают основы методологической культуры педагога-музыканта.
Вначале студенты (а также слушатели курсов повышения квалификации учителей) учатся выполнять сравнительно простые формы учебно-исследовательской работы - написание аннотации, рецензии, подготовка доклада. Главное заключается в том, чтобы понять, что в основе всякого исследования лежит рефлексия, самоанализ, а вершиной, результатом его является нахождение новых решений, гипотез, направленных на совершенствование профессиональной деятельности.
Так, в теории музыкального исполнительства одна из интереснейших проблем - проблема интерпретации. Разве она не имеет отношения, например, к вокально-хоровой работе на уроке музыки? Изучая методологию педагогики музыкального образования, учитель музыки сможет убедиться в том, что усвоение методологических знаний, которые включают в себя и их "переинтонирование" из области родственных наук и искусств, и многое другое, - способствует совершенствованию всех тех приоритетных качеств личности учителя музыки, о которых шла речь выше.
Таким образом, музыкальность является основным качеством личности учителя музыки, также важными являются открытость и доброта. Они необходимы для того, чтобы передать детям положительные эмоции при изучении музыки, научить их чувствовать произведения. Артистизм учителя также играет большую роль в передаче настроения какой-либо композиции, может послужить своеобразной эмоциональной нитью, которая свяжет юных слушателей с музыкальным миром. При этом не стоит забывать о музыкально-педагогической интуиции, которая поможет отойти от стандартов и разнообразить урок, что при правильном подходе облегчит ученикам изучение материала. Все эти качества очень важны для учителя музыки и оказывают большую помощь в музыкальном воспитании детей.
Подводя итог, можно сказать, что личность человека, в частности учителя музыки играет важнейшую роль в обучении музыкальной грамоте. При этом важно помнить и о взаимодействии различных типов личности, без которого невозможно представить преподавательскую деятельность. Именно поэтому учитель должен чутко прислушиваться к своим воспитанникам и желать обучать их без капли негатива, также важно помнить, что педагогические знания и постоянное саморазвитие играют не маловажную роль в педагогическом взаимодействии учителя с учащимися. Заключение
Таким образом, в педагогической деятельности в идеальном учителе должны сочетаться качества прекрасного преподавателя и прекрасного воспитателя, поэтому будущий учитель заранее должен готовить себя к этой двоякой роли, вырабатывая в ходе подготовки важнейшие профессионально–личностные качества необходимые для успешной деятельности.
Педагогическая деятельность – одна из сложнейших областей человеческого труда. Исходя из задач, которые должен решать учитель, его важнейших для общества функций и сложности его деятельности, общество предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным качествам учителя. Значимость этих качеств в разные периоды неодинакова, те черты, которые выступали на первый план ранее, позднее утратили свою значимость и стали второстепенными. Выяснением главенствующих профессионально значимых качеств личности учителя занимались многие психологи и их решения были неоднозначны.
Применительно к проблеме эффективности обучения, можно сказать, что различные качества и особенности личности каждого человека, как учителя, так и учащегося, ставят сложный вопрос о правильном и продуктивном обучении. Так как человек уникален, и каждый имеет свой набор качеств и характеристик, которые определяют тип личности, для успешного учения и обучения необходимо соответствие процесса обучения типу личности учащегося. Трудность состоит в том, что стиль деятельности обучения преподавателя является устойчивым, зависит от качеств и особенностей его личности и может не соответствовать стилю учения. Считается, что преподаватель может учить только соответственно своему собственному типу личности, который задан набором его качеств личности.
Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника, поэтому огромное значение в личности учителя имеет такое качество, как способность донести знания до каждого ученика, независимо от типа личности. В соответствии с этим важны такие качества как наблюдательность, умение импровизировать.
Также современными исследователями отмечается, что любовь к детям следует одна из важнейших личностных и профессиональных черт педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Подчеркнем также важность самосовершенствования, саморазвития, ибо учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.
Профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей. В случае с преподаванием музыки учитель должен ещё более чутко понимать детей, ведь эта сфера требует большого внимания и терпения.
Исходя из изложенного выше, видно, что за долгие годы было проведено множество исследований на тему качеств личности и все они в конечном итоге показывают, что учитель должен обладать как можно более широким кругозором и постоянно развиваться. Для хорошего преподавателя такие качества как наблюдательность, умение понимать людей, разбираться в их чувствах и особенностях, стремление к совершенствованию, любовь к своим ученикам просто необходимы. При этом не стоит забывать о том, что помимо личностных качеств, учитель должен любить и в совершенстве знать тот предмет, которому он обучает. Особенно это касается творческих направлений, например таких, как музыка. Здесь мастерство преподавателя заключается не столько в том, чтобы дать ученикам набор чётких формул и правил, а в том, чтобы научить детей чувствовать и открыть в них желание заниматься творчеством, а этого невозможно добиться без истинной любви к предмету и своему делу.
Список литературы
1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Академия, 2004. – С.336
2. Алиев, Э.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта - М.: ВЛАДОС, 2000. – С.346
3. Газман, О.С. Неоклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы - М.: МИРОС, 2002. –С. 296
4. Горюнова, Л.В. О развитии музыкальной культуры подростков Л.В. Горюнова. - Новосибирск, 1969. – С.22
5. Горюнова, Л.В., Школяр, Л.В. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки / Л.В. Горюнова, Л.В. Школяр // Музыка в школе. - 1991. - № 2. – С. 33
6. Гродзенская, Н.Л. Школьники слушают музыку / Н.Л. Гродзенская. - М., Просвещение, 1969. – С.77
7. Кабалевский, Д.Б. Основные методы и принципы программы по музыке для общеобразовательной школы / Д.Б. Кабалевский // Программно-методические материалы. Начальная школа. - М., Просвещение, 2001. - С.28.
8. Каган, М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе / М.С. Каган // Музыка в школе. - 1987. - № 4. – С. 32
9. Коменский, Я.А., Локк, Д., Руссо, Ж-Ж., Песталоцци, И.Г. Педагогическое наследие / под ред. М.В. Кларина, А.Н. Джуринского. - М.: Педагогика, 1987. – С.416
10. Критская, Е.Д. Интонационный анализ - творчество учителя и ученика / Е.Д. Критская // Искусство в школе. - 1993. - № 1. – С.28.
11. Личность: внутренний мир и самореализация: Идеи, концепции, взгляды / составители Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - СПб.: Изд-во Института образования взрослых совместно с изд-вом "Тускарора", 1996. –С. 175
12. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / В.Г. Маралов. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2004. – С.256
13. Мартынюк, И.О. Самореализация личности как способ формирования ее жизненных целей/ И.О. Мартынюк // Жизненный цели личности: понятие, структура, механизмы существования. - Киев: Наукова думка, 1990. - С.89
14. Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А. Апузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С.94
15. Мастеров, Б.М. Психология развития: психотехника риска и правил безопасности / Б.М. Мастеров. - М.: Интерпракс, 1994. – С.156
16. Методологическая культура педагога-музыканта:учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина, Н.В. Морозова и др.; под ред.Э.Б. Абдуллина. - М.: Академия, 2002. –С.272 Михайлов, Н.Н. О потребности личности// Диалектика потребностей личности в социалистическом обществе. - М., 1985. - С.30.
17. Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки/Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1988. – С.254
18. Немыкина, И.Н. Основы музыкальной педагогики / И.Н. Немыкина. - Екатеринбург, 1993. – С.320
19. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / Сост.Н.Б. Крылова. - М., 1995. – С.113
20. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова и др.; под ред.В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой; науч. ред.Н.Б. Крылова. - М.: Академия, 2006. – С.228 - (Профессионализм педагога).
21. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология: учебник для студ. вузов / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - 2-е изд. - М.: Академия, 2000. – С.512
22. Пиличяускас, А.А. Познание музыки как педагогическая проблема / А.А. Пиличяускас // Музыка в школе. - 1989. - № 1. - С.120
23. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учебное пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; под ред.Г.М. Цыпина. - М.: Академия, 2003. – С.368
24. Резвицкий, И.И. Личность. Индивидуальность. Обществ / И.И. Резвицкий. - М.: Политиздат, 1984. – С.152
25. Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование/ В.В. Сериков // Педагогика. - 1994. - №5. - С.160
26. Сохань, Л.В., Злобина, Е.Г., Тихонович, В.А. Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально-педагогического исследования) / Л.В. Сохань, Е.Г. Злобина, В.А. Тихонович. - Киев: Наукова думка, 1987. – С.270
27. Сулейманова, С. Самореализация подростка как ключевая категория дополнительного образования / С. Сулейманова // Философия образования и реформа современной школы: материалы городской науч.-практ. конф.; Комитет по образованию и науке администрации г. Перми; Центр развития образования им. С.О. Ветлугина. - Пермь, 2002. – С.204
28. Тельчарова, Р.А. Уроки музыкальной культуры: книга для учителя (из опыта работы). - М.: Просвещение, 1991. – С.158
29. Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская [и др.]. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 1999. – С.336
30. Тихомирова, Е.И. Самореализация школьников в коллективе : Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. вузов / Е.И. Тихомирова. - 2-е изд. - М.: Академия, 2007. – С.144